Лаптева Любовь Егоровна
Проект «Бурятские мотивы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Бурятские мотивы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Новонукутский детский сад № 6.
Утверждаю
и. о. заведующий МБДОУ
Новонукутский детский сад № 6
___О. Н. Молоканова
Приказ № «___» ___2024г.
ПРОЕКТ
«Бурятские мотивы»
«Звездочки»
Разработала воспитатель: Л. Е. Лаптева
п. Новонукутский
2024год.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Публикация «Проект „Бурятские мотивы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Автор проекта : Воспитатель: Лаптева Любовь Егоровна
Вид проекта :групповой
Тип:познавательно-творческий.
По составу участников: дети подготовительной группы, родители, воспитатели
Возраст детей: 5-7 лет
Продолжительность проекта : с 22 января по 09 февраля (краткосрочный)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
При всем разнообразии культурных традиций в мире не так много праздников, которые отмечаются повсеместно. В Усть-Ордынском Бурятском округе одним из таких праздников является Сагаалган. Сагаалган – это символ обновления человека и природы, чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. На территории Нукутского района проживают люди преимущественно трех национальностей: буряты, русские, татары. Для успешного взаимодействия важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. Нет будущего у того народа, кто не почитает своё прошлое. Чтобы родители и их дети стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций, необходимо их знакомить, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.
Сейчас проблема в том, что нынешнее поколение теряет значимость национальных культурных ценностей. Наш проект направлен на возрождение культуры, традиций и обычаев бурятского народа. А также для развития чувства сопричастности к народным торжествам. Дети дошкольного возраста недостаточно имеют представления о культуре, традициях и обычаях бурятского народа
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Создать условия для знакомства детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа, для развитие познавательных навыков через бурятский фольклор.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Обучающие:
• Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии;
Развивающие:
• Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор (чтение художественной литературы, разучивание стихов, песен и т. д.);
• Развитие двигательной активности посредствам знакомства с национальными играми;
• Развитие воображения, любознательности, крупной и мелкой моторики через художественное творчество;
Воспитательные:
• Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной земле и гордость за неё;
• Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к ценностям бурятской самобытной культуры, прошлому, настоящему, будущему своей малой Родины.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
• Организация, обогащение и развитие образовательной и предметно-пространственной среды ДОУ на основе культуры, фольклора и быта бурятского и русского народа.
• Обогащение социального опыта дошкольников к традициям и обычаям русского и бурятского народов.
• Формирование бережное отношение к историческому наследию нашего народа.
• • Воспитание уважение к людям коренной национальности, к их традициям, обычаям, культуре.
• • Привитие в детях чувство патриотизма, толерантности, любви к своей Малой Родине, своему краю, где они родились и живут.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
- ООД.
- Чтение художественной литературы.
- Беседы.
- Игровая деятельность.
- Продуктивная деятельность.
- Досуговая деятельность
ПРОДУКТ ПРОЕКТА
• Праздник Белого месяца
• Макет «Юрта кочевника»
• Картотека Бурятских игр
• Альбом бурятской национальной одежды.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ :
• Разработка демонстрационного, игрового, информационного материала для показа детям.
• Подбор специальной литературы по родному краю.
• Посещение краеведческого музея для ознакомления с бурятскими обрядами, элементами национального бурятского костюма.
• Подобрать методическую литературу, демонстрационный материал, фотографии;
• Разработать тексты бесед, папки-передвижки, конспекты занятий.
• Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте.
2- ЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Речевое развитие
ООД:
• «Обычаи и традиции бурятского народа»
• «Путешествие в сказочную страну Бурятия»
• «Молочная пища»
Беседы:
• «Символика и цвета хадаков, их значение»,
• «Бурятские национальные инструменты».
• «Новый год по лунному календарю»;
• «Что такое восточный календарь»;
• «Как встречать Сагаалган»
Знакомство с новыми словами, определениями «Юрта», «Батор»,«Унты», и. т. д.
Чтение художественной литературы: «Бурятские народные сказки», легенды, эпосы, знакомство с подвигами Гэсэра, с народным героем Будамшу.
Рассматривание альбомов, иллюстраций, картин по теме.
Словесные игры:
• «Какое слово не подходит»,
• «Один - много».
• «Отгадай три важных слова».
• «Народы России»
Познавательное развитие
ООД:
• «Быт и традиции бурят»
• Беседы:
• «Что такое малая родина?»
• «Сагаалган- праздник Белого месяца».
• «Знакомство с национальным жильем бурят»,
• «Бурятская национальная одежда».
• «Особенности убранства бурятской юрты»,
• «Значение лошадей в жизни бурят»
Дидактические игры:
• «Угадай, кому какая вещь принадлежит»
• «Отбери картинку»
• «Костюмы народов России».
Просмотр презентаций:
«Праздники и традиции бурят»
«Просторы Нукутской земли»
Рассматривание иллюстраций:
• «Моя Родина»
• «Просторы России»
• «Мой поселок»
Социально – коммуникативное развитие
Ситуативные беседы:
• «С чего начинается Родина»,
• «Моя малая Родина».
Сюжетно-ролевые игры:
• «Семья».
• «Приход гостей»
• Презентации:
• «Бурятские национальные игры»
• «Бурятская юрта»
Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов:
• Оформление уголка патриотического воспитания;
• Аудиозапись с бурятской мелодией
• Бурятская атрибутика
Посещение краеведческого музея.
Художественно – эстетическое развитие
ООД:
• Рисование: «Бурятский национальный костюм», «Юрта – традиционное бурятское жилище», «Бурятский орнамент».
• Лепка:», Из соленого теста «национальная пища бурят», «домашних животных»
• Аппликация: «Бурятский орнамент», коллективная «Бурятский танец Ехор»
• Конструирование (оригами) : Бурятская шапка
Раскрашивание раскрасок «Бурятская юрта», «Бурятский костюм» и другие.
Физическое развитие
Знакомство с народными подвижными играми-«Малгайнюулга», «Алтаннааша», «Шагай наадан», «Варежка», «Волки и овцы», «Реки и озера».
Знакомство с народными спортивными играми: стрельба из лука, скачки, перетягивание палки, борьба.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
• Папка- передвижка на тему «Сагаалган –наш светлый праздник»
• Создание альбома «Бурятский национальный костюм»
• Участие родителей в подготовке к празднику Сагаалган в детском саду.
• Беседы с родителями о помощи в проведении мероприятий в рамках празднования Сагаалган.
• Изготовление бурятских шапок
• Консультация: «Народные традиции и праздники»
• Выставка детских работ «Бурятский орнамент»
• Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.
• Беседы с родителями об организации экскурсии в краеведческий музей.
3-ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Работа с детьми:
• Презентация проекта «Праздник Белого месяца - Сагаалган»;
• Открытое занятие «Путешествие в Сагаалган»
Работа с родителями:
• Сагаалган - праздник белого месяца
• Подведение итогов проекта
ЛИТЕРАТУРА:
1. Базаров Б. В., Голубчикова Ю. Н. «Историко-культурный атлас Бурятии», М - 2001г.
2. Банзаров Д. Б. «Белый месяц. Празднование Нового года у монголов», У-У -1971 г.
3. Ванникова С. П. «Сагаалган - живая традиция», У-У. : Ориент Скай - 2008г.
4. Намсараев С. Д. «История Бурятии XX век», У-У - 1993 г.
5. Токарев С. Л. «Мифы народов мира», М - 1996 г.
6. Цыбиков Г. «Цагаалган», У-У -1991 г.