Оксана Караваева
Исследовательский проект «Снег, снежок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно - исследовательский;
Вид исследовательского проекта : практический, детский;
Продолжительность: краткосрочный (01.12.15- 20.12.15).
Участники исследовательского проекта : дети старшей группы «Капельки»,
родители, воспитатели.
Возраст детей: 5-6 лет
Актуальность проблемы
Публикация «Исследовательский проект „Снег, снежок“» размещена в разделах
Во время прогулки дети увидели пушистые хлопья снега. Детей выразили радость и неподдельный интерес. Были такие ребята, которые ловили снег ртом и говорили, что это сладкая вата и её надо есть. Другие говорили, что снег есть нельзя, будет болеть горло. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о снеге (снежинках) очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Что такое снег?» Участие детей в исследовательском проекте позволит сформировать представления о снеге.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестной. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.
Цель исследовательского проекта
Ознакомление со свойствами снега.
Узнать, почему скрипит снег.
Изучить свойства снега.
Узнать, можно ли иней и изморозь считать снегом.
Рассмотреть формы снежинок.
Определить чистоту снега.
Задачи
-Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов со снегом
-Уточнить и расширить представления о снеге и, помочь понять изменение их свойств.
- Формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе
-Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
-Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности.
- Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения) .
-Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.
-Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу.
- Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.
-Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
Вид детской деятельности Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, продуктивная и восприятие художественной литературы.
Виды совместной деятельности: совместная деятельность на прогулке- лепка из снега, наблюдение, беседа.
Практическая деятельность: проведение опытов со снегом, льдом.
Планируемые результаты
-Расширение представления о снеге.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.
- Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.
Этапы проекта
I этап – подготовительный.
• Обсуждение цели, задачи с детьми.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Перспективное планирование проекта.
II этап – основной.
• Реализация проекта путем решения поставленных задач
III этап – заключительный.
• Оформление результата проекта.
• оформлении выставки «Зимние мотивы» по результатам проекта.
Реализация исследования
Познание
Наблюдение за состоянием погоды. Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий). Опыты со снегом и льдом. Наблюдение за явлениями природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель) .
Коммуникация развитие речи
Рассматривание картин с изображением зимних пейзажей. Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о зиме, снеге. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.
Чтение художественной литературы
Произведения фольклора: «Как на тоненький ледок…», «Полно, беленький снежочек…», «Снегурочка» (р. н. с., «Морозко» (р. н. с.)
Поэзия: А. Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Вот, север, тучи нагоняя…»; К. Бальмонт «Снежинка»; А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…
Художественно- эстетическая деятельность
Танец «Снежинки» - подготовка к Новогоднему утреннику
драматизация сказки «Рукавичка»;
Слушание песенок про снег.
Физкультурно - оздоровительная деятельность
Подвижные игры «Мороз - красный нос»,
«Снежинки и ветер», «Снежки»
Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту».
Дыхательная гимнастика «Снежинки летят»
Ходьба по снегу. Игра в снежки.
Социализация
Д/и «Когда это бывает?», «Зима - лето», «Загадки-отгадки»
Безопасность
Беседа на тему: «Снег может быть опасным»
(нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие снеговые козырьки; нельзя брать снег в рот, т. к. может заболеть горло) .
Продуктивная деятельность
Работы по рисованию на темы «Деревья в снегу», «Снеговик».
Постройки из снега «Снеговика»
Вырезывание снежинок из бумаги
Труд Очистка дорожек, скамеек от снега.
Развивающая среда
Украшение группы разнообразными снежинками
Сюжетные картины на зимнюю тематику.
Альбом для рассматривания «Времена года»
Работа с родителями
Выставка детских поделок на тему «Зимушка - зима».
Консультации: «Как сделать прогулку зимой интересной».
Предполагаемый результаты
Из литературы мы узнали, что снежинка – это скопление маленьких кристаллов льда, которые отражаются друг от друга, потому у снега белый цвет.
Интересные факты: Знаете ли вы, что снег не всегда бывает белым? Во многих регионах мира людям приходилось видеть его красным, зеленым, голубым и даже черным! Причиной подобного разнообразия цветов являются крошечные бактерии, грибки, а также пыль, содержащиеся в воздухе и поглощаемые снежинками, когда те опускаются на земную поверхность