Ольга Попова
Центр игровой поддержки для будущих воспитанников детского сада.
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках Программы развития нашего детского сада была разработана подпрограмма Центра игровой поддержки для детей в возрасте от 1 года до 3 лет, еще не посещающих детский сад, но находящихся в очереди в наше учреждение, то есть будущих воспитанников детского сада. Данная программа реализуется первый год. И я, как воспитатель подготовительной группы являюсь основным лицом педагогических мероприятий и организации работы Центра. Кроме воспитателя в работе центра принимают участие и узкие специалисты детского сада.
Публикация «Центр игровой поддержки для будущих воспитанников детского сада,» размещена в разделах
Программа Центра рассчитана на детей раннего дошкольного возраста (от 1 года до 3лет) в составе группы в количестве до 15 детей.
Ранний возраст наиболее значим для формирования базовых характеристик личности и наиболее уязвим для внешних неблагоприятных факторов, влияющих на развитие. Возраст от одного года до трех лет характеризуется возрастающей самостоятельностью ребенка, бурным развитием речи, движения, восприятия. Этот возраст считается сензитивным для развития сенсорных функций, формирования целостной картины воспринимаемого окружающего мира на основе синтеза ощущений различной модальности. В этот период у малыша формируется «схема тела» – внутреннее ощущение собственного тела, сотканное из ощущений глубокой чувствительности, вестибулярных, тактильных и иных ощущений. Все это позволяет ребенку учиться произвольно управлять своими движениями, осуществлять действия с предметами.
Ведущей деятельностью малыша раннего возраста является предметная деятельность. Взрослый показывает ребенку способы действия с бытовыми предметами, принятые в культуре. В процессе предметной деятельности у ребенка развивается наглядно-действенное мышление и речь. К трем годам наступает кризисная фаза развития, определяемая учеными как «кризис трех лет». В этот момент ребенок психологически отделяется от взрослых, начинает осознавать себя активным действующим субъектом с собственными желаниями и намерениями, часто противопоставляя себя взрослым и проверяя границы дозволенного. В этот период взрослым необходимо проявлять терпеливое, взвешенное отношение к ребенку – поддерживать детскую инициативу и самостоятельность и одновременно предъявлять разумные, последовательные требования. Если эти условия выполняются, то благоприятным исходом кризиса будет становление собственной инициативы ребенка и умения учитывать желания других людей.
У каждого ребенка существуют его базовые потребности, неудовлетворение которых может привести к социальной дезадаптации и даже к замедлению психического развития. Знаменитый психолог А. Маслоу рассматривал эту проблему с иерархической точки зрения, назвав её “Пирамидой потребностей”. Каждая ступень взаимосвязана с предыдущей и, по мнению автора, все они должны быть удовлетворены постепенно, поэтапно от низших к высшим:
I уровень. Реализация физиологических потребностей. Потребности в питании, сне и т. д.
II уровень. Потребность ребенка в безопасности. Чувство защищенности.
Резкий переход ребенка в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и соответственно замедлению психического развития.
III уровень. Потребность в принятии и любви. В частности потребность в безусловном принятии.
IV уровень. Потребность в уважении.
V уровень. Базисная потребность в самоактуализации. Творчество, как смысл жизни. Построение элементарной башни – это способ заявить о себе: “Это я! Я могу! Я другой!”
Если у ребенка не удовлетворена одна из первичных потребностей, то это не позволяет перейти на следующий «вышележащий» уровень реализации. Задачей педагогов в союзе с родителями является поэтапное удовлетворение базисных потребностей ребенка и предупреждение дезадаптации ребенка в обществе.
Таким образом, такая форма работы с будущими воспитанниками еще на этапе подготовки к посещению детского сада на регулярной основе безусловно способствует успешной адаптации детей к условиям образовательной организации, к детскому коллективу. Кроме того данная деятельность позволяет наладить контакт с семьями воспитанников заблаговременно, что может способствовать их активному вовлечению в образовательный процесс в качестве непосредственных участников в последующем.
Встречи в рамках ЦИПР организуются один раз в две недели по субботам. Система занятий формируется, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей, а так же запросов и предложений родителей.