Эльвира Аминева
Проект «Читая познаю»
Книжку с мамой я читала,
А потом чуть-чуть устала.
Я проснулась, мама спит,
Книжка рядышком лежит
Книжка называется
"Спящая красавица"
Ю. Любимов
Актуальность.
В современном мире меняется роль книги в жизни ребенка. Если
еще до недавнего времени книга была учебником жизни, то сейчас книга –
это, прежде всего, источник информации. Появилась прекрасно
иллюстрированная познавательная литература, предлагающая фактическую
информацию ребенку (что? где? когда). Объем информации, который
воспринимают дети, увеличился во много раз. Современные дети живут в
Публикация «Проект „Читая познаю“» размещена в разделах
совершенно ином информационном пространстве по сравнению с
предыдущим поколением.
Хотя увеличился объем воспринимаемой информации, но в процентном соотношении уменьшилось количество книг, посвященных морально нравственным проблемам. Многим социальным аспектам реальности не дается однозначной оценки и у детей не всегда адекватно формируются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому возрастает роль совместного обсуждения прочитанного ребенком. о том, какие выводы он сделал? Как он видит окружающую реальность? Современный рынок во многом ориентирован на развлечения, и часто чтиво, предлагаемое читателям, в том числе и детям, носит сиюминутный развлекательный характер. И реклама в этом играет не последнюю роль. Окружающая среда не всегда формирует у ребенка потребность думать, переживать. Практически исчезли радио- и телепостановки, нет такой культурной среды, в которой ребенок даже из самой неблагополучной семьи имел бы возможность погрузиться в мир качественно литературы. Родители хотят, чтобы их дети много читали. Но возникает вопрос: а как часто и что читают сами родители? Обсуждают ли взрослые с детьми прочитанное? Как часто родители сами читают детям? Дети имеют огромную потребность в том, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время. К сожалению, сейчас во многом прочтение книг заменили мультфильмы. Это замечательно, что существует достаточное количество интересных и качественных мультфильмов. Но они не заменяют книгу. Почему? Не будем останавливаться на том, что длительный просмотр телевизора негативно отражается на здоровье ребенка. В мультфильме образ героя и сюжет однозначно задан, а при прочтении книги существует возможность нахождения собственной версии его толкования. Но главным в совместном чтении является то, что это важная форма общения ребенка и родителя, которая теряется, когда ребенка оставляют одного для просмотра мультфильма. Это способ, позволяющий протянуть ниточку от одного к другому, поддержать общение в семье, стремительно сокращающееся в силу огромной занятости родителей. Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, когда внимание уделяется ему полностью, и мама или папа не делает это во время приготовления ужина, разговора по телефону или просмотра программы новостей. Такое общение отличается тем, что с одной стороны родителю легче донести до ребенка свои ценности и взгляды, которые тот не всегда готов почерпнуть в повседневной жизни, с другой стороны оно ведется на темы, важные для самого ребенка. Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться целей, разрешать конфликты, которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением того, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, что напугало, а что позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного в его собственной жизни. Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера.
Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию.
Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают от него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает.
Наш проект мы так и решили назвать «Книга в жизни ребенка».
Цели :
формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность; активизировать работу дошкольного образовательного учреждения по приобщению воспитанников к книжной культуре, введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующими приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;
выявить знание детских произведений через различные виды игр; привлечь родителей к совместному творчеству; воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней, как к субъекту получения знаний и удовольствия.
Задачи:
Обучающие:
Формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний.
Обогатить знания детей об истории возникновения книги.
Расширять представления об изготовлении книг и профессиях людей.
Развивающие:
Развивать коммуникативные умения детей.
Развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки.
Воспитательные:
Воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним. Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
Воспитывать у детей умение радоваться своему успеху и успеху друзей.
Методы:
• наглядные (организация выставок, презентаций, и т. д.)
• словесные (беседы, викторины, конкурсы, литературные загадки, и т. д.)
• консультативные (консультация с родителями)
• практические (познавательно- речевая и продуктивная деятельность детей, участие детей и их родителей в праздниках и досугах).
Ожидаемый результат
Дети научились давать мотивационную оценку поступкам героев книги, понимают жанровые особенности книг. Увеличилось количество заученного литературного материала. Появилась потребность посещать библиотеку.
Составляют рассказ о книге (по картинкам); пополнили знания из чего и как делают книгу.
Участники проекта.
Дети; Родители; специалисты ДОУ; воспитатели.
Сроки проекта.
14 января 2019 года по 01.03.2019г.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап.
• Определение темы проекта;
• Формулировка цели и задач;
• Составление плана проекта.
• поисковая работа по подбору иллюстративного материала,
• подбор книг по жанрам: русские народные сказки, стихи, рассказы,
• оформление выставок
• анкетирование родителей «семейное чтение»
• консультация для родителей (список рекомендуемой литературы для чтения детей 6-7 лет)
• консультация –презентация для родителей «Зачем детям читать книги?»
• поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Детские книги»;
• подбор загадок, пословиц о книге;
• Оформление выставки «Писатели-юбиляры», «Книги-юбиляры», «Наши любимые книжки»
2. Основной этап.
План проведения проекта.
1. Консультации с родителями «Зачем детям читать книги?»
2. Презентация «Книга из прошлого и настоящего»
3. Мастерим своими руками. День закладки. (Изготовление).
4. Прикладное творчество. Рисунок «Моя любимая буква»
5. Иллюстрация к моей любимой книге.
6. Викторина Конкурс на лучшего знатока сказок
7. Мой любимый журнал (Выступление детей на занятиях по развитию речи)
8. Логопедическое занятие на тему «Что такое библиотека?»
9. Занятие «Как появилась книга?»
10. Книжная аптечка (ремонт книг)
11. Песочная терапия с детьми старшего дошкольного возраста
12. Занятия с логопедом на лексические темы «Времена года в сказках», «Домашние и дикие животные в сказках», «Чудеса в сказках»
13. Лепим сказку группой.
14. Фрагмент к логопедическому занятию в рамках проекта. Выкладываем из счетных палочек любимого героя книг.
15. Итоговое развлечение «День рождение Детской книги»
3. Заключительный этап
Подведение итогов проекта.
Результат проекта :
В результате совместной деятельности воспитанников, родителей и сотрудников ДОУ дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности. Расширили кругозор о детских книгах их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились инсценировать литературные произведения, иллюстрировать и изготовлять книги своими руками. Родители воспитанников получили информацию о том, как воспитать у ребенка любовь к чтению.
Проектный метод развил познавательный интерес к различным областям знаний у детей, сформировал навыки сотрудничества.