Джамиля Рамазанова
Проект «Ах ты зимушка-зима» для детей 2–3 лет
БДОУ Новоталицкий детский сад «Солнышко»
Познавательно – творческий, тематический проект «АХ ТЫ ЗИМУШКА_ЗИМА»
-
Вид проекта – познавательно- творческий, тематический.
Тип проекта – групповой.
Участники проекта -дети 2-3 лет, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта - краткосрочный (1-28 декабря)
Воспитатели: Рамазанова Д. А., Абловацкая М. В.
2021 год
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Ах ты зимушка-зима“ для детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
1 Актуальность проекта.
Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Красота явлений природы, растений и животных привлекает внимание, пробуждает чувства, предоставляет обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий, а так-же пробуждает у ребенка фантазию и воображение.
Все малыши любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было-бы, если бы не было снега. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, их зависимость друг от друга.
Данный проект позволяет творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и быту людей в зимнее время года. Исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнерства и сотрудничества между педагогами и родителями в процессе совместной работы в воспитании детей раннего возраста.
2 Цель проекта : формировать и расширять у детей начальные представления о зиме, зимних природных явлениях, забавах, праздниках.
3 Задачи проекта
- формировать и расширять знания детей о характерных особенностях зимней природы
- формировать знания о временах года
-дать детям начальные представления о свойствах снега
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе
- воспитывать заботливое отношение к птицам, вызывать желание помочь им
- развивать художественный вкус, способность к изобразительной деятельности
-укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни
- формировать навыки безопасного поведения в зимний период на улице
- развивать интерес родителей к жизни детского сада и совместному творчеству вместе с детьми
4 Методы и формы работы
Основой для форм и методов работы является – целеполагание. Целеполагание – педагог помогает выбрать ребенку наиболее актуальную и посильную для него задачу, на определенный отрезок времени.
Групповая форма работы (индивидуально- коллективная) с использованием деления на подгруппы. При этом важно обеспечить взаимодействие детей друг с другом.
-использование интегрированной образовательной деятельности.
-подвижные игры
- дидактические игры
- наблюдение за природой
- показ
- исследовательская деятельность
5 Место реализации проекта – МБДОУ Новоталицкий детский сад «Солнышко»
6 Планируемые результаты и продукты проекта
- обогатятся и расширятся знания детей о зиме и зимних забавах, природных явлениях зимой
- сформируются знания правил безопасности зимой, в гололед и катании на горках
- в ходе бесед и экспериментов дети больше узнают о свойствах снега
-пополнится словарный запас детей, как активный, так и пассивный
- сформируется активность и заинтересованность к образовательной деятельности и совместному и индивидуальному творчеству
Предполагаемые продукты проекта
- выставка совместных поделок детей и родителей
-фотоальбом «Покорми птиц»
- выставка тематических детских работ «Наша елочка сверкает», «Снег идет», «Снегири», «Шапочка Деда Мороза», «Нарядная шишка»
- итоговое музыкальное занятие «Волшебный колокольчик»
- размещение консультаций «Прогулки зимой» «Зимние забавы» и др.
7 этапы проекта
8 Приложение конспектов
9 Фото отчет
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 подготовительный этап
- разработка плана и составление плана реализации проекта
- изучение методической литературы для детей на тему «Зима»
«От рождения до школы» -под редакцией Н,Е. Вераксы, Т,С. Комаровой, М. А. Васильевой- Москва МОЗАИКА – СИНТЕЗ
Школа Семи Гномов –третий год Мозаика- Синтез 2011
Серия «Рассказы по картинкам» Зима Наглядно-дидактическое пособие москва Мозаика – Синтез 2005- 2011
Степаненкова Э. Я Методика проведения подвижных игр Мозаика- Синтез 2008- 2010
- подбор дидактического материала и пособий
- конспектов бесед, НОД, игр, экспериментов
- создание пространственной среды для реализации проекта
2 ЭТАП
Проведение мероприятий в соответствии с планом
-использование в совместной деятельности тематических дидактических и подвижных игр
- наблюдение за погодными явлениями, беседы по иллюстрациям
- чтение художественной литературы, рассказывание сказок с использованием различных видов кукольного театра (пальчиковый, кукольный и др)
- НОД по теме зима во всех видах занятий
- подготовка и проведение праздника «Волшебный колокольчик»
- игры эксперименты со снегом «Снег- снежок»
Работа с родителями
- изготовление совместных поделок с родителями для украшения группы и елочки
- размещение консультаций «Пргулки зимой» «Зимние забавы» «Безопасность в зимнее время»
- изготовление кормушек и угощение птиц родителями с детьми
- выставка детских тематических работ
-создание проектной папки
- проведение праздника «Волшебный колокольчик»
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Утренняя разминка на стихи Я. Акима «Снегопад»- цель развивать мелкую и крупную моторику (прил 8)
Дыхательная гимнастика «Снежинка» с использованием бумажных снежинок на ниточке -
Фонопедическое упражнение «Вьюга»- (Прил 8)
Зимняя Пляска – муз. Старокадомского, сл. О, Высотской
Музыкально- ритмическое упражнение «Заячья зарядка» - цель: развивать умение внимательно слушать воспитателя, повторять последовательность действий, развивать координацию движений рук и ног
Подвижная игра «По лесной лужайке» Сл. Антоновой Муз. Финоровского
Подвижная игра «Заморожу»
Пальчиковая гимнастика «Мы катаем снежный ком»
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Чтение художественной литературы З, Александрова «Снежок», А. Барто «Снег». О. Высотская «Холодно», Л. Воронкова «Снег идет», Кондратьева «Зима», С. Маршак «Сыплет, сыплет снег»,
Н. Саксонская «Где мой пальчик». В. Хорол «Зайчик», И. Токмакова «Снег».
Русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Лисичка- сестричка и серый волк»
«Снегурочка» - целесообразно чтение сказки после эксперимента «Снег-снежок»
Беседы по иллюстрациям с зимними и новогодними картинками – цель расширить активный и пассивный словарный запас детей, формировать навык выражать эмоции, навык описывать те или иные признаки предметов. погоды, явлений. Развивать воображение.
НОД «Зимняя прогулка в лес»
«Что за дерево такое»
ИНТЕГРАЦИЯ РЕЧЕВОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Беседа «Зима зима, веселится детвора» с использованием иллюстраций зимнего досуга детей на улице, обращаем внимание на то, что делают дети на улице, катаются на санках, коньках. Лыжах, играют в хоккей, в снежки, лепят снеговиков, обращаем внимание на то, что девочка катается на коньках одна, а ребят в хоккей играет много. Снеговика лепит один мальчик, а в снежки играют много детей.
Беседа «Покормим птиц» с использованием иллюстраций синицы, воробья, сороки, голубя, вороны, снегиря и домашних птиц. Дать начальное представление о различии диких и домашних птиц.
НОД «Горка для зайчика»
НОД_«Деревья зимой» -цель познакомить детей с разными деревьями (иллюстрации) и наблюдение, какое дерево остается зеленым зимой и что у этих деревьев вместо листочков.
НОД «Снег- снежок» - игра эксперимент со снегом (прил 8)
ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Рисование и лепка
«За окном метель» - цель: вызвать интерес к зимним природным явлениям таким как метель, пурга, снегопад. Закреплять навык рисования гуашью и использования кисти. 11.12.2020
«Наша елочка сверкает»
«Снегири» - использование рисования ладошкой
«Шапочка для Деда Мороза»
«Звездочка на елочку», нод «Зима» (прилож)
Лепка
«Снеговичок»
«Мы украсим елочку»
«Крошки для птичек»
«Нарядная шишка» (прил8)
Музыка
Слушание «Зайчик» - р. н. м, Н. Бордюг «Мишка идет в гости», П. Чайковский «Времена года»,
«Снежный ком» - венгерская нар. Песня, Е. Крылатов «Колыбельная медведицы»
Исполнение «Новый год к нам пришел» муз. С. Соснина. «Как у нашей елочки» Тиличеевой
«Маленькой елочке холодно зимой»
Подвижные тематические игры (интеграция с физическим разв) указаны в разделе – физическое развитие.
СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Проведение бесед: «когда на улице мороз, отморозить можно нос», «не ешь снег. Можно заболеть», «Как правильно вести себя на горке».
Использование сюжетно – ролевых игр «Соберем куклу на прогулку», и др.
Дидактические игры: «Времена года», «Чудесный мешочек», «Собери снеговика»,
«Подбери пару», «Найди лишнее»
Приложение
1-29 декабря Утренняя разминка «Снегопад» - Я. Аким
Утром кот принес на лапах первый снег, первый снег (ручки вперед «чашечкой» ловим снежинки)
Он имеет вкус и запах- первый снег, первый снег (ладошки к себе нюхаем воображаемый снег)
Он кружится, легкий, новый. У ребят над головой. (Руки вверх кружимся)
Он успел платок пуховый расстелить на мостовой. (Раскрывают руки в стороны и вниз)
1-29 декабря Дыхательная гимнастика «Снежинка» с испльзованием бумажных снежинок на ниточке
Большая снежинка лежит на ладошке (держат снежинку на ладошке)
На эту снежинку подуем немножко. (дуют тихонечко)
Подули тихонько, снежинка лежит.
Подули сильнее, снежинка летит (дуют сильно)
Фонопедическое упражнение «Вьюга»
За окном бушует вьюга УУУ! УУУ! - Дети качают руками произносят У Громко
Потихонечку крадется УУУ! УУУ! - шлепают ладошками по коленкам произносят У тихо
Кружит вьюга, воет вьюга УУУ! УУУ! - качают руками произносят У громко
Не ходите в лес гулять, с собою унесу -грозят пальчиком У произносят тихо
Зимняя пляска Муз. Старокадомского сл. О. Высотской «Мы погреемся немножко»
Музыкально –ритмическое упражнение «Заячья зарядка»
Зайка беленький сидит, вот так, вот так.
И ушами шевелит, вот так, вот так.
Зайке холодно сидеть, вот так, вот так,
Надо лапочки погреть, вот так, вот. так.
Зайке холодно стоять. Вот так, вот так.
Надо ножками стучать. Вот так, вот так.
А в лесу мороз большой вот так вот так.
Зайки прыгают гурьбой. Вот так, вот так
Подвижная игра «По лесной лужайке, разбежались зайки», в роли лисички может быть воспитатель. Слова В, Антоновой муз. Б. Финоровского
Подвижная игра «заморожу.»
Пальчиковая гимнастика «Мы катаем снежный ком»
НОД «ЗИМА» с исп. нетрадиционной техники рисования (пальчиком)
Цель: форм. начальные знания о зиме и ее явлениях.
Задачи:
- знакомить с признаками зимы
- обогащать словарный запас детей
- развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику
- развивать эстетическое восприятие, воспитывая любовь к природе
- создавать положительный эмоциональный фон
Интеграция областей: познавательное развитие, Социально коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование:
рукавички по паре разного цвета или разных узоров по количеству детей
снежинки на ниточке
снеговик игрушка, флешка с записью музыки выхода снеговика
листы бумаги синего или голубого цвета
гуашь, салфетки
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель приглашает детей к окну привлекая их к наблюдению
Посмотрите за окно, все вокруг белым – бело.
Отчего-же так бело? Это снегу намело!
Снег на елке, на машине, на дороге и на крыше.
Обращает внимание на зимние изменения в природе.
Дидактическая игра «подбери пару»
Ребята, а как вы думаете на улице тепло, или холодно? Дети отвечают.
Восптатель: Чтоб на улицу пойти, надо варежки найти.
Варежки пуховые, красивые, новые!
А вьюга подула и все варежки перемешала. Воспитатель раздает детям по варежке и предлагает подобрать себе пару такого-же цвета и назвать его. Хвалит детей.
Воспитатель: С неба падают снежинки, словно белые пушинки
Покрывая все кругом, мягким бархатным ковром.
Раздает детям снежинки подвешенные за палочку на нитке и предлагает подуть.
Снег кружится, снег кружится и на землю он ложится.
Ветер дунул, ветер свистнул ФУ ФУ ФУ сильно дуют
Снег летает и кружится и на землю он ложится фью, фью фью дуют тихонечко
Под музыку вносит игрушку снеговика
Воспитатель: ребята посмотрите, кто это к нам в гости пришел? (дети отвечают).
Снеговик здоровается с детьми и спрашивает. Знают ли они из чего он сделан. (дети отвечают)
Правильно из снега.
Снеговик: Как вас много, и вы наверное все дружите. Я тоже хочу, чтобы у меня было много друзей – снеговичков, но для этого нужно много снега.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем снеговичку и нарисуем снегопад – много снежинок.
Какого цвета снег? (дети отвечают) Правильно, белого. Я вам приготовила краску, а рисовать мы будем пальчиком. Показывает технику рисования.
Снеговик рассматривает рисунки детей, говорит спасибо, прощается и уходит.
(можно, чтобы перед уходом снеговик угостил ребят маленькими белыми безе похожими на снежинки)
Рефлексия: Ребята кто приходил к нам в гости? (Снеговик) Что мы делали на занятии? (рисовали снегопад). Вам понравилось рисовать? А теперь мы повесим наши рисунки. чтобы их увидели наши мамы и папы
Социально коммуникативное развитие
Проведение бесед: «Когда на улице мороз, отморозить можно нос», «Не ешь снег, можно заболеть». «Как правильно вести себя на горке»,
Использование сюжетно-ролевых игр игр «Соберем куклу на прогулку» и др.
Дидактические игры:
«Времена года», «чудесный мешочек», «Собери снеговика», «Подбери пару» «Найди лишнее»
НОД «Снег- снежок» - игра-эксперимент со снегом
Цель: учить детей наблюдать, видеть причинно-следственные связи, делать элементарные выводы.
Задачи:
-обучать детей элементарным навыкам экспериментирования
- закреплять знания основных цветов
- воспитывать интерес к окружающему миру
- развивать активную речь
Оборудование: тазик для снега, 5 небольших емкостей для снега, гуашь (Красная, синяя, зеленая, желтая, коричневая, 5 кистей, салфетки, совочки.
Организационный момент
Воспитатель вносит тазик со снегом, показывает детям. Посмотрите ребята, что лежит в тазике? (Снег) Кто знает, где я могла его взять? Как вы думаете он холодный?- предлагает потргать снег руками. Наши ручки стали холодными от снега, давайте их погреем. Двигательное упражнение –
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети.
Руки ручки потирают. Руки ручки согревают.
Не замерзнут ручки- крошки. Мы похлопаем в ладошки.
Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко.
Основная часть
Давайте разложим снег по баночкам (раскл. снег с помощью совочка). А сейчас мы с вами будем делать снег разных цветов. Посмотрите какого цвета краски у нас есть? (
азывают) и кисточками раскрашивают снег, каждую баночку своим цветом.
Воспитатель ребята одну баночку мы поставим рядом с теплой батареей.
Давайте посмотрим какой получился у нас снежок? А теперь посмотрим, что стало со снегом, который мы оставили около батареи. Он превратился в воду.
На улице снег не тает, потому, что холодно. А когда солнышко начнет пригревать сильнее и будет тепло, снег будет таять и превращаться в воду.