Попова Вера Анатольевна
Мастер-класс «Технологический компонент патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
(На сцене стоят два стола. Расставлены стулья полукругом,
2 переносные доски. На одном столе лежит ватман, журналы, 1 клей, 1 ножницы. На втором столе лежит фигура человека, нарисованная из ватмана, слова на листочках, 1 клей, 1 ножницы)
(участники мастер-класса занимают места)
Педагог:
Я рада вас приветствовать друзья!
И приглашаю всех на мастер-класс
Надеюсь, что общение у нас
Пройдет под стук сердец
И блеск веселых глаз.
(тихо играет музыка «С чего начинается Родина?»)
Публикация «Мастер-класс „Технологический компонент патриотического воспитания“» размещена в разделах
Педагог:(на фоне музыки говорит) ЗВУКООПЕРАТОР ВКЛЮЧАЕТ МУЗЫКУ
С чего начинается Родина?
Когда я задумываюсь об этом-слышу щебетание птиц, чувствую, как солнечные лучи проникают в комнату, я открываю глаза и вижу начало нового дня. У каждого из нас при слове «Родина» возникают вполне конкретные образы.
Для меня Родина-это аромат душистого чая, заваренный моей мамой, вкус ежевичного варенья, запах сирени, распустившейся под окном. Родина-это то, куда хочется возвращаться снова и снова. У каждого из нас малая Родина своя, но именно она является для каждого из нас самой настоящей путеводной звездой. ЗВУКООПЕРАТОР ВЫКЛЮЧАЕТ МУЗЫКУ!
И мне сегодня хочется, чтобы мы с помощью моих участников порассуждали, что для вас, в вашей судьбе и жизни значит Родина?
(отвечают участники мастер-класса)
Вы убедились, что слово «Родина», как и слово «счастье» сложно представить одним словом или одной фразой. Обычно это место где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие. Родина-наша судьба. Сегодня не случайно я заговорила о Родине, потому что одним из острых вопросов воспитания детей стоит вопрос формировании ценного отношения к родине, формированию активной гражданской позиции.
Последовательность патриотического воспитания определяется ранее обозначенными этапами развития патриотических чувств детей : любовь к семье, своему дому, селу, городу, родной природе, землякам, стране и народу. Любовь к своей стране и своему народу является надличностным началом, которое освещает всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, так как избавляет от несчастий мелких личных неудач.
(1-й слайд) В своей работе я применяю Технологический компонент патриотического воспитания, разработанный философом И. А. Ильиным, который соответствует особенностям российской ментальности: созерцал - возлюбил - выбрал - свершил.
(слайд 2-1 щелчок с мышкой) Давайте рассмотрим первый этап, где созерцание как часть внутренней культуры помогает человеку постигнуть красоту, которая пленяет сердце и вносится в окружающую жизнь. Созерцанию нельзя приказать, что оно должно видеть и творить.
Созерцательный характер мировосприятия предполагает размышление личности о смысле своей жизни, способствует появлению веры в свое уникальное предназначение и познанию путей своей творческой самореализации. На данном этапе происходит самопознание личности, включающее не только информацию о себе, но и о мире, о людях, рядом с которыми живет человек. Важной задачей данного этапа является формирование сознательного патриотизма школьника. Осознание смысла своей жизни, своего предназначения в мире дает возможность личности обрести гармонию с окружающим миром.
(2 щелчок с мышкой) На втором этапе важной задачей педагога становится формирование положительного отношения школьников к Родине, потребности заботиться о ее благополучии и процветании. Самоотношение формируется на основе Любви. Любовь - это основная духовно-творческая сила русской души. Вера в ценности, которые выбирает человек, поддерживает его в жизни. Эмоциональная оценка, переживание собственных поступков, отражающих отношение к близким, к членам коллектива, к Родине, вызовут потребность в социально полезной деятельности.
(3 щелчок с мышкой) Третий этап связан со свободой выбора человеком своих целей жизнедеятельности. Свобода необходима школьникам для предметного наполнения жизни, для творческого самоопределения. Свобода нравственного выбора человека связана с исканием абсолютного добра.
Воспитание патриотизма школьников требует тонкой педагогической ин-струментовки и является несовместимым с императивностью и назидательностью. Целесообразно использовать все три группы методов воспитания : методы формирования сознания (беседы, лекции, диспуты, пример, методы организации деятельности и формирования опыта поведения (общественное мнение, приучение и упражнение в коллективной деятельности, создание воспитывающих ситуаций, методы стимулирования поведения и деятельности (игры, соревнования, поощрения, вызывающие познавательный интерес к знанию Родины и стремление к самосовершенствованию во имя ее блага).
Уважаемые участники, предлагаю разделиться на две группы для выполнения творческой работы.
Юноше, обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора есть такая, которой он должен овладеть обязательно – профессия защитника Отечества.
Первой группе предлагается составить коллаж «Защитник Отечества», и отразить его основные качества. Вторая группа должна подобрать не более двух качеств, характеризующих интеллектуальные, физические, душевные качества Защитника отечества.
Правило: вам необходимо обсудить план своих действий, по моей команде в течение 3-х минут необходимо выполнить задание. Но одно условие – разговаривать НЕЛЬЗЯ. Наблюдать за выполнением задания никто не будет, полагаюсь на вашу честность и ответственность.
Уважаемые коллеги, вы, наверное, находитесь в некотором недоумении: говорила о технологическом компоненте и резко перешла на всем известное упражнение.
Но это мы обсудим немного позже. Участники, вы готовы к выполнению заданий.
Пока наши участники размышляют и творят, мы с вами, уважаемые зрители, рассмотрим четвертый этап. (4 щелчок с мышкой)
На данном этапе происходит процесс самореализации личности в творческой деятельности, основанная на знании своих индивидуальных особенностей и путей их раскрытия в соответствии со своим призванием. Уверенность в свободе выбора решения, самостоятельности совершаемых действий и поступков порождает ответственность личности за свою деятельность перед собой, обществом и Родиной. Существенное значение на данном этапе приобретает способность школьников взаимодействовать с другими людьми и компетентность социального действия как умение реализовать сделанный выбор.
Практика показывает, что наиболее результативными являются не отдельные воспитательные дела, а разработка и использование воспитательных комплексов (ВК). Отличительными особенностями воспитательного комплекса являются все направления воспитания, слитые воедино в том числе и самореализация; познавательная деятельность носит творческий характер; ключевые дела распределяются рационально по времени проведения.
ВК (воспитательный комплекс) задает образец коллективной деятельности.
Давайте вернемся к нашим участникам и предоставим им слово. Пожалуйста, первая группа. На ваш взгляд, какими основными качествами должен обладать Защитник Отечества. (первая группа участников мастер-класса отвечают).
Спасибо. Предоставляем слово второй группе. Напоминаю, у данной группы было задание: какие основные черты характера обязан иметь защитник Отечества (вторая группа участников выступают).
Молодцы, обе группы справились прекрасно. Спасибо.
-Какие сложности вы испытывали при выполнении задания?
(В. А. : если участникам было легко, то сказать, что ребятам бывает тяжело выполнить сразу это задание. Т. к. не сформированы умения слушать и слышать друг друга)
Хотелось бы обратить ваше внимание, что данную форму использую в работе как подготовительный этап для решения воспитательных задач. Ведь прежде всего необходимо создать детский коллектив, умеющий слушать и слышать, и только потом вовлекать их в деятельность.
С 2013 года в своей педагогической практике реализую программу «Азбука патриотизма», совместно с ребятами разработаны и реализованы
• (3-й слайд) социальные проекты «Дорогой героев», «Я, ты, он, она - вместе дружная семья»;
• (4-й слайд) Военно-спортивная игра «Морское рандеву»;
• (5-й слайд) Праздничный концерт «Как долго шли к Победе мы!»;
• (6-й слайд) Акции «Свеча памяти»;
• (7-й слайд) «Подарок ветерану»;
• (8-й слайд) интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»;
• (9-й слайд) Военно-спортивный турнир «Герой дня»;
• (10-й слайд) «Урок мужества – урок памяти, посвящённый 85-летию со дня рождения В. Солдатова»;
• (11-й слайд) «Семейные часы»;
• (12-й слайд) Мои воспитанники являются активными участниками ежегодного месячника оборонно-массовой и спортивной работы «Сыны Отечества».
Возвращаясь к вышесказанному, хотелось бы отметить, что технологический компонент патриотического воспитания позволяет достичь положительных результатов.
(победители в районной спортивной игре «Командарм», «Рубежи», достойно представили муниц. обр-ие Ям. р-на в г. Ноябрьске в военно-спортивной игре «Командарм»-2014», к-сы «Русский характер», «Пусть небо мирным остается над землей»)
Спасибо за внимание.