Татьяна Шпилева
Проект в старшей группе «Бабушкин сундук»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Бабушкин сундук"
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА.
Автор проекта : воспитатель Шпилева Татьяна Викторовна.
Исполнитель проекта : воспитатель старшей группы Шпилева Татьяна Викторовна,
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Тип проекта : Познавательно-творческий.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Публикация «Проект в старшей группе „Бабушкин сундук“» размещена в разделах
Охватываемые образовательные области: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возраст детей: 5- 6 л.
«Самым высоким видом искусства,
Самым талантливым, самым гениальным
Является народное искусство, то есть то,
Что сохранено, что народ перенес через столетия».
М. И. Калинин.
Актуальность проекта :
Современный ребенок не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке, народных промыслах. Поэтому, необходимо приобщить детей к национальной культуре России. Актуальность проекта заключается в возвращении молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры. Наш проект позволит : зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками, элементы росписи.
Гипотеза: знакомство с народно - прикладным искусством – путь к истокам народной культуры, формированию основ патриотизма и личностного самосознания.
Цель проекта :
Познакомить детей с разнообразием и богатством народной культуры через знакомство с народно декоративно- прикладным искусством.
Задачи:
1. Формировать интерес к культуре русского народа и уважение к национальным традициям.
2. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи.
3. Развивать творческие способности детей через приобщение к исконно русским промыслам.
4. Воспитывать у детей чувство причастности к культуре своей Родины, желание дорожить её прошлым, как достоянием;
.
5. Повышать компетентность родителей в вопросах воспитания через информирование; вовлечение их в совместную деятельность для установления партнерских взаимоотношений.
Принципы:
1. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
2. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
3. Принцип природособразности – учитывается возраст детей и их интересы.
Этапы проекта :
Проект включает три основных этапа:
Подготовительный:
Постановка целей и задач, определение методики работы, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
Практический:
Ознакомление детей с художественной литературой;– проведение бесед.
Работа с родителями (разработка рекомендаций и их презентация).
Совместно-организованная деятельность с детьми.
Проведение мероприятий.
Творческие работы с детьми на тематику.
Завершающий:
Подведение итогов работы, обобщение результатов в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Форма реализации проекта :
-беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
-рассматривание видов росписи;
-выполнение работ по изобразительной деятельности;
-выполнение работ из соленого теста;
-подвижные и малоподвижные народные игры;
-выставка детского творчества;
-работа с родителями:
-обогащение предметно-развивающей среды;
Работа с родителями:
Консультации: «Декоративно-прикладное искусство как способ развития творческих способностей детей», «Что такое русская - народная игрушка».
Сообщения по темам: «Матрешки», «Городецкая роспись».
Ожидаемые результаты:
Появится интерес к изучению истории России, народной культуре и творчеству.
У детей расширится представление об истории народной игрушки.
Научатся мастерить и расписывать игрушки по мотивам народной росписи.
Повысится компетентность родителей в вопросах воспитании через информирование; установятся партнерские взаимоотношения, через вовлечение их в совместную деятельность.
Перспективы развития: В дальнейшем знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов, формирование у детей уважения и любви к истории страны, труду народных мастеров, людей труда.
Ресурсное обеспечение проекта :
- картотека дидактических игр, книги, конспекты бесед, НОД
- детская и методическая литература.
презентации и видеоматериал по теме
Литература: 1. Программой Н Е. Веракса Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
«От рождения до школы» «Мозаика – Синтез» 2020,
2. Вершинина Н, Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. /Дошкольное воспитание. 2004, №6.
3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008 г.
4. «Декоративно-прикладное искусство детям» Д/в. № 3, 1997 г.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Спб. : Акцидент, 1997 г.
6. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. М., 1961 г.
7. Богуславская И. С. Русская глиняная игрушка. Л. 1975г.
8. Бондарев Ю. История Ливенского края. Орёл,2012г. ,ч1. с. 162-164
9. Краснощёкова С, Булатников О. По дорогам минувших столетий. Орёл, 1995
10. Комаровой Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Педагогическое общество России. 2005,
]Системная паутинка
Речевое развитие Чтение: Рюминой «Куклы наших бабушек», Сказка «Баран Золотые Рога»В. Крупин «Дымка». Л. Печникова «Матрёшка – подружка», «Ванька-встанька».Е. Благинина «Пёстрый хоровод». П. Синявский «Есть в Подмосковье такое местечко». Русские народные песенки, потешки, пословицы. «Частушки о городце» И. Кодухина; Сказка «Чудо – птицы» Т. Тимофеева.
НОД: «Вот они дымковские игрушки», «Бирюльки»
Социально-коммуникативное развитие
Беседы : «Что значит народная игрушка», «Народные приметы», «Когда появились небылицы», «Зазывалки на игру», «В какие игры играли наши бабушки и дедушки», «Семеро одного не ждут», «Зачем нам нужны загадки», «Зазывать, закликать и песни петь, мы готовы хоть весь день».
С/ И: «Что из чего – какое?», «Объясни словечко», «Бывает, не бывает»,«На горе стояли зайцы», «Зверь, птица, небылица».
Д/И «Народные промыслы», «Подбери узор», «Что лишнее?»,
Просмотр мультфильмов: «Небылицы в лицах», «Матрешки».
Познавательное развитие НОД: «Дымковская игрушка», «Каргопольская игрушка», «В гостях у матрешек».
Просмотр видео «Песенки и потешки», «Народные приметы», «Пословицы и поговорки».
Досуг «Вечер загадок»
Художественно-эстетическое развитие
Лепка: лепка из соленого теста «Бирюльки»
Рисование: «Дымковская игрушка», «Каргопольская игрушка», «Элементы городецкой росписи», «Раскрашиваем бирюльки».
Аппликация: аппликации по мотивам дымковской росписи.
Конструирование Интегрированное занятие «Вологодские кружева», Интегрированное занятие «Куклы».
Творческая мастерская «Матрешки». «Птица- зима».
Прослушивание песни Л. Гулыга «Частушки о матрёшках».
Слушание сюиты «Музыка русских узоров» ст. П. Синявский, муз. Ю. Чичкова.
Исполнение парного танца. «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Синявского; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова; «Наша Хохлома» сл. Синявского, муз. Чичкова.
Игра на русских народных муз. инструментах
Физическое развитие П/И «Ай, дили…»,«Горелки», «Гори-гори ясно», «На горе-то калина», «Ворон», «Весёлые ребята». «Ты катись, веселый бубен…», «Колечко - малечко».
Зарядка после сна «Ручки-ручки — потягушки».
Пальчиковая гимнастика «Банька»,«Тень, тень», «Ой, качи, качи, качи», «Два медведя», «Ивану Большаку – дрова рубить»