Ирина Чадайкина
Проект «Буквознайка»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 254»
Проект
«Буквознайка»
Подготовила:
Чадайкина И. А.
г. Барнаул
2021г.
Тема: образовательный проект «Буквознайка»
Тип проекта : педагогический
Участники проекта : воспитатель старшей группы, родители
Целевая группа: дети старшей группы, родители
Срок реализации: 3 месяца.
Вид проекта : групповой.
Продукт проекта : создание «Алфавита»
Темочки:
- Буквы. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Актуальность: Результаты педагогической диагностики показали, что старшие дошкольники испытывают трудности в освоении раздела «Обучение грамоте». Дети затрудняются в придумывании слов на определенные звуки, установлении связи между звуком и буквой, запоминании алфавита. Исходя из вышесказанного, возникает необходимость продлить процесс освоения задач раздела «Обучение грамоте». Исходя из особенностей познавательной деятельности детей дошкольного возраста, возникает необходимость сделать процесс изучения алфавита увлекательным. Необходимо позволить ребенку посмотреть, услышать, познакомиться с буквами в различных ситуациях, различными способами и на различном дидактическом материале.
Процесс создания «Буквознайка» основывался на принципы: интеграции познавательной и творческой активности детей, индивидуализации: учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых, системности и целостности: позволяет разработать четкую программу действий.
Проблема: дети старшего дошкольного возраста испытывают трудности в освоении букв, установлении связи между звуком и буквой.
Цель: ознакомление детей с буквами алфавита, через интеграцию различных видов деятельности (познавательно-речевой, художественно-творческой, игровой, конструктивной)
Задачи:
- познакомить с алфавитом, как набором букв (графических изображений звуков);
- учить устанавливать взаимосвязь между произносимым звуком и буквой, развивать навык звукового анализа;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- развивать конструктивные, художественные способности детей;
- создать условия для активной совместной познавательной и творческой деятельности детей и родителей.
Планируемый результат:
- создание азбуки цветов; восприятие, различение букв алфавита (визуальное и на слух) детьми, умение устанавливать связь между буквой и звуком;
- улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей, как участников педагогического процесса детского сада.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный
-диагностика детей по обучению грамоте, ее анализ;
- подбор методической, познавательной и художественной литературы, иллюстративный материал по данной теме;
- подбор репродукции картин, иллюстраций на тему: «Цветы, цветочные растения»;
- создание картотеки стихов и загадок о цветах и буквах;
- создание условий для экспериментальной деятельности, наблюдений;
- создание условия для продуктивной деятельности;
- работа с родителями.
II этап – основной.
Формы и методы работы с детьми.
Игровая деятельность.
Дидактические игры: «На что похожа буква?», «Найди пару», «Допиши букву», «Найди неверно написанную букву», «Подбери правильно», «Назови слово на определенный звук», «Изобрази букву» и т. д..
Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Фото студия»
Продуктивная деятельность.
Рисование:
«Нарисуем букву», «Напечатаем букву», «Заштрихуем дом для буквы» и т. д.
Лепка
«Лепим букву», «Слепи, на что похожа буква»
Конструирование
Создание образа буквы совместно с родителями из бросового материала.
Речевая деятельность:
Составление описательных рассказов о буквах, цветущих растениях.
Речевые упражнения «придумай слово на определенный звук», «Какой первый звук?», «Назови букву, звук», «Подбери и расскажи», «Отгадай загадку».
Заучивание загадок, стихов о буквах.
Придумывание сказок и историй.
Формы и методы работы с родителями.
1. Беседы с родителями о важности данной проблемы.
2. Привлечение родителей к созданию алфавита.
3. Смотр-конкурс букв, выполненных совместно с родителями.
План реализации проекта :
Разделы (направления)работы Виды деятельности
Познавательно-речевая деятельность
Обучение грамоте.
Создание буквы из бросового материала.
Создание цветной азбуки. Коллективная работа.
Развитие речи.
Сочинение сказок о буквах. Сочинение стихов, загадок о буквах. Заучивание стихотворений.
Творческое рассказывание детей. Словотворчество. Отгадывание загадок.
Ознакомление с художественной литературой.
Чтение произведений «Говорящие буквы», «Интересная азбука», «Веселые уроки»
Рассматривание альбомов с буквами.
Пальчиковая гимнастика.
«Дракон», «Жук», «Насос», «Веселые ребята»
Художественно-творческая Рисование.
«Именной платочек, украшенный буквами», Разукрашиваем буквы
Лепка.
«Веселые буквы».
Аппликация. Конструирование.
Объемная аппликация «Любимая буква». Создание коллажа.
Театрализованная деятельность.
Игра-театрализация.
Игровая деятельность
Дидактические игры.
«Чего не стало», «Найди тень буквы», «Отгадай слово», «Чем похожи, чем отличаются?», «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом?», «Буквы заблудились», «Найди сбежавший звук».
Настольно-печатные игры.
«На лесной полянке», «Собери картинку», «Цветочное лото», «Речевое лото», букв.
Творческие игры.
«Если б я был буквой?»
Распределение деятельности.
Этап работы Деятельность воспитателя Деятельность детей Деятельность родителей
1. Выявление проблемы. Выделение задач. Организация работы. - формулирует проблему
- формулирует задачи
- побуждает детей к решению проблемной ситуации
- планирует деятельность - входят в проблему
- ищут решение проблемы с помощью педагога
- дополняют задачи - принимают задачи
1. Практическая деятельность по решению проблемы.
- организует деятельность детей и родителей
- активизирует инициативу детей и родителей
- оказывает практическую помощь, дает рекомендации
- совместно с детьми создает «Алфавит»
- организует познавательную, игровую, творческую деятельность детей
- подводит детей к формулированию вывода
- принимают участие в планировании деятельности
- совместно с родителями создают «цветную букву»
- принимают участие в создании «Алфавита»
- принимают участие в познавательной, игровой, творческой деятельности
- делают вывод о результате работы
- осуществляют подбор материала для продуктивной деятельности детей
- совместно с детьми создают «цветную букву»
2. Презентация продукта деятельности. - организует презентацию
- представляют продукт деятельности - принимают участие в презентации проекта
III. этап аналитический
1. Провести совместно с родителями и детьми развлечение «Королевство букв».
2. Провести мониторинг развития по обучению грамоте.
III. этап аналитический
- презентация проекта на родительской встрече (начальная).
- фотовыставка «Играя, букву изображаю» (промежуточная).
-
Планируемые результаты.
Реализация проекта «Буквознайка» позволила получить следующие результаты:
- создан Алфавит из объемных букв;
- дети научились различать буквы алфавита, устанавливать связь между буквой и звуком;
успешно стали находить слова на определенные звуки;
- улучшилось состояние связной речи, обогатился словарный запас;
- дети научились читать (хотя эта задача не ставилась)
- родителей удовлетворены работой педагогов
Подведением итогов является выставка в группе презентация «Алфавита», сделанного родителями совместно с детьми.
Приложение.
1. Диагностика качества знаний по обучению грамоте.
К концу обучения в старшей группе ребенок должен:
- понимать, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже;
- различать понятия звук и буква,
- иметь четкое представление о буквах,
- Называть слова с заданным звуком,
- определять и изолированно произносить первый звук в слове,
- различать и называть изолированно твердые мягкие согласные,
- уметь делить слова на слоги.
Для определения качества знаний по обучению грамоте детям предлагался ряд заданий:
1. Назови букву.
2. Определи первый звук в слове.
3. Чем звук отличается от буквы? И др.