Светлана Магомедовна Султанахмедова
Проект «Азбука здоровья» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Азбука здоровья» в средней группе
«Забота о здоровье ребенка – это не просто
комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…
Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех
физических и духовных сил, и «венцом»
этой гармонии является радость творчества»
В. А. Сухомлинский
Тип проекта : Практико – ориентированный.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Публикация «Проект „Азбука здоровья“ в средней группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
Продолжительность: краткосрочный.
Срок реализации: 4 недели (с 03.02.2020 по 21.02.2020 г.)
Актуальность
Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.
Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия. Здоровье – это радостное отношение к трудностям.
Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
Цель:
Пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
• Формировать представление детей о здоровье;
• Обогащать знания детей о витаминах и продуктах питания, и их полезных свойствах;
• Развивать интерес к физической культуре;
• Продолжать формировать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания, воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, воспитывать привычку сохранять правильную осанку;
• Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Гипотеза
Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Проблема:
Дети не могут в достаточном объёме рассказать об основах здорового образа жизни. У них не сформированы основы здорового образа жизни, не до конца сформированы культурно - гигиенические навыки (навыки опрятности и самообслуживания). Невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.
План реализации проекта проходит в 3 этапа
1этап – подготовительный.
Определение проблемы (приложение 1, содержания, методов, форм работы с детьми, родителями по проекту. Постановка цели и задач проекта. Сбор материала, необходимого для реализации проекта, подбор игр и упражнений, картотеки загадок, пословиц, дыхательной гимнастики, подвижных игр и др. Привлечь родителей к совместной работе по воспитанию у детей ЗОЖ.
2 этап – основной.
Работа с детьми: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, организация дидактических, подвижных и сюжетно – ролевых игр, продуктивная деятельность. Ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультминуток, артикуляционных и пальчиковых игр, профилактических гимнастик (дыхательных, упражнений, направленных на сохранение правильной осанки, гимнастики после дневного сна, ходьба по «дорожке «здоровья». Прогулки каждый день с подвижными играми, фитонциды – лук, чеснок. Игровая терапия: игры с водой и песком (тактильно – кинестетическая чувствительность, снятие эмоционального напряжения).
Работа с родителями: подбор иллюстраций, рисунков, фотографий для создания коллажа «Азбука здоровья»; консультации, рекомендации, наглядная информация. Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.
3 этап – заключительный.
Презентация в формате Microsoft Power Point проекта.
Спортивное развлечение «Дружные ребята» (приложение 2,
Коллаж «Азбука здоровья».
Выставка детского творчества.
Принципы реализации проекта
• Доступность - учёт возрастных особенностей детей; адаптированность материала к возрасту.
• Систематичность и последовательность - постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных правил и норм.
• Дифференциация - создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребёнком.
• Динамичность - решение задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности.
Организация развивающей среды
• Подготовить фотографии и иллюстрации по теме «ЗОЖ»;
• подготовить атрибуты для дидактических, подвижных, сюжетно – ролевых игр;
• алгоритм умывания.
Планируемый результат проекта
Воспитанники расширили представления о здоровом образе жизни и пополнили свои знания о правильном питании и его значимости для здоровья. Повышение интереса детей к двигательной активности: участие в подвижных играх, физических упражнениях. Желание заниматься утренней гимнастикой, выполнять культурно-гигиенические процедуры.
Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни. Родители понимают важность и необходимость физического развития детей не только в детском саду, но и дома. У родителей формируется осознанное отношение к ЗОЖ.
Практическая значимость
Работа в данном направлении будет интересна не только педагогам, но и родителям, что позволит им сделать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребёнка. Желание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми и уделять больше внимания здоровому образу жизни в семье.
Продукты проектной деятельности
• материал для заочного консультирования родителей (фотовыставка, рекомендации и консультации, папка передвижка);
• Лэпбук «Азбука здоровья»;
• презентация в формате Microsoft Power Point проекта;
• подбор цикла бесед по ЗОЖ для детей;
• создание картотеки подвижных и дидактических игр, гимнастик (физкультминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая, дыхательная и т. д.)
Перспективный план работы с детьми к проекту «Азбука здоровья»
№ Взаимодействие с детьми:
Взаимодействие с родителями:
1-этап подготовительный
подготовительный Подбор материалов для работы с детьми (игры, иллюстрации, стихи, загадки о ЗОЖ)
Моделирование проблемной ситуации: «Почему заболели ребята» - рассматривание иллюстраций.
Постановка проблемы, определение цели и задач деятельности.
Организация беседы с целью обсуждения с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта. Анкетирование родителей
«Здоровый образ жизни»
2-й – Основной
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры: «Айболит в гостях у детей», «Магазин» (покупаем полезные продукты, «Поликлиника», «Больница для зверят».
Игры: «Буду делать хорошо и не буду плохо», «Что сначала, что потом» (режим дня).
Знакомство детей с трудом медицинской сестры, посещение медицинского кабинета.
Игровая ситуация «Кукла Маша испачкалась. Как ей помочь?».
Игра – имитация А. Барто «Санитарная песенка»
Речевое развитие:
Составление рассказа: «Почему я люблю физкультурные занятия».
Ситуативный разговор «Почему нужно мыть руки?».
Речевое упражнение: «Скажи наоборот».
Дидактические игры «Назови ласково» (овощи, фрукты, «Что полезно и что вредно для зубов».
• Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с изображением видов спорта, полезных продуктов, тело человека.
• Творческое рассказывание детей «Я занимаюсь спортом»; «Как мы делаем зарядку».
• Просмотр энциклопедии «Мое тело. Я и мой день. Микробы».
Чтение художественной литературы: «Как стать Неболейкой» И. Семёнова; «Мне грустно-я лежу больной» И Токмакова; «Тихий час» О. Дриз; «Полотенце», «Мыло» Я. Аким; «Дружи с водой» Г. Зайцев, «Доктор Айболит», «Мойдодыр» К. Чуковский; «Про девочку, которая плохо кушала» С. Михалков, Ю. Тувим «Овощи», А. Барто «Девочка чумазая», С. Михалкова «Прививка», «Не спать», «Грипп», А. Пономаренко «Твои друзья», «Мочалка», «Зубная щетка»
Пословицы, поговорки и загадки о здоровье.
Художественно-эстетическое развитие:
ОД изобразительная (лепка, игровая «Угощение для кукол».
Творческая мастерская: рисование «Правила, которые мы не будем забывать», «Магазин расчёсок», «Девочка чумазая»;
аппликация «Зубная щётка – лучший друг всех зубов».
Познавательное развитие
ОД познавательно-исследовательская (ознакомление с окружающим миром, игровая «Скоро зима».
Конструирование: «Наша спортивная площадка»
Дидактические игры: «Разложим мыло в мыльницы» (подобрать по форме, «Помоги Танечке и Ванечке», «Вредно – полезно» (вредные привычки, продукты питания, «Помоги космонавту собраться в полёт» (полезные продукты питания); «Витаминная семейка» (овощи, фрукты);
«Кому что нужно?» (средства гигиены); «Виды спорта»; «Что одеть на улицу»; «Наши верные помощники».
Рассматривание альбома «Виды спорта».
Игра-экспериментирование: «Грязные и чистые ручки», «Где прячутся микробы?»
Значение воздуха для организма.
Игры с водой и песком (тактильно – кинестетическая чувствительность, снятие эмоционального напряжения).
Беседы «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!» (чем полезны зарядка, занятия спортом, игры на свежем воздухе, «Чистота и здоровье», «Правила поведения на прогулке», «Что такое здоровье?», «Мы порядком дорожим - соблюдаем свой режим», «О роли питания для здоровья», «Что такое осанка?».
Экскурсия в спортивный зал детского сада: беседа с инструктором по физическому воспитанию, знакомство со спортивным инвентарем.
Физическое развитие
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Найди, где спрятано», «Ловишки», «Зайка серенький», «Карусели», «Кот и мыши».
Игры с бегом: «Перебежки», «Кто дальше?», «Попади в цель», «Полоса препятствий», «Ловишки», «Парный бег», «Быстро возьми, быстро положи»; игры с прыжками: «Лягушки и цапли»; «Кто лучше прыгнет?», игры с бросанием и ловлей – «Кого назвали - тот и ловит».
Игры-эстафеты: игры со спортивным инвентарём (скакалки, мячи, кегли, «Кто быстрей», «Попади в обруч», эстафеты с мячом: «Передай мяч», «Забрось мяч в корзину», «Прыгай с мячом».
Пальчиковая гимнастика: «Капуста», «Раз, два, три, четыре, пять…», «Мышка мыла лапку мылом», «Апельсин» и др.
Дыхательная гимнастика: «Качели», «Вырасти большой», «Часики», «Самолёт».
Физминутки: «Зарядка», «Я спортсменом стать хочу!». «Семейная зарядка».
Беседа «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка»
Папка передвижка:
«Правильное питание для детей».
Консультация
«Как укрепить здоровье ребёнка в условиях семьи».
Привлечь родителей к изготовлению нетрадиционного физ. оборудования в физкультурный уголок группы.
Ширма: «Здоровые дети – счастливые родители».
Наглядность в виде информационных файлов: «Здоровый образ жизни детей».
«Режим дня».
Памятка для родителей: «Советы по предупреждению нарушения осанки у детей».
Мастер-класс «Чесночный кулон для здоровья малышей»
3 этап - заключительный Итоговое спортивное развлечение «Дружные ребята»
Оформление выставки детского творчества.
Коллаж «Азбука здоровья».
Презентация в формате Microsoft Power Point проекта.
Вывод:
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и позволяет не только сохранить у детей знания о культуре здоровья, но и повышает мотивацию на здоровый образ жизни, создает условие для раскрытия индивидуальных возможностей. С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием нетрадиционных подходов в этом направлении. Продолжать внедрять в педагогическую практику здоровьесберегательные технологии, направленные на охрану и укрепление здоровья дошкольников.
Хочется надеяться, что все приложенные усилия не пройдут даром и наши воспитанники вырастут физически и психически здоровыми, активными, а здоровый образ жизни останется их «полезной привычкой» на долгие годы.
Литература
1. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
2. Журнал «Дошкольное образование» № 11, 2004г., №9 2005, №4 2008г.
3. «Физическая культура в детском саду» Пензулаева Л. И. - М. : Мозаика-Синтез,2016г.
4. Интернет ресурсы: https://nsportal.ru/; https://www.maam.ru/