Марина Скотникова
Проект «Что такое микробы?» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2» Шатурского муниципального района
Московской области.
Индекс, адрес 140700 г. Шатура ул. Энергетиков, дом 18
телефон, факс 2-57-33
=====================================================================
Проект
В подготовительной к школе группе на тему :
«Что такое микробы?».
Автор проекта : Скотникова М,А
2016г.
Публикация «Проект „Что такое микробы?“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Микробы и вирусы. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Продолжительность проекта : 2 недели с 1.10.2016 по 14.10.2016 года
Тип проекта : исследовательско-творческий.
Участники проекта : дети, родители, творческая группа педагогов (старший воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, социальные партнеры (поликлиника, библиотека, школа).
Возраст детей: 6 -7 лет.
Актуальность проблемы: «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости» - так гласит народная мудрость.
В наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистика бьет тревогу.
Мы считаем, что важно формировать у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья.
Для реализации данного направления педагогической деятельности был разработан проект «Что такое микробы?» для детей старшего дошкольного возраста.
Жизнь человека неотделима от жизни микробов. Мы существуем с ними бок о бок, используя свойства полезных и, нейтрализуя опасные микробы и вирусы.
Целью проекта является формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе сознания.
Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:
получить некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат);
узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;
получать новые знания с помощью микроскопа;
подвести к пониманию значения бережного отношения к своему здоровью;
познакомиться с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями.
Этапы реализации проекта
1. Первый этап – создание проблемной ситуации, планирование работы
Цель: Выявление у детей знаний и представлений о микробах, формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни.
Срок реализации: с 1.10.2016 по 3.10.2016 г.
Этап проекта
Мероприятия Срок Ответственный
Создание проблемной ситуации, планирование работы Создание проблемной ситуации «Для чего нужно мыть руки»
Выявление знаний у детей о микробах
Рассматривание иллюстраций
Составление плана работы
Изготовление памятки «Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?» 1.10.2016
3.10.2016 Воспитатель
Скотникова М. А.
Проблема возникла во время проведения гигиенических процедур, когда дети мыли руки, у детей возник вопрос: «Нам говорят, нужно мыть руки перед едой, а то на них много микробов. Так что же такое микробы?» Так возникла проблема. Дети стали выдвигать различные предположения, рассуждать о том, что они знают о микробах. Отвечали на вопрос «Что я знаю о микробах?». Это позволило узнать, какими знаниями владеют дети. Затем им было предложено задать вопросы и выяснить то, что они хотят узнать о микробах. Это помогло на этапе планирования выбрать наиболее интересующую и посильную тему для дальнейших исследований. Здесь же были затронуты детьми и вопросы, касающиеся осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни: «Можно ли увидеть микробы?», «Где живут микробы?», «Как микробы передвигаются?», «Что едят микробы?», «Так ли опасны микробы для человека?», «Как микробы появляются?», «Как нужно себя вести, чтобы микробы не попали в наш организм?».
Дети высказывали свои идеи реализации проекта. Ими были выбраны темы для индивидуальных детско-родительских проектов, и как, было сказано выше, появились вопросы, заявленные детьми в разделе «Что я хочу узнать?», что очень важно для поддержки детской познавательной инициативы. Здесь же обсуждалось, что можно сделать в условиях дошкольного учреждения, а что дома, где и как можно найти ответы на интересующие вопросы, к кому обратиться за помощью. В итоге были выбраны следующие направления исследований: «Так ли опасны микробы для человека?», «Как нужно себя вести, чтобы микробы не попали в наш организм?» «Можно ли увидеть микробы?».
Нельзя не сказать, что в ходе проектной деятельности развивались детско-родительские отношения. Знания ребенка интересны родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. Поэтому на данном этапе, для вовлечения родителей в проектную деятельность были изготовлены красочные просветительские буклеты, памятка «Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?», которые познакомили родителей с целями нашего проекта, помогли понять какую помощь они могут оказать своему ребёнку.
2. Второй этап - поиск информации
Цель: сформировать представления о вреде и пользе микроорганизмов на здоровье человека у детей старшего дошкольного возраста.
Этап проекта Мероприятия Срок Ответственный
Поиск информации Рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, чтение художественной и научной литературы по теме проекта, просматривание мультипликационных фильмов
Проведение опытов, экспериментов 4.10.2016
10.10.2016 Воспитатель
Скотникова М. А, родители
Срок реализации: с 4.10.2016 по 10.10.2016 г.
Второй этап - это исследовательский этап проекта, являющийся самым большим и включающий в себя интеграцию образовательных областей. Дети, совместно со взрослыми (родителями и воспитателем) рассматривали иллюстрации, книги, энциклопедии, читали художественную и научную литературу Г. Остера «Петька – микроб», Сказка «Приключение микробов», просматривали мультипликационные фильмы «Микробы», «Митя и микробус».
С детьми проводились беседы, рассуждения, наблюдения, эксперименты. С помощью микроскопа дети пытались увидеть микробов в воде, принесенной из пруда, и пришли к выводу, что купаясь в водоемах, нельзя пить эту воду. Проведя эксперимент с зубной щеткой, дети смогли увидеть, что в нашем организме тоже живут микробы. С помощью простого опыта с зеркалом и марлевой повязкой, дети определили пути распространения микробов, инфекций и способов их профилактики. В ходе поисково-исследовательской деятельности, пришли к выводу, что в помещении, где находятся люди, скапливается много микробов, поэтому как можно больше времени надо проводить на свежем воздухе. Рассматривая два кусочка хлеба, один из которых был покрыт плесенью, дети смогли ответить на вопрос «чем питаются микробы?».
Родители также принимали активное участие в исследовательском этапе: вместе с детьми находили информацию, мультипликационные фильмы, оказывали помощь в организации опытов и экспериментов.
Третий этап – продукты детской деятельности
Цель: Закреплять представление детей о здоровом образе жизни. Расширять представления о полезных и вредных микробах. Привлечение родителей к совместной продуктивной деятельности и повышение их компетентности в воспитании здоровых детей.
Срок реализации: с 11.10.2016 по 14.10.2016 г.
Этап проекта
Мероприятия
Срок
Ответственный
Продукты детской деятельности Изготовление плакатов «Азбука чистоты», буклеты: «Полезные бактерии», «Полезные и вредные микробы»
Проведение интегрированного занятия «Лучики здоровья»
Интеллектуальная игра «Школа чистоты» 11.10.2016
14.10.2016 Воспитатель Скотникова М. А
Музыкальный руководитель Иосипенко Н. З
родители
В ходе исследовательского этапа были созданы различные продукты деятельности, как выполненные с воспитателем, так и совместно с родителями. Это плакаты: «Азбука чистоты», буклеты: «Полезные бактерии», «Полезные и вредные микробы».
Рисунки детей
:
Работа над темой исследования закончилась проведением интегрированного занятия по образовательной области «Познание» и образовательной области «Музыка» на тему «Почему люди болеют?», на котором каждый дошкольник демонстрировал полученные здания по данной теме проекта. /фото
Из плакатов и буклетов была оформлена выставка и организована интеллектуальная игра: «Школа чистоты» для закрепления и систематизации материала, предоставленного в детских проектах, по окончанию которой детям выдались дипломы.
Выводы: по завершению проекта дети должны усвоить, что такое микробы и как не допустить попадания их в организм человека, познакомиться с оптическим прибором – микроскоп. Научится применять полученные знания в свободном общении со взрослыми и сверстниками.
В заключение хочется сказать, что в ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
“Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?”
Участие в проектной деятельности – сложный труд и дляребенка, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ребенка, однако задача родителя- знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью.
ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность. Вы найдё те ответы в ней на следующие вопросы:
Что такое метод проектов? (очень немного теории)
Каковы этапы выполнения проекта?
Возможная роль родителей на каждом этапе проекта?
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
• выбор темы проекта;
• выдвижение первоначальных идей;
• выбор лучшей идеи;
• планирование проектной деятельности;
• оценка и самооценка проекта.
• презентация проекта.
Рассмотрим, какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?
На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:
• помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
• записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.
Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.
Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.
Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
Затем идёт формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.
При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.
На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы : прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.
Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.
Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы- изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.
По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.
И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.
Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
• консультируют;
• отслеживают выполнение плана;
• решают оперативные вопросы;
• помогают в предварительной оценке проекта;
• участвуют в подготовке презентации;
• обеспечивают наиболее подходящий режим работы.
Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ребенка свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
• Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.