Ольга Ибрагимова
Проект «Бурятский и русский национальные костюмы, как компонент поликультурного воспитания в ДОО»
▼ Скачать
Актуальность:
Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность.
В настоящее время в жизни нашего общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, уважение к обычаям своего народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Гипотеза:
Публикация «Проект „Бурятский и русский национальные костюмы, как компонент поликультурного воспитания в ДОО“» размещена в разделах
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Бурятия
- Республика, область, край. Список городов
- Русский народный костюм
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
Если образовательное пространство наполнить таким образом, чтобы дети погрузились в историю, быт бурят и русских.
Предполагаемые результаты.
У детей дошкольного возраста будет сформировано умение к налаживанию позитивных взаимоотношений с другими детьми.
Дети должны знать и называть:
• место проживания: республику, город.
• свою нацию, традиции.
• национальный костюм русских и бурят, элементы одежды.
Цель: изучение особенностей бурятского и русского национальных костюмов.
Задачи:
1. Познакомить с народным костюмом русских и бурят.
2. Знать отличительные особенности и в чем похожесть костюмов.
3. Дать представления об истории города Улан-Удэ.
4. Сформировать знания о народных играх бурятских и русских народов;
6. Формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
№ Этапы Мероприятия Сроки
1.
2.
3. Подготовительный этап.
Цели: Изучить имеющиеся условия для реализации проекта, сбор информации, подборка наглядно-дидактического материала, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом, создание развивающей предметно-пространственной среды. Подборка аудиозаписей, видеотеки.
Работа с педагогами:
Работа с родителями:
Основной этап.
Познавательное развитие.
Цель: Знакомство детей с историей своего города, историческим прошлым Республики Бурятия, музейная педагогика.
Задачи:
- формировать у детей знания об истории возникновения и развития города, этапах его становления через историю народностей.
- развивать познавательный интерес к историческим ценностям, традициям.
- расширять словарный запас.
- воспитывать патриотические чувства, нравственную культуру, историческую память, уважение к старшему поколению.
Социально-коммуникативное развитие.
Цель: учить детей составлять рассказы о представителях народностей.
Задачи:
- закреплять умения слушать педагога;
- помочь детям вызвать желание поделиться своими знаниями о традициях, костюмах, культуре, быте русских и бурят;
- познакомить детей с бурятской национальной культурой, бытом, домашней утварью, с народным костюмом; Уметь различать, сравнивать с бытом других народов, населяющих нашу республику: эвенки, русские.
-знакомство в особенностях национальной одежды, с элементами бурятского и русского национальных костюмов;
- рассматривание кукол в национальных костюмах;
- закрепить и систематизировать знания детей об основных частях
национального костюма.
- развивать диалогическую речь.
- воспитывать чувство гордости за свою семью, за родной город, за родину – Россию.
Речевое развитие.
Цель:
- развивать память, знакомить с высшими учебными заведениями города, основными градообразующими предприятиями города.
- воспитывать любовь к Малой Родине.
- расширять словарь детей.
Художественно-эстетическое развитие.
Цель: продолжать знакомить с частями национальной одежды бурятского и русского костюмов, различать характерные особенности, развивать умения различать цветовой колорит, ритм и стилизацию элементов в орнаменте;
Задачи:
- учить детей рисовать элементы орнамента, постепенно усложняя их, самостоятельно рисовать фигуру куклы и наряжать ее в национальный костюм
- развивать художественный вкус, практические навыки.
- воспитывать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке и песням других народов;
- воспитывать интерес к творчеству русских и бурят.
Физическое развитие. Здоровье.
Цель: Совершенствовать двигательные умения и навыки. Развивать фантазию, четкость, быстроту реакции в различных ситуациях. Учить принимать самостоятельные решения.
Задачи:
- развивать общую моторику. Закреплять практические навыки в развитии меткости, ловкости и равновесия, умение ориентироваться в пространстве.
- воспитывать волевые качества, дисциплинированность, ответственность, умение действовать сообща.
- создавать условия для эмоционального раскрепощения детей.
Работа с педагогами:
Работа с родителями:
Заключительный этап.
Цель:
Работа педагогами:
Работа с родителями:
Изучение имеющихся условий для реализации проекта, сбор информации, подборка наглядно-дидактического материала, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом, создание развивающей предметно-пространственной среды. Подборка аудиозаписей, видеотеки.
Знакомство педагогов с темой проекта, беседы и разъяснения по предстоящей работе, согласования по совместной деятельности.
Знакомство родителей с предложением об их участии, совместно с ребенком в совместной деятельности, беседы и разъяснения по предстоящей работе, согласования по совместной деятельности.
- беседы о городе, о национальных особенностях, о памятниках в городе Улан-Удэ с рассматриванием иллюстраций, буклетов.
- проведение тематических занятий;
- дидактические игры «Когда это было?», «Кому что нужно?» (на знание геральдической символики);
- сюжетно-ролевые игры «В гостях у тетушки Анисьи»;
- презентация «День города», «символы моего города»
- музейная педагогика:
посещение краеведческого музея,
и мини музей детского сада «Край мой щедрый, край прекрасный».
- творческие рассказы детей по теме «Я живу в Улан-Удэ»
- беседы «Бурятия – многонациональная республика» по картинам и иллюстрациям;
- словесное экспериментирование «Доскажи словечко» (В нашем городе живут…русские, буряты, и т. д.);
- проведение викторины «Что я знаю о Бурятии»;
- презентация «Путешествия по родной стороне»;
- коммуникативные соревнования.
Рассказы, сказки, стихи, поэмы.
Чтение по теме.
Рассматривание коллекций открыток, фотографий, буклетов, картин, сюжетных и предметных картинок для составления рассказов.
Литературные вечера, презентации, медиа библиотеки, викторины, театрализованная деятельность.
- рисование по шаблону – элементы народного орнамента;
- слушание национальных музыкальных инструментов;
- слушание гимна республики и местных национальных песен;
- заучивание песен о Родине, танцев народов;
- музыкально-дидактические игры: «Угадай, какой инструмент звучит» из оркестра народных инструментов.
- дидактические игры «Оденем куклу Янжиму»;
- изготовление костюмов
- конкурс кукол в костюме : русская и бурятская.
- подвижные игры: «Калечина-малечина», «Гори-гори ясно», «Заря-заряница», «Реки и озера», «Варежка».
- спортивные национальные бурятские игры «Стрельба из лука», «Скачки на лошадях», «Национальная бурятская борьба»;
- спартакиады, ознакомление со спортивными достижениями народов Бурятии.
- «Я люблю свой город…» - музыкально-литературный досуг
- проведение спартакиады;
- проведение мастер классов;
- консультация «Что можно рассказать детям о нашем городе»
- выставка «Я там был, я это видел»
- консультация «Лучше нет родного края»
- участие в медиа клубе детского сада;
- участие в выставках, конкурсах, мастер-классах.
- создание мини-музея «Куклы народов Бурятии»
- изготовление макетов «Бурятская юрта», «Русская изба».
- участие в создании мини-музея кукол народов Бурятии;
- участие в конкурсе «Бурятская юрта».
- фестиваль «Мы вместе»
- участие в создании мини-музея кукол народов Бурятии;
- участие в конкурсе «Бурятская юрта».
- фестиваль «Мы вместе» сентябрь-октябрь
ноябрь-апрель
.