Павельева Светлана
Проект «Библиотека для детей» в подготовительной группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №58»
воспитатель Павельева Светлана Николаевна
Проект
«Библиотека для детей в подготовительной группе
детского сада»
Актуальность
Публикация «Проект „Библиотека для детей“ в подготовительной группе детского сада» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век — век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении.
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника,
т. к. он является своеобразным читателем.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми образными выражениями и сравнениями.
Проблема
Проведя опрос родителей и воспитанников, мы убедились в том, что проблема чтения становится особенно актуальной и значимой для детей. Ребенок растет в окружении не читающих взрослых. Именно это побудило нас к созданию социально-значимого проекта «Библиотеки для детей в дошкольной организации».
Тип проекта: исследовательско-творческий
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Цель: формирование грамотного читателя и развитие культурных традиций на основе чтения детской русской литературы, возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе его сотрудничества с семьей. Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.
Задачи:
-приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;
- повысить интерес детей к художественной литературе;
- приобщать к истокам народной культуры родного края;
- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
- обобщить и распространить опыт семейного чтения художественной литературы;
- помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги;
- воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров;
- дать родителям информацию о важности чтения художественной литературы в развитии ребенка.
Планируемый результат
- увеличение числа родителей, читающих своим детям вслух;
- у воспитанников повысится уровень развития памяти, фантазии, речи, воссоздающего и творческого воображения;
-повышение избирательного интереса к книгам, желания и умения их осознано выбирать и осмысленно читать.
Продолжительность: сентябрь 2021–май 2022 года.
Содержание проекта
Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации воспитатели и родители способствуют:
- развитию личности ребенка, его творческих способностей;
- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;
- формированию творческого воображения;
- развитию любознательности, как основе познавательной активности.
Для успешной реализации проекта ставятся задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.
В семье В детском саду
громкие чтения детям художественных произведений ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение, о прочитанном
использовать в процессе домашнего чтения журналы ввести в круг чтения детскую периодику
следить за подбором детской литературы, беседовать
о прочитанном развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения
заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения
учить ребенка правильному обращению с книгой активизировать работу мобильной библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению)
создавать детскую домашнюю библиотеку вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни
Реализация проекта предполагает:
- совместную деятельность родителей и детей;
- взаимодействия воспитателя с родителями;
- взаимодействие воспитателя с детьми;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса:
педагоги – дети – родители.
Этапы реализации проекта
Этап 1. Организационно – подготовительный
1. Разработка социально-значимого проекта «Библиотеки для детей
в дошкольной организации».
2. Проведение вводного мониторинга «Чтение художественной литературы дома» (анкетирование родителей и детей).
3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе (мобильная библиотека).
4. Подборка книг для создания мобильной библиотеки.
5. Изучение методической и практической литературы.
6. Сбор информации по теме проекта, подбор литературы, информирование родителей.
Этап 2. Практический
Предполагает непосредственное проведение комплекса мероприятий в рамках работы мобильной библиотеки детского сада, направленных на всестороннее развитие личности ребенка, формирование круга семейного чтения. Работа мобильной библиотеки на данном этапе состоит из блоков, что позволит осуществить системный подход к обозначенной проблеме.
Блок - литературная мастерская «Мобильная библиотека»
1. Знакомство с творчеством детских писателей
обсуждаются проблемы нравственности, патриотизма, толерантности;
2. Создание мобильной библиотечки;
3. Консультирование родителей по организации домашней библиотеки;
4. Консультирование «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как организовать домашнее чтение», «Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье»;«Детский поэтический фольклор», «Фольклор и его значение в воспитании детей», «Сказка как средство воспитания положительных качеств в личности дошкольника».
5. Беседа о культуре чтения.
6. Изготовление книжек-малышек.
Блок - «Массовые мероприятия»
1. Выставка рисунков «Моя любимая сказка».
2. Выставка книг «Книга, которую мне читают дома»
3. Конкурс чтецов на тему «Я люблю тебя, Воронеж!» в группе.
4. Акция «Я рекомендую почитать».
Блок - «Рекламная деятельность»
1. Представление проекта на педсовете, по итогам проделанной работы.
2. Размещение проекта на сайте МБДОУ.
Формы работы с детьми
1. Интервью детей «Моя любимая книжка»
2. Цикл бесед «Бережное хранение книг»
3. Проведение игр «Книжкина больница»
4. Литературные развлечения «Раз загадка, два загадка»
5. Утренние беседы «Расскажи о книге, прочитанной дома»
6. Неделя любимой книги
7. Неделя сказок
8. Неделя любимого писателя
9. Неделя стихотворных произведений
10. Драматизация сказки «Репка» для младших дошкольников
11. Выставка книг «Книга, которую мне читают дома»
12. Выставка рисунков «Моя любимая сказка»
13. Конкурс стихов «День Победы», на уровне ДОУ
Этап III. Заключительный
1. Презентация социально-значимого проекта «Библиотеки для детей в дошкольной организации» на педагогическом часе.
Заключение
Дальнейшее развитие проекта найдет свое продолжение после реализации в силу следующих обстоятельств: актуальности проекта для следующих поколений юных читателей, заинтересованности педагогической, библиотечной и родительской общественности. Отзывы участников данного проекта дадут возможность разработать новые направления по формированию читательского интереса к произведениям детской литературы, способствующей развитию и поддержанию интереса к детской литературе и чтению, духовно-нравственного и нравственно-патриотическго развития.
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Чтение художественной литературы дома»
1. Есть ли у Вас дома детская библиотечка? (ДА НЕТ)
2. В вашей детской библиотечке преобладают (нужное подчеркнуть):
познавательные книги, сказки, стихи, рассказы
3. Чем Вы руководствуетесь при покупке литературы ребенку? (отметьте 1 из пунктов):
• смотрю содержание;
• учитываю возраст;
• отбираю по иллюстрациям;
• покупаю случайно.
4. Как часто Вы читаете ребенку книги?
• Ежедневно;
• 2-3 раза в неделю;
• раз в месяц.
5. Как вы читаете книги?
• по просьбе ребенка;
• по своей инициативе;
• ребенок читает самостоятельно.
6. Обсуждаете ли вы содержание прочитанного с ребенком?
• спрашиваю, что нового узнал из книги;
• обсуждаю поступки героев, их поведение;
• предлагаю просто пересказать,
7. Есть ли у ребенка любимые художественные произведения?
(ДА НЕТ ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ)
8. Рассказывает ли вам ребенок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду? (ДА НЕТ)