Любовь Жгунова
Проект «Чудеса в ладошках» для детей младшего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
МБДОУ «Троицкий детский сад № 1 «Родничок» (ул. Октябрьская, 74)
Проект
«Чудеса в ладошках»
пальчиковые игры с нетрадиционными предметами
для детей младшего и старшего дошкольного возраста
Разработала:
Муз. руководитель: Жгунова Л. Ю.
С. Троицкое, 2023
1. Информационная карта проекта
Название проекта «Чудеса в ладошках»
Публикация «Проект „Чудеса в ладошках“ для детей младшего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Тема проекта Пальчиковые игры с нетрадиционными предметами как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
Автор проекта Жгунова Любовь Юрьевна
Место реализации проекта МБДОУ «Троицкий детский сад №1 №Родничок»» Алтайский край, с. Троицкое
Тип проекта
По числу участников проекта : групповой (более 70 человек) музыкальный руководитель, дети младшей, средней и старшей/подготовительной групп, воспитатели и родители воспитанников.).
По времени проведения: краткосрочный – 3 месяца (с 01.09.2023г – 01.11.2023г.).
По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья.
По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
По доминирующей в проекте деятельности : информационно – творческий, игровой.
Проблема В настоящее время не уделяется должного внимания пальчиковым играм, как одному из самых действенных и доступных средств развития мелкой (тонкой) моторики рук детей младшего дошкольного возраста. Вследствие чего у детей проявляется недостаточность двигательных функций во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике.
Гипотеза Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снимает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. Сопровождение движения стихотворением формирует и совершенствует чувство ритма, развивает память.
Цель проекта Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр с нетрадиционными предметами.
Задачи проекта 1. Развивать мелкую моторику рук детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;
2. Расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире;
3. Развивать эмоциональную отзывчивость и воображение детей младшего дошкольного возраста;
4. Повысить профессиональную компетентность родителей по использованию пальчиковых игр в работе с детьми.
Ожидаемые результаты 1. У детей будет развита мелкая моторика рук посредством пальчиковых игр;
2. У детей наблюдается расширение и активизация словаря на основе обогащения представлений об окружающем мире;
3. У детей наблюдается развитие эмоциональной отзывчивости и воображения;
4. Наблюдается повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковых игр в работе с детьми.
Формы работы, используемые в проекте Музыкальная, игровая, информационная, коммуникативная, развивающее обучение, консультативная, проектная.
2. Актуальность
В. А. Сухомлинский говорил, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Игра - это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности.», а «Пальчиковые игры - это инсценировка каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев».
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.
В XX в. такие исследователи, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др., доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Психологи отмечают, что умственные способности начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения деятельности ребенка, в том числе общей двигательной и ручной.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, к проблемам во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.
Пальчиковые игры - это веселое, увлекательное и полезное занятие. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, развивают творчество, фантазию. Простые движения помогают не только расслабить мышцы самих рук, но и снять напряжение со всего тела. Они способны улучшать произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы, да и вся кисть в целом, тем лучше говорит ребенок.
Пальчиковая гимнастика - это технология способствующая выработке навыков самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и тактильно - двигательных ощущений. Нетрадиционными способами пальчиковой гимнастики являются: су-ждок, массаж с различными предметами: массаж прищепками, бигуди, зубными щетками, ватными палочками, шишками, орешками; пальчиковый театр.
Организация работы над проектом.
Проект включает в себя три этапа:
1. Подготовительный.
2. Основной – реализация проекта.
3. Заключительный – итоги проекта.
I. Подготовительный этап реализации проекта.
Определение темы проекта;
Формулирование цели и определение задач;
Составление плана реализации основного этапа проекта;
Подбор музыкального репертуара;
Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта.
Изучение методической литературы по теме.
Приобретение необходимого оборудования для игр.
Разработка рекомендаций и консультаций по проведению пальчиковой гимнастики.
II. Основной этап реализации проекта.
Во время основного этапа проводились следующие игры для развития мелкой моторики рук:
Игры с грецкими орешками
«Орех» Т. Кирюшатова
Эх, эх, эх, эх! (перекладываем орех из руки в руку между указательным и средним пальчиками)
У меня в руках орех.
Я с орешком поиграю, (катают между ладошками)
Меж ладошек покатаю.
Каждый пальчик, что дорожка, (прокатываем по каждому пальчику)
Пусть прокатится немножко.
Покатается часок,
Ищет, где же локоток? (катим по руке к локтю)
Локоток искал, нашел. (круговые движения по локтю)
И в ладошки спать ушел. (спрятали орех в ладошках)
Игры с массажными мячиками Су – джок
Я мячом круги катаю, (катаем между ладошек)
Взад – вперед его гоняю. (катаем вздад – вперед)
Им поглажу я ладошку, (гладим ладошку)
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко, (сжимаем в руке)
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму, (прижимаем поочередно пальчиками)
И другой рукой начну.
при повторении игры: И закончу я игру.
«Зайки»
На полянке, на лужайке (катаем мячик между ладонями)
Целый день скакали зайки (прыгаем по ладошке)
И катались по траве (катаем вперёд/назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали («прыгать» по ладошке)
Но напрыгались, устали. (сдавливаем мячик в кулачке)
Мимо змеи проползали («змейкой» катаем мячик по ладошке)
«С добрым утром!» им сказали.
Стала гладить и ласкать (погладить мячиком каждый пальчик)
Всех зайчат зайчиха - мать.
«Наши ручки» О. Крупенчук
Эта ручка - правая, (крепко сжимают в правой руке)
Эта ручка - левая. (крепко сжимают в леой руке)
Я на мячик нажимаю, (поочередно каждым пальчиком нажимают на колючки)
И зарядку делаю.
Будет сильной – правая, (крепко сжимают в правой руке)
Будет сильной – левая. (крепко сжимают в левой руке)
Будут ручки у меня, (катают мячик вперед/назад, вправо/влево между ладонями)
Сильные, умелые.
«Серый ёжик» Г. Ладонщиков
Серый ёжик весь в иголках, (мячик в правой ладони, левой рукой нажимаем на колючки мячика, затем руки меняем)
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной, (катаем мячик в ладошках, делая движение вперед/назад)
Ёжик добрый, а не злой.
Игры с бигуди (спиральными и колючими)
Дети катают бигуди между ладонями, по поверхности стола или на коленях, сгибают и разгибают бигуди, придавая им различные формы.
«Поезд и самолёт» Э. Мошковская
Поезд песенку поё т: (катают бигуди между ладонями вперед/назад,
«Ту - ту- ту - у- у- у - у- у!» руки держат перед собой)
Улетает самолёт (катают бигуди между ладонями вперед/назад,
В высоту: руки держат над головой)
«У-у-у-у-у-у-у-у!»
«Загудел паровозик» Т. Волгина
Загудел паровоз (дети катают бигуди между ладонями вперед/назад)
И вагончики повез:
«Чу – чу – чу – чу!
Далеко я укачу!»
«Иголки» Н. Селютина
У сосны, у пихты, елки, (катают бигуди между ладонями вперед/назад)
Очень колкие иголки.
Но еще сильней,
Чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
«Пароходик - пых!» А. Савушкина
Пароход плывет по речке, (катают бигуди между ладонями
И пыхтит он, словно печка: вперед/назад)
«Пых – пых – пых!
Игры с зубными щётками
Дети берут в руки зубную щётку. Под счет растирают щёткой подушечки пальцев любой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем. Растирают ладонь. Чередуют.
«Зубная щётка»
Плывёт зубная щётка,
Как по морю лодка,
Как по речке пароход,
По пальчикам она идёт!
«Кто живет в моей квартире?» Е. Синицына
Дети берут в руки зубную щетку, под счет растирают подушечки пальцев любой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.
Раз, два, три, четыре, пять – (растирают щеткой ладонь, под счет растирают подушечки пальцев другой руки)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять –
Всех могу пересчитать: растирают щеткой ладонь :
Папа, большой палец,
Мама, указательный,
Брат, средний,
Сестренка, безымянный,
Кошка Мурка, мизинец. Перекладывают щетку в другую руку
Два котенка, растирают щеткой большой палец,
Мой щегол, указательный,
Бурундучок, средний,
Сверчок безымянный,
И я! мизинец.
Вот и вся моя семья! Сгибают и разгибают пальцы обеих рук.
«За ягодами» Н. Нищева
Дети берут в руки зубную щетку, под счет растирают подушечки пальцев любой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.
Раз, два, три, четыре, пять – (растирают щеткой ладонь, под счет растирают подушечки пальцев другой руки)
В лес идем мы погулять! растирают щеткой ладонь
За черникой, большой палец,
За малиной, указательный,
За брусникой, средний,
За калиной, безымянный,
Землянику мы найдем, мизинец. Убирают щетку в сторону
И братишке отнесем! Вытягивают руки вперед – «корзинкой»-угощение»
Игры с шестигранными карандашами
Дети вращают карандашами всеми пальцами сначала одной, потом другой рукой. Катают карандаш по ровной поверхности, между ладонями и т. п.
«Весёлый карандаш» С. Ерошкина
Карандаш в руках катаю, (Дети крутят карандаш между ладонями)
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
«Подъёмный кран» А. Сурикова
Дети кладут карандаш на правую ладонь, поднимают его большим и указательными пальцами; затем большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем левой руки. Затем выполняют эти же движения правой рукой.
Карандашик поднимаю,
Крепко пальчики сжимаю!
2 вариант игры: Дети держат карандаш между указательным и средним пальцами правой руки и перехватывают его указательным и средним пальцами левой руки (как клешнями).
«Веретено» И. Лопухина
Вращать карандаш большим, указательным и средними пальцами. Наматывать нитку на карандаш.
Кружится веретено,
Ниточку прядет оно.
Нитку я перебираю,
И нее клубок мотаю.
Игры с прищепками
«Гусенок» О. Крупенчук
Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.
Вот проснулся,
Встал гусенок,
Пальцы щиплет он спросонок:
- Дай, хозяйка, корма мне,
Раньше, чем моей родне.
«Ах, крапива…» Р. Федина
Использование прищепок для самомассажа: дети прищепляют бельевой прищепкой ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу. Дети учатся прицеплять прищепки на тканевый платочек. Также можно прищеплять прищепки разных цветов на край пластикового ящичка, в котором они хранятся, на трубочки для коктейля, пластиковые стаканчики; создавать из прищепок различные поделки – цветы, животные, игрушки, цифры, буквы, гирлянды и т. п.
- Ах, крапива жжётся,
В руки не даётся!
Злая ты, колючая
Да ещё кусучая!
Не дала цветок сорвать,
Чтобы маме показать!
- Нет, я не кусаюсь,
Просто защищаюсь!
«Клюква» В. Волина
Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.
Мы шли, шли, шли,
Много клюквы нашли.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы опять идем искать!»
Упражнение для самомассажа на придверном коврике "травка"
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки
(Прыгаем всеми пальцами по коврику)
И катались по траве
От хвоста и к голове
(Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев)
Долго зайцы так скакали
Но напрыгавшись устали
(Положить ладони на коврик)
Мимо змеи проползали
"С добрым утром"- им сказали
(ладони по очереди волнами ползут по коврику)
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха мать
(Ладони поочередно гладят коврик)
Шла медведица спросонок
А за нею медвежонок
(бьём по коврику ребром ладони)
А потом пришли детишки
Принесли в портфелях книжки
(Ходим по коврику средним и указательным пальцами, переступая ими как ножками)
Стали книжки открывать
И в тетрадочку писать
(Раскрываем ладошки, как книжки)
Работа с родителями:
выставка атрибутов для игр по развитию мелкой моторики рук детей;
консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Играем с пальчиками и развиваем речь»; «Дети и мелкая моторика рук»;
знакомство родителей с проектом;
III. Заключительный этап проекта :
1. Анализ проделанной работы по проекту.
2. Акцентирование внимания родителей на значимости их помощи, на успехах активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.
3. Выявление совместно с родителями положительных результатов проделанной работы, анализ недостатков.
4. Включение пальчиковых игр с нестандартным оборудованием в дальнейшую работу по развитию мелкой моторики детей.
Анализ проделанной работы:
Тема проекта соответствует возрастным особенностям детей. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковых игр, дети проявляли желание и интерес играть в игры с нестандартным оборудованием, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились проводить пальчиковые игры в домашних условиях. Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа педагогами и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковых игр с использованием нестандартного оборудования, способствующих речевому развитию детей, позволила даже за короткий срок добиться положительных результатов по улучшению развития мелкой моторики рук детей.
Перспектива на будущее: продолжить работу по развитию мелкой моторики рук детей с помощью уже опробованного оборудования, расширить перечень нестандартного оборудования (коврики, счётные палочки, экспандеры, щётки, бусы, пальчиковые куклы, пуговицы, фасоль, горох и др.).
Ожидаемые результаты
1. Дети проявляют интерес к пальчиковым играм с использованием нестандартного оборудования; увеличился словарный запас детей, речь стала более эмоциональной и выразительной.
2. Родители стали единомышленниками с педагогами образовательной организации по использованию пальчиковых игр в работе с детьми;
3. Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковых игр с детьми дома;
4. Улучшилось развитие общей и мелкой моторики детей.
.
Перспективы развития проекта :
Педагогический потенциал использования пальчиковых игр определяется высокой личностно - мотивированной активностью участников игротренинга. Реализация воспитательного потенциала пальчиковых игр в процессе развития мелкой моторики детей будет продолжена на постоянной основе, вместо привычных пальчиковых игр.
Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии мелкой моторики через использование пальчиковых игр будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом.
Проект по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста при помощи пальчиковых игр может быть принят к реализации другими педагогами ДОУ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М. : Айрис – Пресс, 2006.
2. Быкова Н. М. Игры и упражнения для развития речи. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. – М. : Просвещение, 1985.
4. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2022.
5. Лопухина И. С. Логопедия. Речь, ритм, движение. – СПб. : Дельта, 1997.
6. Новиковская О. А. Логоритмика. – СПб. : Корона принт, 2018.
7. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. – М. : Владос, 2002.
8. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб. : Кристалл, 2000.
9. Савельева Е. А. Тематические загадки и веселые игры для пальчиков: методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : НЦ ЭНАС, 2006.
10. Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей 4 – 5 лет. – СПб. : Каро, 2009.
11. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. – М. : Астрель, 2001.
12. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. : Лань, 1996.
13. 500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей /сост. И. А. Мазнин. – М. : Сфера, 2007.