Алена Турьева
Проект по благоустройству помещения ДОУ и создания музея «Чудная древняя Русь»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Название проекта : Музей народных промыслов «Чудная древняя Русь»
2. Разработчики проекта, консультанты – наставники
Руководитель: Турьева Алена Николаевна, старший воспитатель.
Консультанты: педагоги ДОУ.
3. Цель и задачи проекта
Публикация «Проект по благоустройству помещения ДОУ и создания музея „Чудная древняя Русь“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2024
Цель: создание благоприятных условий для работы с детьми по приобщению детей к истокам народной культуры и традициям русского народа посредством музейной педагогики.
Задачи:
• создание музея народных промыслов «Чудная древняя Русь» для активного, наглядного, практического знакомства с культурно-историческим наследием страны;
• активное вовлечение родителей воспитанников в мероприятиях по обогащению предметно пространственной среды в ДОУ;
• выстраивание партнерского взаимодействия с родителями для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач;
• разработка и реализация комплекса мероприятий по приобщению воспитанников к народному творчеству, уважению к труду народных мастеров.
4. Актуальность проекта
Проблема сохранения и возрождения народных художественных промыслов (НХП) как неотъемлемой составляющей национальной экономики, истории и культуры РФ является очень актуальной. Об этом говорят следующие факты. По оценкам Минпромторга РФ, ЗА ПОСЛЕДНИЕ 30 ЛЕТ СТРАНА ЛИШИЛАСЬ БОЛЕЕ 200 ПРОМЫСЛОВ, ЗАКРЫЛИСЬ БОЛЕЕ 140 ФАБРИК НХП, а тем, которые остались, пришлось сократить производство более чем в 15 раз. По данным Ассоциации «Народные художественные промыслы России», ОСОБЕННО ОСТРО СТОЯТ ПРОБЛЕМЫ потери уникальных производств НХП, утраты технологических секретов и старения высококвалифицированных кадров (средний возраст мастеров – 50 лет, обновления материально-технической базы и распространения контрафакта из Китая.
Оптимальным решением патриотического
воспитания дошкольников является музейная
педагогика, стержень, соединяющий детский сад
и музей. В настоящее время музейная педагогика
является инновационной технологией в сфере
личностного воспитания детей, создающая условия
погружения личности в специально
организованную предметно-пространственную
среду.
Встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох, с историей и бытом народов, населяющих нашу страну с промыслами не предусмотрена в типовой программе, поэтому возникланеобходимость включения всех мини-музеев
детского сада в единое музейно-образовательное
пространство.
Проект направлен на работу с дошкольниками. В музее в интересном и живом формате познакомятся с историей промыслов, мастерами-художниками и авторскими изделиями, смогут испытать гордость за свою страну (людей, достижения, выразить уважение к традициям и ручному труду. Общественная значимость для дошкольников – это ранняя профориентация путем приобщения подрастающего поколения к народной культуре, пониманию важности и ценностей творческих профессий.
Таким образом, проект не только способствует СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИИ ПРОМЫСЛОВ, но и укрепляет СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ, демонстрирует ПРИВЕРЖЕННОСТЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ важнейших духовных ценностей, традиционно культивируемых на Руси.
5. Описание ожидаемого результата реализации проекта
У каждого ребенка появляется шанс стать настоящим патриотом и интеллигентным человеком, с детства приобщенным к народной культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными
и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею. У детей сформируется ценностное отношение к истории, появится интерес к музеям и выставкам «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».У участников проекта сформируется тесное
взаимодействие «педагог» – «дети» – «родители».Активное участие педагогов и специалистов ДОУ в создании единого музейнообразовательного пространства в ДОУ, в методической и информационной работе. Пополнение музейных коллекций.
6. Этапы реализации проекта :
6.1. Подготовительный
1. Разработка плана мероприятий по проекту со специалистами ДОУ, музыкальными руководителями и инструктором по физической культуре.
2. Обогащение предметно - развивающей среды через создание мини-музеев : «Русская изба», «Россия – родина моя»…
3. Сбор и анализ информации из разных источников о многонациональном составе России.
4. Сбор экспонатов мини-музеев, оформление экспозиций.
5. Составление плана работы с сотрудниками центральной детской библиотеки.
6.2. Основной
1. Реализация целей и задач проекта, деятельность, согласно разработанному плану;
2. Выбор помещения для мини-музея, сбор экспонатов, оформление мини-музея с учётом тематики и эстетических норм;
3. Разработка содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами мини-музеев.
6.3. Заключительный
1. Подведение итогов проектной деятельности.
2. Открытие мини - музеев с приглашением детей, родителей, педагогов образовательных учреждений города, представителей СМИ.
3. Литературно-музыкальная композиция «Звени, звени златая Русь».
4. Организация выставки методических и наглядных материалов, продуктов
исследовательской и художественно-творческой деятельности детей по проекту.
7. Планируемые сроки реализации проекта :
Январь – июнь 2024г.
8. Сбор и анализ информации:
1. Анкетирование родителей «Основы народных промыслов России».
2. Консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
3. Сбор информации в сети Интернет по обустройству площадки «Народные промыслы».
Вывод: Теоретические знания по изучению народных промыслов надо обязательно чередовать с практическими занятиями.
9. Формы и методы работы при реализации проекта :
1. Определение общей структуры проекта и его содержания;
2. Оснащение проекта методическими материалами (сценариями мероприятий, конспектами занятий, методическими рекомендациями);
4. Оформление мини-музея народных промыслов в холле на втором этаже;
5. Апробирование проекта в работе с детьми;
6. Участие в методической и информационной работе (проведение практических конференций, семинаров, публикация материалов на сайте ДОУ и в местной печати).
10. Ценность проекта
Ценность проекта заключается в том, что каждый педагог ДОУ может использовать материал, разработанный автором проекта, в образовательном процессе с дошкольниками. Погружение дошкольников в мир отечественной культуры с помощью музейных экспонатов позволит им получить представление о традициях народов России, сформировать целостную картину мира, узнать об элементах материальной и духовной культуры, пробудить интерес к исследовательской деятельности.
11. Механизм реализации проекта
Проект реализуется через запланированные мероприятия.
12. Результаты
В фойе 2 этажа оформлен музей народных промыслов «Чудная древняя Русь».
Литература
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб. : Детство-Пресс,1998.
2. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы". М. :Аркти, 2005.
3. Родниковые истоки патриотизма творчества: Из опыта работ / Под ред. Л. М. Кичева. Саранск, 2003.
4. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. ,
2001.
5. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему?/ Пер. К
Мишиной, А. Зыковой. - М., 2003
6. Маерова К., Дубинская К. Русское народно-прикладное искусство. - М. :
Русский язык, 1990.
7. Савенкова А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. -
М. : Педагогическое общество России, 1999.