Зинаида Пьянкова
Проект «Осень — чудная пора» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: познавательный, краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта: С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник. К сожалению, дети дошкольного возраста имеют недостаточно представлений о красоте природы, об осенних явлениях в живой и не живой природы, не могут определить значении слов «золотая осень», «унылая пора», «дары осени». Задача взрослого познакомить детей с яркостью красок осени, научить видеть красоту природы, подмечать её особенности, приобретать чувственный опыт, на котором основывается его творчество. Тема данного проекта выбрана для расширения кругозора детей об осени, ее основных признаках, названиях месяцев. С помощью данного проекта в условиях образовательного процесса укрепим и расширим в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Публикация «Проект „Осень — чудная пора“ в старшей группе» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Проблема проекта: У детей дошкольного возраста недостаточное представление о времени года - осень
Цель проекта: Создание условий для совершенствования у детей представления об изменениях в природе осенью, ее характерных особенностях. Создание увлекательной атмосферы для формирования доброжелательного отношение к сверстникам и взрослым.
Задачи проекта:
- Формирование представлений детей об осенних изменениях в природе, интереса детей к самостоятельному наблюдению.
-активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Осень», обогащать словарный запас.
- способствовать творческому выражению своих впечатлений в создании декоративных композиций, рисунков, разучивании стихотворений.
- пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Птицы».
- воспитывать у детей бережное отношение к живой и не живой природе.
Объектная область – экология.
Предмет исследования - знания детей об осени в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза: Если мы используем разнообразные методы и приёмы по ознакомлению детей и родителей с временем года - осень, то они будут любоваться, беречь и охранять окружающую их природу.
Предполагаемый результат:
• Обогащение, расширение и активизация речевого запаса детей путём введения определённых слов в практику общения, систематизация имеющихся знаний об осени
• Расширятся знания детей о признаках осени, овощах и фруктах
• На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики.
• Умение анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
• Повышение уровня мотивации по развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, повышение эрудиции.
• Сформирована любовь и бережное отношение к живой и не живой природе.
Срок реализации проекта
Проект рассчитан: октябрь 2021 г.
Место реализации – МАДОУ № 25, г. Тавда.
Подпроекты:
Обитатели леса
Тавдинские поэты об осени
Деревья Урала
Основные направления реализации проекта
1. Подготовительный этап
1. Составление плана совместной работы с детьми и родителями.
2. Подбор методической литературы по данной теме: разработка конспектов занятий, экскурсий; подбор настольно-печатных и дидактических игр.
3. Подбор музыкального, иллюстративного материала, подготовка презентаций.
4. Подбор художественной литературы (рассказы, загадки, игры, стихотворения об осенней природе).
5. Оформление папок- передвижек, консультаций для родителей по теме проекта.
6. Сбор природного материала, изготовление поделок.
7. Цикл НОД: «Осень и её краски», «Путешествие в осенний лес»,
«Осенние хлопоты человека осенью»,
«В мире животных», «Почему перелетные птицы покидают нас осенью?»,
«Осенний пейзаж», «Лес – полон сказок и чудес».
8.Беседы с детьми: «Осеннее настроение в музыке», «Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья?», «Осень, осень в гости просим», «Лесные жители», «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Для чего нужно кушать фрукты?», «Где спрятались витамины?», «В осеннем лесу»,«Как правильно одеваться осенью на прогулку?»,«Что растет на огороде, в саду», «Чем полезны овощи и фрукты?».
Ситуативные беседы:«Почему я люблю (не люблю) осень?»
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»,
«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?».
9.Рассматривание сюжетных картин: И. Левитан «Осенний день», «Золотая осень», И. Остроухов «Золотая Осень».
10.Презентация для детей «Осень в картинах русских художников».
11.Экскурсии: по участку детского сада,
в сосновый бор, в природу «Лес, точно терем расписной», в берёзовую рощу.
12.Игровая деятельность: Сюжетно - ролевые игры: «Овощной магазин», «Наш огород», «Делаем салат», «Готовим овощной суп».
Дидактические игры: «Экологическое лото», «Ягоды и грибы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Собираем урожай», «Овощи и фрукты», «Деревья и кустарники», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек», «Собери картинку», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки», «Что где растёт», «Когда это бывает», «Подбери слова».
Подвижные игры: «Раз, два, три дерево покажи»,«Огуречик, огуречик», «Перенеси овощи из обруча в обруч»,«Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»,«Ветер и листья», «Осенью», «Найди свой домик», «Перелет птиц», «Солнышко и дождик», «Осенние листочки».
Пальчиковые игры: «Есть у каждого свой дом», «Компот», «Птицы»,«Листики», «Падают листья», «Это деревья в лесу», «Дождик»,«Мы капусту рубим», «Заяц и кочан капусты», «Вышел дождик на прогулку», «Осенние листья», «Корзинка».
Физминутки: «Клён», «Листопад», «Грибы».
13.Викторина загадок и скороговорок «В гости к Лесовичку».
14.Составление описательных рассказов об осени, овощах и фруктах
15.Логопедическое занятие «Сочини сказку об осени».
16. Досуг: Пословицы, поговорки, загадки об осени
17.Чтение художественной литературы: А. Плещеев «Скучная картина»,К. Бальмонт «Осень», К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»,
Р. Н. С. «Вершки и корешки», М. Дружинина «Весёлый огород», В. Сутеев «Яблоко», Е. Бацева «Сказка про фрукты», И. Соколов- Микитов «Листопадничек», «Осень в лесу», «Золотая осень», Н. Егоров «Листопад»,
М. Садовский «Берёзы», В. Авдиенко «Осень»,В. Чаплина «Птицы»,В. Катаев «Мухомор»,«Грибы», А. Лопатина «Грибная аптека,
М. Пришвин «Листопад», «Осенние листочки», М. Скребицкий «Четыре художника», «Осень», «Белка готовится к зиме», Г. Снегирев «Как птицы к зиме готовятся», М. Афанасьева «Красивые грибы», С. Белых «Спор деревьев»; Стихи: А. С. Пушкина, Ю. Тувим «Овощи», И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной», М. Лесовая «Листья солнцем налились», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат», Е. Благинина «Улетают, улетели».
18.Просмотр мультимедийных презентаций : «Деревья», «К нам пришла осень», познавательного мультфильма «Время года - осень», мультфильма «Мешок яблок».
19. Слушание произведений: П. И. Чайковского «Октябрь» и «Ноябрь»
20. Разучивание песен: «Осень», Дождик», «Колючий дождик», «Осень в золотой косынке», «Кружатся листочки».
21.Танец «Листочки», С зонтиками».
22.Словесные игры: «Кто назовет больше примет осени?»,
«Да - нет», «Один – много», «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Будь внимательным»,«Осенние деревья»,«Подбери действие»,«Вспомни – назови», «Расскажем Незнайке о красоте осенней природы»,
Исследовательский этап
Экспериментальная работа
Опыты: «Мягкое – твёрдое», «Дерево лёгкое, металл тяжёлый», «Тонет – не тонет», «Прутик распустился», «Шишка в воде раскрылась», «Можно ли рисовать соком».
1. Сравнили берёзовую рощу и сосновый бор
2. Выяснили, что почки и сок берёзы полезны для здоровья.
2. Обобщающий этап
1.Изготовление лепбука «Осень»
2.Выставка рисунков «Лес чудес»
3.Выход в социум: выставка рисунков в витрине магазина с призывом «Берегите природу»
4.Фотовыставка «Золотая осень»
5. Поделки «Дары природы»
6.Театрализованное представление «Грибная поляна», «Репка».
7.Создан фитобар «Здоровячек»
8.Знакомство с профессией эколог.
9.Оформление стенда «О здоровье всерьёз»
Арт-салон : коллаж «Лес, словно терем расписной» Конструирование «Ёлочка», рисование: «Деревья осенью», «Золотая осень» (пейзаж)
лепка: «Фрукты на тарелке», «Фрукты», «Нарядные грибочки», " Гроздь рябины»", «Что нам осень принесла?»
Коллективная работа аппликация из осенних листьев «Осенняя фантазия».
Аппликация «Грибы», «Овощи» ,«Солим овощи», «Компот в банке» Лепка
10. Выпуск брошюры «Витамины кладовой природы»
11.Почтовый ящик «Переписка с птицами»
12.Выпуск книжки – малышки: «Овощи», «Фрукты» для малышей
13.Создание мини – библиотеки «Времена года»
14.Разработан маршрут семейного выходного дня «Всей семьёй в лес»
15.Выпуск буклета «Правила поведения в лесу»
16.Спортивный праздник «Путешествие в осенний лес»
Взаимодействие с родителями:
• Папка - передвижка«Осень - чудная пора».
• Консультации: «Как провести с ребёнком осенний день», «Лес- защитник и лекарь», «К нам пришла осень».
3. Заключительный этап:
Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии».
Фотовыставка «Осень».
Праздник «Золотая осень».
Результат:
1. Заложены основы познавательно – речевого развития.
2. Популяризация экологических знаний среди детей и взрослых.
3. Дети знают и называют: большое количество овощей и фруктов, осенние приметы, месяцы и явления.
4. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны.
5. Педагоги, дети и родители удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
По результатам проведённой работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась: дети при создании определённых условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса поняли, что природу необходимо беречь и охранять.