Ирина Арефьева
Проект «Читающий детский сад»
▼ Скачать
Вид проекта :
По направленности: практико-ориентированный
По продолжительности: долгосрочный (6 месяцев)
Участники проекта :
Воспитанники всех возрастных групп
Родители
Воспитатели
Сроки реализации:
01.06.21г. – 30.11.21г.
Актуальность проекта :
В дошкольном детстве художественная литература является важнейшим средством развития ребенка. К старшему дошкольному возрасту наблюдается расширение и дифференциация читательских предпочтений детей.
Публикация «Проект „Читающий детский сад“» размещена в разделах
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
К сожалению, в век компьютеризации существует проблема – дети не любят слушать и читать художественную литературу.
Актуальным становится вопрос об изменении существующего до сих пор отношения к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач. Необходимо воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Уже с раннего детства можно приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте. Особое значение в данной ситуации для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая эмоциональное чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предполагает те или иные события, имеет возможность связать свой опыта с опытом других. Осознание ценности детского чтения способствует сближению взрослых и детей. Столь тесное взаимодействие стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Цель проекта : Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, через формирование традиции семейного чтения.
Задачи проекта :
Задачи по работе :
1. с детьми 3 – 4 лет:
• формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;
• обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;
• при отборе книг для детей тяготение ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениям;
• помогать детям устанавливать простейшие (последовательные) связи в произведении;
• помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
• поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;
• помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей и др.);
• учить рассматривать иллюстрации;
2. с детьми 4 лет:
• продолжать формировать у детей интерес к книге;
• учить внимательно слушать и слышать литературные произведения;
• помогать соотносить личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении;
• помогать устанавливать простые причинные связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;
• развивать воссоздающее воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;
• поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;
• поддерживать сопереживание детей героям произведения и формировать личностное отношение к прочитанному.
3. С детьми старшего дошкольного возраста: 5-6л
• закреплять и развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к художественному слову;
• наряду с непосредственным жизненным опытом детей расширять их литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка, чистоговорка и другие);
• развивать и воспитывать воображение;
• учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;
• помогать ребёнку не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства; воспитывать умение видеть скрытые причины поступков;
• помогать ребёнку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений;
• обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приёмы изображения.
Предполагаемые результаты:
-появится интерес у детей к общению с книгой;
-пополнится развивающая среда в группах;
-будут знать: зачем нужны книги людям, что такое библиотека, как себя там вести, смысл слова «библиотекарь», «читатели» ;
-смогут на примерах литературных героев оценивать различные поведенческие ситуации «хорошо - плохо», «добро- зло» ;
-научатся бережно пользоваться книгами, овладеют навыками ремонта книг, способами хранения;
-сформируется речевое творчество;
-быстрее захотят научиться читать самостоятельно;
- установление тесного сотрудничества с родителями.
План мероприятий по реализации проекта.
Организационный этап.
(июнь-июль 2021 год)
Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин, турниров, КВН.
Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
Провести анкетирование родителей «Семейное чтение»
Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
Обновить развивающую среду.
Практический этап.
(август 2021 г. – октябрь 2021г.)
Реализовать план по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
Экскурсия в библиотеку детского сада.
Введение традиции в ДОУ
Утренние 5-минутки: «Рассказ о прочитанной дома книге» - каждый день
Дневные литературные чтения: (чередование разных форм) :
- знакомство с творчеством детских писателе;
- декламация стихов детьми;
- совместная или индивидуальная деятельность по иллюстрированию прочитанных книг;
- сочинение сказок;
Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.
Провести консультации для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в приобщении детей к художественной литературе.
Провести очные и домашние консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.
Осуществить контроль реализации проекта.
Заключительный этап.
(ноябрь 2019 года)
Обработать результаты реализации проекта.
Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов.
Результаты проекта :
• В группах создана специально организованная среда «Экран чтения»
• У детей старшего возраста сформировалось умение оценивать поступки литературных персонажей.
• Воспитанники владели элементарными навыками ремонта книг.
• Развивающая среда пополнена справочно-энциклопедической литературой, детской художественной литературой, пазлами по
• сказкам, аудио и видеозаписи художественных произведений в соответствии с возрастом. В каждой возрастной группе действует пальчиковый сказочный театр.
• Совершенствовали художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях.
• Закрепилась традиция семейного чтения.
• Родители осознали необходимость и важность раннего приобщения детей к книге.
Рекомендации «Чтение для дошкольников в семье»
1. Чтобы приучить детей к чтению, бережному отношению к книгам с малых лет, важно подбирать качественную литературу.
2. Закрепляйте навыки аккуратного пользования книгой.
3. Учите детей понимать мотивы поступков героев литературных произведений.
4. Периодически организуйте мастерскую по ремонту книг. Во время совместного труда вспомните содержание книг, делитесь своими впечатлениями о поступках героев.
5. Помните, что малышам нравится любая книга, которую читает значимый взрослый, а у старших дошкольников появляется избирательное отношение к произведениям определённого содержания.
6. Выявляйте уровень интереса детей к чтению детской художественной литературы.
7. Если домашние детские библиотечки не многочисленны, меняйтесь книгами с родственниками, друзьями.
8. Возрастные особенности дошкольников требуют, чтобы книгу можно было взять в руки, рассмотреть иллюстрации, обвести пальцем то, что заинтересовало, перелистать, вернуться к прочитанному тексту и рассмотренной картинке.
9. Текст должен быть понятен для ребёнка.
10. Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
11. Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
Памятка для родителей
«СЕМЬЯ И КНИГА»
Семья формирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры.
Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.
Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том чиcле, и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.
Семейное чтение – это способ общения с ребёнком, причём не скучный, бытовой, призванное усилить психологическую связь между ребёнком и взрослым.
Семейное чтение –это средство развития мыслительных способностей и воображения.
• Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
• Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку. А отношения с детьми становятся теплее и доверительнее.
• Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.
• Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более старших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
• Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.
Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?
Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.
Перспективный план работы с детьми
Сроки Мероприятие
Август 1. Беседы с детьми по темам «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой»
3. Арт-выставка «Краски прочитанной книги».
4. Беседа на тему «Бережное хранение книг».
5. Экскурсия в библиотеку детского сада в соседнюю группу.
Сентябрь 1. Создание «экрана чтения» во всех возрастных группах.
2. Компьютерная презентация «Музей русских сказок в Москве».
3. Игры-драматизации по мотива русских народных сказок.
4. Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой»
Октябрь 1. Проведение игры «Книжкина больница».
2. Знакомство с книгоиздательством-компьютерная презентация «Производство книг».
3. Введение традиции «Книга в гости»
Ноябрь 1. Фотовыставка «Вместе с книгой я расту»
2. Изготовление книжек-малышек.
3. Организация выставки «Книжный парад»
4. Развлечение для детей и родителей «Путешествие в сказку»