Людмила Диткова
Проект «Чудеса на самобранке»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С давних времен люди стремились украшать предметы быта, одежду, жилище своими руками, используя различные материалы. Сейчас все чаще покупают изделия, картины, украшения в магазине.
В настоящее время, когда идет движение в защиту национальных куль-тур, процесс возрождения многих обычаев, обрядов, традиций стал возможен исключительно благодаря «семейной памяти». Передать практический опыт и теоретические знания детям о разных сторонах деятельности человека мо-жет не кто иной, как бабушка.
Одним из интереснейших и увлекательных занятий, позволяющих вне-сти в повседневный быт элементы выдумки и праздника, является апплика-ция из ткани.
Публикация «Проект „Чудеса на самобранке“» размещена в разделах
Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и свя-зано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Многие сто-летия аппликация находит самое широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых зна-ков – гербов. Гербы должны были быть отчетливо видны с двух сторон, что и привело к развитию вышивки аппликацией. Но особенного процветания ап-пликационные работы достигли в XVI в. в Италии и Испании в церковном одеянии. Они характерны повторением одного и того же мотива и контраст-ными сочетаниями тонов. Самым модным было сочетание красного, желтого и зеленого цветов. На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бу-маги. История ее возникновения связана с началом производства бумаги. Наиболее модным видом аппликации считаются черные силуэты, вырезан-ные из бумаги. Черные профильные фигурки украшали греческие вазы. Воз-родилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось и само название «силуэт». Вырезывание силуэтов стало любимым занятием не только худож-ников-профессионалов, но и дворянства. Крупнейшим мастером силуэта был граф Ф. П. Толстой. Интересны и своеобразны аппликации французского жи-вописца Анри Матисса. Главную роль в его работах играет цвет. Вырезая от-дельные фигуры и формы, меняя цвет и фоны, Матисс создал ряд колорит-ных декоративных работ. Одним из видов аппликации является жанр, полу-чивший название флоризм. Художники - флористы используют необычный для аппликации материал – засушенные растения, солому, тополиный пух.
Аппликацией могут заниматься как взрослые, так и дети. Техника ап-пликации из ткани заключается в наклеивании или пришивании кусочков ткани на бумажный, тканевый или иной фон. По форме аппликация бывает плоская и выпуклая, по цвету одноцветная и многоцветная, по назначению подкладная или лицевая, по тематике предметная, декоративная, сюжетная.
Процесс занятия аппликацией нацелен на формирование художествен-ной умелости. В ее основе лежит творческое воображение ребенка, прежде всего такая его исходная составляющая, как способность «видеть целое раньше частей». Поэтому необходимо развить у дошкольников умение выде-лять целостнообразующие свойства создаваемых объектов и ориентироваться на них в ходе развертывания продуктивной деятельности. «Работа» вообра-жения включает в себя процесс поиска смысла создаваемого и передачи его другим людям, в форме которого и протекает процесс выработки и реализа-ции художественного замысла. Особое значение имеет осмысление ребенком своего продуктивного действия, его эмоциональное проживание и пережива-ние. Одной из линий эстетического воспитания служит развитие визуального, или образного мышления, которое проявляется в способности ребенка экспе-риментировать с образами, выделять в их содержании общие, различные, противоречивые моменты. Особое внимание необходимо уделять овладению детьми средствами композиции и композиционного поиска: пропорцией, масштабностью, ритмом, контрастом, нюансом, которые получают свое осо-бое выражение в декоративно-прикладном искусстве.
Для выполнения творческих заданий аппликацией из ткани широкое применение должны находить ткани самых разнообразных фактур: обрезки ситца, штапеля, шелка, вельвета, шерстяных и синтетических тканей. Разно-образной должна быть и цветовая палитра тканей: от самых ярких, насыщен-ных и контрастных цветов до обладающих тонкими пастельными оттенками. Перед выполнением задания детей знакомят с бабушкой-рукодельницей, с инструментами, приемами работы ими и техникой безопасности. Чтобы про-будить в детях декоративный подход к созданию аппликации из ткани, жела-ние работать крупными цветными пятнами, бабушка предоставит детям воз-можность создавать аппликации на больших по формату основах (подлож-ках). Работу хорошо проводить летом на участке детского сада, среди рас-пустившихся цветов, что способствует созданию эмоционального настроя детей. В качестве клея при создании аппликации лучше использовать крах-мал, из которого заранее приготавливается клеевая масса. Крахмал не остав-ляет следов. Техника наклеивания может варьироваться: можно намазывать жидким крахмалом ткань, являющуюся основой (фоном) или обратную сто-рону заготовки.
Творческие встречи с бабушкой проходят с детьми один раз в неделю.
В процессе занятий аппликацией из ткани у детей развивается образ-ное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память, происходит разностороннее психическое развитие ребенка, раскры-вается его личность, воспитывается легкость, быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их в нестандартных ситуациях.
ЦЕЛЬ: приобщить детей к основам рукоделия, научить с удовольствием мас-терить, фантазировать, получая радость от творческого процесса.
ЗАДАЧИ:
- развивать цветовое восприятие;
- учить различать толщину ткани, изнаночную и лицевую сторону;
- развивать абстрактное мышление:
- научить работе с трафаретом;
- развивать мускулатуру кисти руки, глазомер;
- развивать координацию движений рук под контролем глаз;
- воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность;
- воспитывать эстетический вкус;
- развивать активный и пассивный словарь детей.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими ру-ками:
Стремление к созданию поделок для себя и близких, для украшения кварти-ры, детского сада.
Более высокий уровень технических навыков и умений.
ВИД ПРОЕКТА : познавательный, творческий
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети старшего возраста, волонтер, педагог допол-нительного образования, воспитатель, родители.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Предметы и изделия, украшенные аппликацией из ткани,
ткани разной фактуры и цвета, картон белый и цветной, крахмал, мел, нож-ницы, кисти, клеенки, салфетки, рамки, розетки для клеевой массы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Направление деятельности Содержание деятельности
Информационно-методическое обес-печение
1. Изучение литературы
2. Составление плана работы
3. Создание развивающей среды
Работа с детьми
1. Диагностика уровня развития твор-ческих способностей детей.
2. Рассматривание поделок, выпол-ненных в технике аппликации из тка-ни.
3. Рассматривание тканей и их обсле-дование.
4. Рассматривание вспомогательных материалов и инструментов.
5. Беседа о технике безопасности.
6. Показ приемов наклеивания кусоч-ков ткани.
7. Изготовление поделок.
8. Выставка детских работ «Волшеб-ный лоскуток».
9. Сравнительная диагностика.
Сотрудничество с родителями
1. Оснащение необходимыми мате-риалами: ткани для основы, лоскутки, ножницы, картон, крахмал, мел, рам-ки для работ.
2. Участие в изготовлении поделок в детском саду и дома.
3. Посещение выставки
ПЛАН РАБОТЫ
Тема встречи Содержание Срок выполнения
1. «В гости бабушка пришла» Знакомство детей с бабуш-кой. Рассматривание бабуш-киного рукоделия. Рассказ об истории возникновения ап-пликации из ткани.
14 июля
2. «Волшебный лоску-ток» Рассматривание инструмен-тов и тканей, их обследова-ние. Беседа о технике безо-пасности. Изготовление шаб-лонов.
21 июля
3. «Разноцветные фи-гурки» Знакомство детей с предмет-ной аппликацией, работа с шаблоном, вырезывание из разноцветных лоскутков си-луэтов насекомых, живот-ных, приклеивание их на картонную основу, дополне-ние деталями.
28 июля
4. «Цветочная полянка» (коврик) Знакомство детей с сюжет-ной аппликацией, работа с шаблоном, вырезывание из разноцветных лоскутков цветов и листьев, приклеи-вание их на основу из плот-ной ткани.
4 августа
5. «Красивый узор на салфетке» Знакомство детей с декора-тивной аппликацией. Укра-шение салфетки геометриче-ским, растительным узором, используя одноцветные тка-ни.
11 августа
6. «Чудеса на самобран-ке» (коллективная рабо-та» Украшение скатерти расти-тельным узором и плоскост-ным изображением фруктов и овощей, используя ткани разнообразной фактуры и цветовой палитры, без ри-сунка
18 августа
Выставка детских работ «Волшебный лоскуток»