Елена Осипова
Проект «Что за прелесть эти сказки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Казенное Дошкольное Учреждение № 10
«Детский сад комбинированного вида г. Никольское».
Проект
«Что за прелесть эти сказки!»
в старшей группе «Березка».
Разработала: Воспитатель
Осипова Е. Э.
2018г.
Заведующий МКДОУ№10 Виноградова У. В.
Тема проекта : Знакомство детей и их родителей с творчеством А. С. Пушкина.
Название: «Что за прелесть эти сказки!»
Публикация «Проект „Что за прелесть эти сказки“ в старшей группе» размещена в разделах
Участники проекта : дети старшей группы «Березка», их родители, воспитатели.
Вид проекта : краткосрочный, групповой, информационно-творческий.
Сроки реализации: октябрь 2018г. - декабрь 2018г.
Актуальность темы:
Сказка – ложь, да в ней – намек,
добрым молодцам урок.
А. С. Пушкин.
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного, доброго человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства.
В современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем. А сказка пользуется у детей огромной любовью. Она учит, вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.
На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.
Цель проекта :
Приобщение детей к художественной литературе на примере сказок А. С. Пушкина, накопление у детей литературно- художественных впечатлений.
Задачи проекта :
1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажей сказок, знать название сказки, пересказывать содержание и выражать своё отношение к героям сказки.
2. Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов сказок А. С. Пушкина: А. А. Елисеевым, И. Я. Билибиным, М. А. Врубелем, В. М. Конашевич.
3. Знакомить детей с музыкальной постановкой сказки А. С. Пушкина на примере оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», ее музыкальных отрывков «Три чуда».
4. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов.
5. Закреплять и совершенствовать умения использовать средства выразительности (поза, жест, мимика, интонация, движения).
6. Воспитывать звуковую культуру речи. Формировать связную речь, обогащать словарь, продолжать учить использовать в ответах разные формы предложений, развивать интонационную выразительность речи.
7. Возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта. Раскрыть ценности совместного творчества детей, их родителей и педагогов.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап. Определение темы проекта.
Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей и дополнение задач детьми. Формулируется проблема о моральной стороне сказок и привитии любви к сказкам и театральной деятельности. После чего дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учат сказки А. С. Пушкин?» через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.
Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, подбор научной литературы журналов, газет, иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок. Изучение опыта работы педагогов по данной теме.
Обработка информационного материала.
Подготовка и пополнение предметно-развивающей среды.
2. Основной этап. Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.
Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей. Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки», создание мини-библиотеки «Сказки моего детства». Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Проведение тематического родительского собрания - «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка»
При реализации данного проекта использовались принципы интеграции образовательных областей, связь с реальной жизнью, с семьей.
По необходимости со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается ребятам практическую помощь, а также направляется и контролируется осуществление данного проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
3. Заключительный этап. Подведение итогов. Анализ достигнутых результатов.
Досуг «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина».
Презентация проекта : Открытое мероприятие для сотрудников ДОУ – игра-викторина «У Лукоморья», показ презентации на педсовете – декабрь 2018г, родительское собрание в группе по итогам проекта – декабрь 2018г.
Обеспечение проекта :
книги со сказками А. С. Пушкина; иллюстрации по сказкам : А. А. Елисеев -«Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», И. Я. Билибин - «Чудный остров», М. А. Врубель -«Царевна-Лебедь», В. М. Конашевич - «Черномор и богатыри»; костюмы для театрализации по «Сказке о рыбаке и рыбке»; изобразительные средства и материалы для рисования сказочных персонажей; несколько видов кукольного театра (настольный, театр петрушек, деревянный); выставка поделок совместного творчества по сказкам Пушкина; музыкальный центр с фонограммой музыкальных отрывков из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - «Три чуда» (со светомузыкой).
Пути реализации проекта :
1. Оформление и пополнение книжного уголка сказками. Ежедневное чтение сказок с рассматриванием иллюстраций художников к сказкам А. С. Пушкина.
2. Знакомство с биографией А. С. Пушкина.
3. Анкетирование родителей «Читаете ли Вы детям книги?».
4. Изготовление книжек–малышек. Рисование иллюстраций к сказкам детьми.
5. Экскурсия в детскую городскую библиотеку.
6. Организация выставки совместных поделок детей и родителей по прочитанным сказкам в группе.
7. Разучивание пословиц, отрывков, зачинов и концовок сказок.
8. Конкурс чтецов.
9. Привлечение родителей к работе над проектом. Консультации по приобщению детей к художественной литературе.
10. Организация мини - библиотеки «Сказки моего детства».
11. Знакомство с оперой «Сказка о царе Салтане» композитора Н. А. Римского - Корсакова. Прослушивание музыкальных отрывков из оперы «Три чуда».
12. Интервьюирование детей: «Что бы ты хотел получить от Золотой рыбки?»
13. Драматизация и показ сказки «О рыбаке и рыбке» подготовительной к школе группе «Теремок».
14. Просмотр мультфильмов сказок Пушкина : «О рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке».
15. Защита проекта : Игра-викторина по сказкам А. С. Пушкина «У Лукоморья». Показ презентации проекта на педсовете в ДОУ. Родительское собрание по итогам проекта и консультация «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребенка».
Предполагаемый результат:
Дети смогут:
- проявлять любовь к сказкам А. С. Пушкина и театральной деятельности;
- называть прочитанные сказочные произведения, рассказывать сказки, оценивать поступки героев, давать им характеристику;
- научиться использовать различные средства выразительности;
- изображать героев сказок в изобразительной деятельности;
- узнавать творчество художников – иллюстраторов сказок А. С. Пушкина:
А. А. Елисеева, И. Я. Билибина, В. М. Конашевича, М. А. Врубеля.
- узнавать и называть музыкальные отрывки из оперы Н. А. Римского -Корсакова «Сказка о царе Салтане» : «Полет шмеля», «Белка», «Царевна –
Лебедь».
Литература
1. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста»Куревина О. А. М., 2003г.
2. «Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого» Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. ,М. 2003г.
3. Ледяйкина Е. Г., Топникова Л. А. Праздники для современных ма-лышей. Ярославль, 2002г.
4. Панфилова М. А. Коррекционные сказки. Москва 2008
5. Петрова Т. Н., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
6. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 20011г.
7. Шорохова О. А. Играем в сказку. Москва 2006г.
8. Короткова Л. Д. Сказкотерапия. Москва, 2005г.
9. Пушкин А. С. «Сказка о рыбаке и рыбке»
10. Пушкин А. С. «Сказка о мертвой Царевне и семи богатырях»
11. Пушкин А. С. «Сказка о царе Салтане
12. Пушкин А. С. «Сказка о золотом петушке»
13. Пушкин А. С. «Сказка о попе и работнике его Балде».
ВЫВОД:
В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов группы дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках А. С. Пушкина, их персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, дети научились создавать книжки-малышки по знакомым сказкам, иллюстрировать их, инсценировать, рассказывать с помощью рук, движений и звуков.
Родители воспитанников проявили интерес к творчеству А. С. Пушкина, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, стараются ежедневно читать художественную литературу детям по вечерам.
ПРОЕКТ ПОЛНОСТЬЮ РЕАЛИЗОВАН.