Ульяна Кежаева
Проект «Бережливый детский сад» с использованием кайдзен-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дошкольники живут в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Будущее потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Такое качество, как бережливость не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и развивает деловые качества личности, формирует навыки рационального природопользования.
Публикация «Проект „Бережливый детский сад“ с использованием кайдзен-технологии» размещена в разделах
- Бережливость. Бережливые технологии
- Кайдзен технологии
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Нынешним дошколятам не интересны готовые ответы на вопросы, стандартные решения и назидания взрослых. К непоседам, которые все сейчас могут найти в интернете, нужен особый подход, чтобы помочь им быстро адаптироваться в изменчивом мире, развивать нестандартное мышление и творческие способности, которые заложены у каждого ребенка при рождении.
Методы и инструменты кайдзен оказались понятными и доступными в практической деятельности детских садов. «Кайзен» (кайцен) переводится как «улучшение» (от «кай» — «изменение» и «зен» (цен) — «хорошо»).
Значимая роль в освоении детьми технологии кайдзен отведена воспитателям. Именно они ведут с детьми работу по обучению разным инструментам кайдзен. Причем сами педагоги не дают детям готовой информации о том, для чего предназначен тот или иной инструмент. Ребята самостоятельно выстраивают предположения об их назначении. Таким образом попутно решаются задачи активации нестандартного мышления детей, умения самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи.
Философия кайдзен предполагает, что наш образ жизни, будь то работа, общественная или семейная жизнь, заслуживает постоянного улучшения.
Это и подтолкнуло нас к активной работе по данному направлению в тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Главный акцент был сделан на повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности.
Цель - формировать представления о бережливости у детей среднего дошкольного возраста на основе использования метода проектов.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу
формирования основ бережливости у детей дошкольного возраста.
2. Создать условия, способствующие формированию бережливости у
дошкольников.
3. Разработать тематические проекты по обозначенной проблеме.
4. Развивать нестандартное мышление детей, умения самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи.
5. Апробировать на практике современные подходы к организации образовательного процесса, призванные обеспечить формирование основ бережливости у старших дошкольников.
6. Активизировать формы сотрудничества с родителями воспитанников по формированию основ бережливости у дошкольников.
Опираясь на опыт образовательного холдинга "Детство без границ", разработали конкретные мероприятия, а именно:
1. применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников. В ходе решения данной задачи в детском саду появились знаки, указатели, надписи на шкафах и т. д. ;
2. стандартизация ежедневных операций;
3. организация рабочих мест и пространства персонала.
Формы работы с детьми в хрде реализации проекта в средней группе :
-беседы;
-чтение сказок и историй ;
-тематические игры-занятия: «Уроки волшебницы Природы», «Как сохранить воду чистой»,, «Как сохранить тепло», другие.
-обсуждение проблемных ситуаций
-включение детей в познавательно-практическую деятельность, проведение опытов и экспериментов;
-организация тематических сюжетно-ролевых игр;
Использование знаков в предметно-пространственной среде позволяет быстро убрать игрушки и атрибуты на свои места, подготовиться к образовательной деятельности.
В групповых блоках используются знаки которые способствуют повышению безопасности детей, а так же учат детей беречь ресурсы (вода, свет, тепло).
- составление "Азбуки бережливости"
-Подготовка иллюстраций и мультимедийных презентаций для занятий
Формы взаимодействия с семьей:
-Сочинение с детьми рассказов «Как мы дома бережем тепло, воду и свет»
-Участие в организации среды по теме проекта – изготовление атрибутов для занятий, наблюдений.
-Совместные рисунки по теме проекта
Оформлены альбомы «Пословицы и поговорки о бережливости»
-Участие в итоговом мероприятии, развлечении «Полезные советы от Маши и Медведя»
Предполагаемые итоги реализации проекта.
В ходе реализации этих проектов дети смогли овладеть элементарными знаниями о способах сбережения (времени, воды, тепла развить инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, развить любознательность (экспериментирование, опыты).
Перспектива дальнейшего исследования данного опыта и профессиональной практики заключается в том, что мы планируем разработать систему преемственности в работе по формированию бережливости у детей через игры между учреждением дошкольного образования и начальной школой.
Реализация проекта
В данном проекте представлена возможность путём взаимодействия воспитателей, родителей с детьми совершенствовать нашу жизнь при помощи Кайдзен технологии.
Этап Содержание деятельности Сроки
Поисковый Подготовительный этап Сентябрь 2019
Аналитический Подготовительный этап Октябрь 2019
Практический Основной этап Октябрь-апрель 19/20
Презентационный Заключительный этап Апрель-май 2020
Контрольный Заключительный этап Май 2020
Подготовительный этап:
-изучение материалов по теме в интернет-источниках;
-постановка целей и задач, определение актуальности, его результата;-подготовка презентаций для воспитателей и детей;
-подготовка консультации для родителей;
-разработка беседы для дошкольников.
Основной этап:
1. Ознакомление с содержанием Кайдзен технологии, технологии
2. Подготовка информационных материалов о технологии Кайдзен (сообщения, буклет, беседы, презентации).
3. Семинар для педагогов ДОУ ««Жизнь в стиле Кайдзен
4. Беседа с детьми «Надо вещи убирать –не придётся их искать
5. Консультация для родителей «Порядок –залог ответственности, чистоплотности и бережливости».
Заключительный этап.
1. Мониторинг результатов деятельности участников проекта.
2. Оформление презентации по результатам работы.
3. Оформление отчёта о проделанной работе.
В ходе реализации проекта «Бережливый детский сад» мы также посчитали рациональным включить и активно применяли методику Л. В. Свирской «Утренний сбор».
Теория и практика проведения группового сбора
В самом широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.
Педагогические задачи формулируются исходя из общего смысла группового сбора:
• создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;
• обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
• активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;
• выбрать совместно с детьми тему нового проекта;
• разработать план реализации нового проекта;
• подвести итоги проекта;
• развивать эмпатию;
• прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т. п.);
• учить:
• – формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;
• – выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;
• – внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других;
• – объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его;
• – делать выбор;
• – планировать собственную деятельность;
• поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.
Роль воспитателя в групповом сборе
Роль воспитателя заключается в том, чтобы:
• обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании;
• установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога);
• демонстрировать своё собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его;
• стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий;
• предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них;
• помогать ребятам выбирать и планировать работу;
• оказывать поддержку всем детям, в том числе и имеющим особые образовательные потребности.
Структура группового сбора
В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так:
1. Приветствие ( вариант: пожелания, комплименты, подарки…. 1–3 мин
2. Игра ( вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание) 2–5 мин
3. Обмен новостями …. 2—10 мин
4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация Центров активности (взрослыми и детьми) …. 5—12 мин
Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жёсткой рамки нет, равно как нет жёстко закреплённой структуры. Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хороню вместе, насколько взрослые (воспитатели, родители, специалисты) ведут сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.
Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут всё основное время.
На данном этапе, задачи, поставленные реализацией данного проекта, выполнены по всем категориям участников, соответственно цели вовлечения в процесс
Совершенствования путём использования технологии реализована. Уже видны результаты. Работа на данном этапе не заканчивается и будет продолжаться, ведь Кайдзен вводится постепенно и потребует времени, так как подразумевает бесконечное стремление к совершенству медленными шагами уверенно вперёд