позмогова татьяна
Проект «Что такое снег»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Что такое снег»
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Китайская пословица
1. Название проекта : «Что такое снег»
2. Тема проекта : «Познавательное развитие».
3. Тип проекта : «Краткосрочный»
4. Сроки реализации: февраль - март 2016г.
5. Место проведения: МБДОУ детский сад «Красная шапочка».
Направленность
Публикация «Проект „Что такое снег“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Данный проект направлен на творчески работающих педагогов ДОУ, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике воспитания и обучения детей по теме «Познавательное развитие».
Актуальность: (от руководителя).
Вы замечали, как дети обращают внимание на волшебные вещи, мимо которых мы, взрослые, привыкли проходить мимо? Действительно, снег, ледяные узоры на стекле и особенно снежинки, парящие в небе, - для детей всё это в диковинку. Интерес к такому зимнему волшебству не иссякает долгое время.
Дети старшего дошкольного возраста отличаются пытливостью в исследовании окружающего мира. Именно в этом возрасте поисковая и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогает в удовлетворении потребностей детей в познании окружающего мира. Исследовательская деятельность помогает детям расширять свой кругозор, развивать продуктивные формы мышления.
В процессе экспериментирования результат уточняется, проясняется и наглядно виден детям. Всякий опыт – это активный процесс, система определённых действий, при помощи которых ребёнок получает ответы на стоящие перед ним вопросы.
Все дети любят зиму, зимние развлечения и забавы. Детям предлагается задуматься над вопросом что такое снег, как образуется снег. Детям предоставляется возможность в течение двух месяцев работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.
Новизна
Проводится более углубленная работа по знакомству детей со свойствами снега.
Цель исследования:
Формирование представлений детей, что такое снег, изучение его свойств.
Задачи исследования:
Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
Узнать, как образуется снег.
Познакомить с разнообразием форм снежинок.
Изучить свойства снега (почему снег белый и почему скрипит иногда)
Можно ли иней считать снегом.
Определить чистоту снега.
Формировать умения детей делать выводы и умозаключения,
Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
Проблема проекта
Во время прогулки дети увидели пушистые хлопья снега. Дети выразили радость и неподдельный интерес. Были такие ребята, которые ловили снег ртом и говорили, что это сладкая вата и её надо есть. Другие говорили, что снег есть нельзя, будет болеть горло. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о снеге (снежинках) очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Что такое снег?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о снеге.
Гипотеза: Если мы узнаем, как образуется снег, то поймем, почему он падает на землю.
Практическая значимость
Данный проект можно использовать в любом детском саду и в практике семейного воспитания.
Методы исследования:
- Беседа с детьми: «Что мы знаем о снеге».
- спросить у взрослых как образуется снег.
- найти информацию про снег, о его свойствах в Интернете, в детской энциклопедии «Все обо всем».
- эксперимент «Испарение воды в мороз»
- эксперимент «Свойства снега»
- эксперимент «Что такое иней»
- эксперимент «Исследование чистоты снега»
- эксперимент «Тепло или холодно»
Результаты анкетирования детей:
Снег – что это такое?
6ч. - Замёрзшая вода.
3 ч -Не знают.
Андрей Ш. - Рыхлый, белый, непрозрачный, тает, холодный, мягкий.
Зачем нужен снег?
Сережа Ж. : «Можно кататься на санках».
Аня М. : «Играть в снежки».
Лера С. : «Чтоб была зима».
Диана Б: «Из снега можно лепить снежные фигуры».
Работа по реализации проекта предполагает 3 этапа.
1- подготовительный: поставлена цель и задачи, определены методы работы, предварительная работа с детьми и их родителями, воспитателями, выбор материалов и оборудования.
2- исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы (проведение различных мероприятий согласно перспективному планированию).
3- обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Работа по данной теме спланирована по блокам.
1 блок: «Познавательное развитие»
1. Наблюдение за состоянием погоды.
2. Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий).
3. Опыты со снегом и льдом.
4. Наблюдение за явлениями природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель).
«Беседа о зимних явлениях природы».
Цель: Дать представление детям о том «Почему снег скрипит?»
Проведение опытов со снегом : «Откуда взялась вода», «Куда спрятался снег», «Определение чистоты снега», «Сравнение снега и льда», «Наблюдения за сосульками»; «Почему снег белый?»; «Снег хрустит»; «Лепится-не лепится»» «Снежинки, какие они?»; «Снега много-воды мало».
2 блок: «Речевое развитие»
Рассматривание картин с изображением зимних пейзажей.
Составление описательных рассказов по картинам о зиме.
Заучивание стихотворений о зиме, снежинках.
Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.
Чтение художественной литературы
Произведения фольклора: «Как на тоненький ледок…», «Полно, беленький снежочек…», «Снегурочка» (р. н. с., «Морозко» (р. н. с.)
Поэзия:, «Вот, север, тучи нагоняя…»; К. Бальмонт «Снежинка»; А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…
В. Бианки «Книга зимы», «Кто чем пишет? Кто как читает?»;
Г. Скребицкий «Зима»; Л. Воронкова «Снег идет», В. Одоевский «Мороз Иванович». Е. Благинина «Снег, А. Дэви «Зима», «Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки»; О. Высотская «На санках», В. Берестов «Гололедица», М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки», Н. Мигунова «Снежинки», А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»; сказки: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк»; «Снегурочка»
Драматизация сказки «Заячья избушка»;
3 блок: «Художественно – эстетическое развитие»
Танец «Снежинки»;
Слушание песни «Метелица»
Рисование: «Деревья в снегу»,
«Снежный лес», «Снежинки».
Постройки из снега «Горка», «Тоннель».
Лепка из снега (искусственного) на тему «Снегурочка».
Вырезывание снежинок из бумаги.
Лепка «Снежинка»
4 блок «Социально –коммуникативное развитие»
Уборка снега на участке.
Безопасность
Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров…»,
«Снег может быть опасным» (нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие снеговые козырьки; нельзя брать снег в рот, т. к. может заболеть горло).
5 блок. «Физическое развитие».
Подвижные игры «Мороз - красный нос»,
«Снежинки и ветер», «Снежки».
Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку»,
«По снежному лабиринту».
Дыхательная гимнастика «Снежинки летят».
Ходьба по снежному валу. Игра в снежки. Катание на санках.
Спортивный праздник «Снежная карусель».
Оформление фотовыставки
«Не боимся мы мороза» по результатам проекта.
Планируемые результаты.
-Расширение представления о снеге.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.
Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.
Перспективный план работы с детьми
Формы работы сроки
Просмотр мультфильма «Снегурочка»
Драматизация сказки «Заячья избушка»;
Танец «Снежинки»;
Слушание песни «Метелица»
Беседы
«Беседа о зимних явлениях природы».
Цель: Дать представление детям о том «Почему снег скрипит?»
Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров…», «Опасный лед»; «Почему нельзя есть снег».
Продуктивная деятельность:
Рисование: «Деревья в снегу»,
«Снежный лес», «Снежинки».
Постройки из снега «Горка», «Тоннель».
Лепка из снега (искусственного) на тему «Снегурочка».
Вырезывание снежинок из бумаги.
Сюжетно-ролевые игры «Путешествие в зимний лес»; «Снежная королева»; «Следопыты».
Спортивный праздник «Снежная карусель
Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ из снега.
февраль
февраль
март
март
февраль
март
Меры предосторожности.
Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров…», «Опасный лед»; «Почему нельзя есть снег». Снег может быть опасным» (нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие снеговые козырьки).
Заключение
Снег – образуется из мелких кристалликов льда (снежинок).
Снег, как и вода испаряется. Когда испарившегося снега и льда наберётся много, выпадает снег.
Снег белого цвета, непрозрачный, холодный, в теплую погоду хорошо лепится, в тепле быстро тает.
Иней – это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах.
Снег – накопитель загрязняющих веществ, поэтому снег есть нельзя никакой.
Снег защищает растения и животных от мороза.
Отличительным свойства снега : белый, мягкий, пушистый, непрозрачный, может быть рыхлым, липким.
Организация работы с родителями.
Выставка детских рисунков на тему «Зимушка - зима».
Консультации: «Как сделать прогулку зимой интересной».
Оформление фотовыставки «Не боимся мы мороза».
Консультации для родителей «Снег может быть опасным»
Взаимодействия с воспитателями:
Консультации для воспитателей: «Зимний коллаж как один из методов развития творческих способностей детей дошкольного возраста»,
Выступление на педсовете: «Развитие творческого потенциала ребенка»
Показ занятия по лепке. «Снеговик»
Список использованной литературы
1. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001. -192с.
3. Круглова О. С. Технология проектного обучения. //Завуч. -1999.- № 6.-с. 91-94.
4. Источник: https://signorina.ru/1657-igry-so-snegom-dlya-doshkolnikov.html
5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003. - 96 с.
6. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ. //Обруч. - 2002.- № 6.- С. 7-9.
7. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. - 2000.- № 2.- С. 8-17.