Людмила Викторовна Намдакова
Проект «Центр социальной поддержки молодой семьи «Новые горизонты»
▼ Скачать + Заказать документы
Визитная карточка проекта
Место проведения: МБДОУ детский сад «Лесная поляна»
Руководитель проекта: Колесниченко Л. В. –ст. восп. ,высш. кат
Автор проекта: Намдакова Л. В. – воспитатель, высш. кат.
Участники: молодые семьи, педагоги, специалисты
Паспорт проекта
По продолжительности Долгосрочный
По количеству: Групповой, фронтальный
Публикация «Проект „Центр социальной поддержки молодой семьи „Новые горизонты“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
По доминирующему виду проектной деятельности Информационно-практико-ориентированный
По характеру содержания Молодая семья, общество и его культурные ценности
По характеру контактов внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями
Проект реализуется с использованием современных информационно-коммуникативных технологий и применением современных методик для обеспечения качества психолого-педагогического процесса и достижения позитивного результата.
Проект Центр социальной поддержки молодой семьи «Новые горизонты»
Тип проекта - социальный, информационно-практико-ориентированный.
Направление - повышение качества жизни молодых семей.
Описание социальной проблемы (актуальность).
Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Молодая семья представляет собой основу благополучия ее членов и успешности воспитания в ней детей. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.
Особого внимания заслуживают молодые семьи. Особенностями таких семей является с одной стороны факт неблагополучия, а с другой – перспективы ее целостности.
У молодых семей существует множество проблем:
1. Материально-бытовые проблемы;
2. Жилищная проблема;
3. Проблема трудоустройства;
4. Психологические проблемы;
5. Медицинские проблемы.
6. Материально-бытовые проблемы. Финансовая проблема.
Бюджет складывается из зарплаты (зарплата молодого специалиста, стипендии, пособия на ребенка; вторичные заработки непостоянные и минимальные; помощь родителей
Поэтому, наш проект направлен на формирование механизмов поддержки молодой семьи, пропаганду ответственного материнства и отцовства, появление у молодежи правильных жизненных ценностей, ориентиров на создание, укрепление и развитие здоровых отношений, возрождение духовно-нравственных ценностей, усиление роли семьи в воспитании детей, развитие психолого-педагогического просвещения молодых родителей.
Основные ориентиры проекта
Срок реализации проекта: 5 лет (сентябрь 2014 год-сентябрь 2019 год)
Участники проекта: педагоги, молодые семьи, дети.
Соучастники проекта: поликлиника,администрация,.
Предмет исследования: социальный потенциал молодой семьи
Социальная значимость проекта: использование современных инновационных развивающих технологий, которые позволяют реализовать социальный потенциал молодой семьи.
Экономическая целесообразность проекта:
• Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта;
• Оказание молодой семье социальных, психологических, консультативных услуг
• Участие родителей МБДОУ в организации работы по проекту;
• Расширение взаимодействия с социумом;
• Пополнение материально-технической базы МБДОУ
География проекта
Данный проект будет реализован на базе МБДОУ детский сад «Лесная поляна» в течение 5-ти лет и рассчитан на молодые семейные пары. Согласно программе проекта к молодым семьям относятся семьи, состоящие из супругов в возрасте от 18 до 30 лет, находящихся в браке не более пяти лет. Все участники проекта проживают в п. Новый Уоян, Северобайкальского р-на, респ. Бурятия.
Данный проект предполагает сотрудничество организаторов с районным комитетом по делам семьи, со специалистами, помогающими разрешать вопросы молодых семей, с профсоюзными организациями, общественными организациями, чья деятельность направлена на работу с молодыми семьями.
В ходе реализации проекта будут задействованы педагоги- воспитатели и такие специалисты, как:
•логопед;
•инструктор по физкультуре;
• психолог;
•медсестра.
Проект является экспериментальным и первоначально рассчитан на 5 лет.
В случае появления положительного эффекта в результате деятельности в рамках данного проекта, действительного улучшения жизни молодых семей, повышения их правовой грамотности, возможна пролонгация существования данного проекта.
Открытость проекта: предполагает различные социальные контакты.
Проект “Новые горизонты” предполагает создание психолого-педагогической базовой среды в дошкольном образовательном учреждении, целью которой является: реализации социального потенциала молодой семьи.
Цель проекта:внедрение инновационных подходов к решению проблем молодой семьи и формирование механизмов социальной поддержки.
Задачи проекта:- оказание молодой семье услуг социального, психологического, консультативного плана; - распространения лучшего опыта воспитания и развития детей в семье; - организация комплекса семейных оздоровительных мероприятий; - организация познавательного, активного и содержательного досуга и отдыха молодых семей; - коррекция внутри семейных отношений; - духовно-нравственное воспитание семьи.
Изучение таких аспектов, как экономический, демографический, образовательный, информационный и ряд других, даст возможность молодой семье использовать прежде всего собственные ресурсы.
В целях реализации этого проекта планируется проведение и широкое освещение в средствах массовой информации мероприятий, демонстрирующих и пропагандирующих ценности семейной жизни для молодых людей, а также создание условий для стимулирования частичной занятости молодых родителей, воспитывающих малолетних детей.
Проект «Центр социальной поддержки молодой семьи» включает проекты: «Виртуальная группа раннего сопровождения детей «Аистенок», «Консультативный пункт», «Страна «Здоровье», «Планета Игр», «Группа кратковременного пребывания "Непоседа», «Послушный язычок»
Система работы проекта «Виртуальная группа раннего сопровождения детей «Аистенок».
Цель:
• оказание консультативной помощи родителям по формированию адекватных представлений о возрастных особенностях ребенка в возрасте от 0 до 3 лет;
• оказание адресной психолого – педагогической помощи семьям, воспитывающим ребенка в возрасте от 0 до 3 лет;
• обеспечение преемственности семейного и общественного воспитания, повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей).
Организация консультативно – методической поддержки родителей, воспитывающих детей от рождения до трех лет.
Создана рабочая группа. В неё входят: руководитель группы, педагог-психолог, учитель – логопед, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, методист, музыкальный руководитель.
Формирование информационных пакетов для родителей. В структуру пакетов входит теоретическая и практическая информация: психолого-физические особенности развития детей от 0 до трех лет; рекомендации по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка от 0 до трех лет.
Информационные пакеты для родителей предоставляются в вариантах по выбору родителей на бумажных носителях, по электронной почте.
Доставку информационных пакетов родителям осуществляют кураторы.
Отчетом о доставке информационных пакетов для родителей является расписка о получении.
Система работы проекта «Кратковременная группа «Непоседа»
Цель:Организация досуга детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
1. Наиболее полный охват детей дошкольным образованием, реализация равных возможностей получения дошкольного образования детьми, не посещающими образовательное учреждение (в том числе детский сад);
2. Создать условия для взаимодействия детей в внутри детского коллектива в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Основные мероприятия:
- ручной труд из разнообразных материалов;
- лепка;
- изобразительная деятельность;
- тематические беседы;
- чтение художественной литературы и разучивание стихов;
- разучивание песен и танцев;
- тематические утренники;
- свободная игровая деятельность детей;
- прогулки на улице
Система работы проекта «Консультативный пункт»
Цель:удовлетворение потребностей молодых семей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста и обеспечение единства семейного и общественного воспитания.
Гармонизация детско-родительских отношений в молодой семье. Оказание своевременной, всесторонней помощи нуждающимся в ней, молодым семьям.
Организация деятельности Консультативного пункта:
1. Работа Консультативного пункта осуществляется на базе детского сада.
2. Заседания проводятся для родителей и детей бесплатно.
3. Планирование разрабатывается в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей) .
4. Формы организации работы Консультативного пункта: психологические тренинги, практикумы, консультации, разработка информационных буклетов.
5. На итоговом заседании Консультативного пункта обсуждаются результаты и эффективность работы.
6. Работа Консультативного пункта длится в течение учебного года (с сентября по май). Заседания проводятся частотой 1 встреча в месяц.
Система работы проекта «Страна Здоровье»
Цель: Изучение и внедрение в практику новых технологий, объединяющих усилия педагогов и родителей по вопросам здоровьсбережения детей.
Основные определения:
Здоровье - гармоничное, оптимальное проявление всех функций организма (физических, психических, интеллектуальных и духовных) во взаимодействии с предметной, природной и социальной средой обитания.
Духовное здоровье- система ценностей и убеждений.
Психическое здоровье – состояние психической сферы основу, которой составляет статус душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция, высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
Физическое здоровье – состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным внешним факторам.
Социальное здоровье- здоровье общества и окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности. основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Система работы проекта «Планета Игр»
Цель проекта: Формирование у родителей интереса к играм детей и совместной игровой деятельности. Способствовать развитию взаимопонимания между детьми и родителями.
Желание родителей самостоятельно организовывать совместные, творческие игры с детьми дома.
Создание позитивного микросоциума, где каждый участник (взрослый и ребенок) развивается в процессе совместной деятельности, сотворчества.
Сплочение детского коллектива, развитию взаимопонимания между детьми и родителями.
Повышение авторитета педагога и других работников ДОУ, возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями.
Повышение педагогической компетентности родителей и активности на уровне не только общение с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятиях и других видах деятельности ДОУ.
Система работы проекта «Послушный язычок»
Целью по оказанию логопедической помощи является обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, оказание помощи в обеспечении формирования правильной речи ребёнка дошкольного возраста.
Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) в обеспечении формирования правильной речи ребёнка дошкольного возраста, не посещающего дошкольные учреждения.
Распознавание, диагностирование проблем в речевом развитии дошкольников;
Проведение комплексной профилактики различных отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста и профилактики возникновения дисграфии и дислексии при поступлении в школу;
Обучение родителей практическим навыкам создания правильной речевой среды в условиях семьи
Содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения района;
Помощь в обеспечении успешной адаптации детей при поступлении в школу.
Реализация проекта «Новые горизонты»
Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно.
Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
Первый этап – подготовительный. Его цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
Задачи данного этапа:
1. Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства;
2. Определение содержание и формы работы с родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей»)
3. Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для; определений направлений взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.
Второй этап – практический. Его цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Задачи данного этапа:
1. Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта;
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов МАДОУ по вопросам взаимодействия с семьей.
3. Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей по различным направлениям деятельности детского сада;
4. Включение в разработку и реализацию проектов предложенных родителями.
5. Оказание научной и практической помощи родителям для внедрения личных проектов.
6. Повышение педагогических и воспитательных умений родителей
7. Разработка методических материалов для реализации данных проектов;
8. Разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с семейным социумом.
Третий этап– заключительный. Его цель – подведение итогов социального партнерства.
Задачи данного этапа:
1. Проведение анализа проделанной работы;
2. Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования.
3. Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.
Ожидаемые результаты:
* Участие родителей в воспитательно–образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса;
* Повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;
* Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
* Сплоченность семьи, как системы
* Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.
* Психическое и личностное развитие всех участников проекта.
Продукт проекта:
Издание научно-практических материалов – Социальное партнерство: семья и детский сад (сборник статей и тезисов)
Издание методического пособия - Программа социального партнерства: семья и детский сад. (2019год)