Лучший педагог года

Проект «Ах, картошка!» в старшей группе

Светлана Игнатова
Проект «Ах, картошка!» в старшей группе

Тип проекта: краткосрочный

Вид проекта: познавательно - творческий

Срок проведения: 1 неделя (16.09-20.09.24г)

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Интеграция областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Цель: способствовать созданию условий для формирования представлений  о картофеле.

Задачи :

познакомить детей с историей картофеля (как использовали раньше, откуда привезли и т. д.);

познакомить с блюдами из картошки;

научить детей получать крахмал из картофеля, познакомить со свойствами крахмала, использованием в промышленности;

подвести детей к пониманию многофункционального использования картофеля в жизни людей (лекарственные свойства, приготовление пищи);

уточнить и систематизировать знания детей о процессе выращивания картофеля (семена, использование сельхозтехники)

привлечь родителей к процессу через приготовление с детьми блюд из картофеля, изготовление поделок из клубней,  знакомств с народными приметами, загадками, стихами;

создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;

формировать умения видеть причину и следствие, делать выводы, строить логические суждения, т. е. заложить основы экологического мышления;

формировать дружеские взаимоотношения между детьми;

Ожидаемые результаты:

-у детей формируются познавательные интересы, любознательность;

-обогащены и расширены знания о картофеле;

-активизированы исполнительские и художественно – творческие способности детей;

Актуальность.

Постоянно сталкиваемся с тем, что наши дети практически незнакомы с предметами и объектами ближайшего окружения. Как восполнить это? Необходимо дать знания об этом предмете или объекте и пробудить интерес к нему. Картошка…  С ней мы сталкиваемся ежедневно. А задашь детям вопрос о картошке или даже загадаешь простую загадку, то увидишь, что ответа дети не знают. Зачастую даже не подозревают о том, какая у неё интересная история, какую пользу приносит, что можно из неё приготовить и многое другое. Задача педагогов - познакомить детей с историей картошки,   рассказать о её своеобразии, пользе, которую она приносит нашему организму, способах её выращивания, переработки. Давайте научим наших детей интересоваться тем, что нас окружает!

План реализации проекта

Этапы Название мероприятия Цели и задачи Ответственный Сроки проведения

Подготовительный

1. Определение целей и задач проекта

2. Анализ имеющихся условий в группе, в детском саду

3. Сбор информационного материала о картофеле

4. Разработка комплексно – тематического плана

5. Создание условий для организации работы по проекту Воспитатели 14-16.09.24

Основной

1. Беседа с детьми: «Как картофель на стол пришел»

2. Экскурсия на огород в детском саду

3. Труд: помощь в сборе урожая картошки

4. Рассматривание картофельных кустов

5. Работа с родителями: изготовление трафаретов для детского творчества Продолжать знакомить детей с историей происхождения картофеля, его появления на Руси; расширять представление о значении этого овоща в жизни человека; стимулировать познавательный интерес, Воспитатели, дети, родители

понедельник 16.09.24

1. Просмотр познавательного видио о выращивания картофеля

2. Обсуждение и заучивание пословиц о картофеле

3. Вечер загадок о картофеле

4. чтение детской сказки Унпеловой А.

"Сказка о картофеле, луковке и свеколке" 

5. Работа с родителями: выучить название блюд из картофеля

Чтение художественной литературы

вторник 17.09.24

1. Беседа: «Лекарь в мундире»

2. Опыт: получение из картошки крахмала

3. Д. И. «Кто больше назовёт блюд из картофеля» (на основе домашнего задания)

4. Подвижные игры с картошкой во время физ-ры

(собери картошку, перенеси картошку"

5. Просмотр мультфильмов: "Антошка"

6. Работа с родителями:Принести картофель для поделок.

среда 18.09.24

1. Рассматривание разных сортов картофеля

2. Изготовление поделок из картофеля и пластилина

3. Чтение художественной литературы

«Упрямый Картофель»

4. Труд: посильная помощь в изготовлении блюда из картофеля

5. Снятие пробы готового картофеля

6. Работа с родителями:Изготовление с детьми поделок из картофеля четверг 19.09.24

1. Просмотр мультфильмов: «Лунтик и его друзья. Картошка» (153 серия)

2. Изготовление коллажа " Блюда из картофеля

3. Работа с родителями: рекомендовать родителям приготовить дома блюдо из картошки

пятница 20.09.24

Заключительный

1. Выставка поделок из картофеля «Удивительная картошка»

Вывод.  Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Участники проекта - дети получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного  отношения к окружающему миру.

Совместная проектная деятельность помогла   родителям освоить некоторые педагогические при мы, необходимые в  воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партн рами.

Приложение

Дидактическая игра «Кто больше назовёт блюд из картофеля?»

Цель: закрепить знание блюд, которые можно приготовить из картофеля.

Ход игры. Вспомнить с детьми, какое домашнее задание они получили накануне. Провести конкурс – игру и узнать, кто больше всех выучил названия блюд из картофеля. За каждый ответ ребёнок получает фишку. В конце все пересчитывают фишки: у кого их больше, тот и победитель.

Дидактическая игра «Кто больше знает пословиц и поговорок о картофеле?»

Цель: поощрять использование в речи фольклора, закрепить знаниепословиц и поговорок о картофеле.

Ход игры. Игра проходит аналогично игре «Кто больше назовёт блюд из картофеля?»-Голодному и картошка лакомство. - Уродился хлеб в оглоблю, а картошка в колесо. -Клади картошку в окрошку, а любовь в дело. -Ели да берёзка - чем не дрова, соль да картошка - чем не еда. -Картошка да каша – еда наша. -Картошку копать, не руками махать. -Без труда картошка не родится никогда. -Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.

Беседа «Лечебные свойства картофеля»

Цель: познакомить детей с лечебными свойствами картофеля.

Ход беседы. Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд.  Что можно делать из картофеля? (ответы детей). Его жарят, варят, пекут. Картофель люди используют в пищу, из него придумано множество блюд. Но, кроме того, он хорошее лекарство. Если простудился - надо подышать над паром варёной картошки - и почувствуете облегчение: станет легче дышать и кашлять. А еще сырой картошкой лечат ожоги.  Сок из сырой картошки поможет снять боли в желудке. Вот такой удивительный овощ!

Беседа «Как картофель на стол пришёл?»Программное содержание: -продолжать знакомить детей с историей происхождения картофеля, его появления на Руси.

Ход беседы.

1. Чтение стихотворенияВ некотором царстве,

В некотором государстве,

Не на Марсе и не на Луне -

Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришёл картофель в дом!

2. Рассказ воспитателя об истории картофеля. Своё путешествие к нам картофель начал из Южной Америки. 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Колумб преподнёс в дар королю и королеве Испании, открытую им за океаном, огромную землю. Кроме того, он привёз большое количество золота, которое они отобрали у индейцев. Но самым ценным грузом, было не награбленное золото,- его быстро растратили, а семена, клубни, зёрна – новых, неизвестных Европе растений. В том числе были и клубни картофеля. Издавна индейцы кечуа называли картофель – папа. В честь папы они устраивали праздник урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол; шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив мешочек с клубнями на голову. Англичане зовут картофель – потато, голландцы и французы- земляное яблоко, итальянцы- тартуфель, немцы – картуфель,россияне – картофель. Не сразу картофель стали употреблять в пищу. Во Франции цветками картофеля украшали причёски, а также прикалывали цветы к платьям, вместо брошек.      

В Россию картофель привёз Пётр 1, но люди не сразу поняли полезность картофеля и даже бунтовали. Тогда Пётр 1 издал указ:«Приказываю всем боярам и дворянам, купцам и крестьянам выращивать плоды под названием картуфель и употреблять их в пищу. За неповиновение сечь всех розгами.                                                                             В чём и подписуюсь Пётр 1»Вот так и пошёл распространяться картофель не только в Европе, но и на Руси. Мы сейчас и не представляем своей жизни без картофеля.

А кто мне скажет, где применяется картофель (ответы детей).Правильно.  Картофель употребляют не только в пищу. Он применяется и в пищевой промышленности, ив фармацевтической промышленности, и в технической промышленности.

3. Пословицы и поговорки о картошке

Ребята, кто из вас знает пословицы и поговорки о картошке.  (ответы детей)

-Голодному и картошка лакомство.

- Уродился хлеб в оглоблю, а картошка в колесо.

-Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

-Ели да берёзка - чем не дрова, соль да картошка - чем не еда.

-Картошка да каша – еда наша.

-Картошку копать, не руками махать.

-Без труда картошка не родится никогда.

-Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.

-Картошка хлеб бережет.

Пословицы и поговорки.

Уродился хлеб в оглоблю, а картошка – в колесо.

Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

Картошка хлеб бережет.

Ели да береза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

Без труда картошка не родится никогда.

Хорош ерш в ухе, а картошка в пироге.

Картошка да каша – еда наша.

Картошку копать, не руками махать.

Стихи

Хоть хвалиться неприлично, но должна я вам сказать, Без картошки на отлично ни поесть, ни поплясать. Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец

Хоть сердит зеленый лук, а картошке – лучший друг. Из картошки там и тут, нужный делают продукт.

И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут

***

Варим, жарим и печем – 

На костре, в духовке,

Даже вместе с шашлычком Справимся мы ловко! И с укропом молодая –  Просто объедение!

А вот… чистить, не скрываю, Для меня – мучение!

В. Гвоздев

***

Из ведерка – прыг! – на грядку, Все по делу, по порядку.

Ты, картошечка-картошка,

Посиди в земле немножко,

Только там не засыпай,

А быстрее прорастай!

И расти на радость нам, Не по дням, а по часам.

Мы тебя за тем сажаем, Чтоб вернулась урожаем!

П. Межиньш

***

Не оставлю я ни крошки от рассыпчатой картошки Я картошке очень рад, у не хороший взгляд. А ещ, смотрите, вот, у не широкий рот. Л. Сказкина

***

- Мне совет ваш, детки, нужен:

Что покушаем на ужин?

Сын, мечтаешь о блинах?

- Свари картошку, мам, «в штанах»! Возмутилась дочка Юля, Две слезинки на глазах:

- Лучше ты свари в кастрюле…

Не вари ее в штанах!

Г. Дядина

 

Опытно – экспериментальная деятельность «Получение крахмала из картофеля»

Цель: научить детей получать крахмал из картофеля, помочь сделать вывод о том, из чего состоит картофель.

Ход эксперимента. -Сегодня мы с вами проведём небольшой эксперимент и узнаем, из чего же состоит наша любимая Опытно- экспериментальная деятельность:картошка. Повторим правила поведения при проведении опытов и экспериментов.

Правила поведения :

- аккуратно обращаться со стеклянными предметами;

- быть предельно аккуратным.

- не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком;

(Дети садятся за столы)

-Нас здесь встречает знаменитый овощ:

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла. Т

ы посоли её немножко,

Ведь, правда, вкусная … картошка.

Перед нами лежит обычная картошка. Сейчас мы увидим, какие вещества входят в состав картофеля.

Что надо сделать?

1) Натереть сырой картофель. Результат: жидкая кашица. Вывод: в картофеле есть вода. (Педагог вывешивает карточку со знаком вода на мольберт)

2) Натертую картофельную кашицу размешать в воде. Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной)

Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.

3) Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.

Результат: образуется белый осадок.

Вывод: В картофеле есть белое вещество.

4) Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку.

Воспитатель: Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука. Повторите слово- крахмал. Вывод: в картофеле есть крахмал. -Для чего нам нужен крахмал?Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.

Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду и  крахмал.

Чтение художественной литературы

 

ДЕТСКИЕ СКАЗКИ АНАСТАСИИ УНПЕЛЕВОЙ 

«Упрямый Картофель»

 

Упрямству Картофеля не было предела.  

-  Не хочу жить в теплом мешке, - сказал как-то Картофель, и выпрыгнул.   - Куда ты собрался? - кричали остальные картофелины. Здесь твое место! 

 

 

-  Нет, - твердо отвечал Картофель. - Не здесь. У вас хорошо, но тесно. Пойду искать новый Дом.  

И пошел Картофель по полям, по холмикам, да по низинам.  

Пришел на Морковное поле. Морковки хороводы водят, косы зеленые плетут, Картофель к себе жить зовут. Поселился Картофель среди Моркови. Привлекла его жизнь оранжевая, да веселая. Но не выдержал он такой жизни, простился с Морковками.   - Куда, зачем идешь? - кричала Морковь.  

-  Хорошо у вас, но не мое это место. Не морковка я, чтоб косы плести.  

-  А что тебе надо? - спрашивали Морковки.  

-  Видимо свое, картофельное что-то. Мой цвет мне больше по нраву, да и кувыркаться я больше люблю, чем хороводы водить.   - Так делай все это у нас, - просили Морковки.  

 

-  Одному скучно, да и вам не интересно, - сказал Картофель, и пошел дальше.  

Упрямый какой! - крикнули Морковки, и опять в хороводы построились.  

Идет Картофель по лугам пахучим, между белых берез и кудрявых рябин.  

-  Вдруг, на пути, ему семья Белых Гоибов встретилась. У высокой травы стоят грибочки, благородными шляпками блестят, круглыми боками вертят.  

Пожил Картофель у грибов. Кое-что по нраву ему пришлось. Солнышко припекает - грибы сказки друг другу рассказывают, дождик польет - листьями сухими укрываются.  

 

А потом, разонравилось Картофелю, уходить собрался.  

-  Куда, зачем? - спрашивают Грибы.  

-  Свои сказки хочу сочинять, да картофельной жизнью жить.  

-  Так рассказывай нам, свои сказки.  

-  А вы слушать только грибные сказки умеете.  

Долго путешествовал Картофель. Много интересных мест посетил, многое узнал.  

 

А когда пришел он к полю картофельному, где картофелины кувыркались да сказки писали, сразу понял - интереснее всего ему, здесь жить будет! И остался. Но, навсегда ли? Думаю, он и сам этого еще не знает… 

 

Сказка о картофеле, луковке и свеколке  

 

Картофель рассказывает:

-  Я - картофель крахмальный, схожу в лес, наберу ягод, вот вы и пь те весь год густой кисель с лесными ягодами.

Свекла говорит:

-  А я засажу огород овощами и зеленью, соберу осенью урожай, вот вы и едите весь год борщи.

А луковка говорит:

-  Я по полям пройду, соберу полезные корешки и цветы, наготовлю лекарств, вы и не болеете.

Но однажды задумалась луковка: «Я целый день собираю полезные травы, картофель только ягод набер т, кисель наварит; свеколка с утра до вечера со двора не выходит, сварит борщ и сидит на лавке. Не бывать больше этому!». Рассердилась луковка, ногами затопала, стала кричать, чтобы все работу поменяли.

На утро картофель пош л за целебными травами, свеколка принялась кисель варить, а луковка - борщ готовить. Вот картофель катится по дороге. Увидела его мышка и захотела съесть, да как схватит его зубками, и откусила кусочек. Бедный картофель еле вырвался из лап мышки.

А свеколка тем временем кисель варить начала, но он вс не густеет и не густеет. Луковка в это время борщ варила, а он горький-прегорький получился.

Прибежал картофель домой, весь в слезах. Видит - сидит на лавке луковка, плачет. В углу свеколка слезами заливается. Картофель и говорит им:

- Так всегда бывает, когда один на другого кивает, а своим делом не занимается. Стыдно стало луковке перед друзьями. Но делать нечего. Поплакали, погоревали они и стали жить по старому - дружно и весело.

Публикации по теме:

«Здравствуй, милая картошка». Осенний праздник в старшей группе Дети входят в зал под музыку и исполняют композицию с осеннимилистьями, садятся на стульчики. Ведущий: Лето прошло, пробежало, умчалось.

«Ах, картошка-картошка» (фотоотчет)«Ах, картошка-картошка» (фотоотчет) Я уже рассказывала вам, дорогие друзья и гости моего блога, как в начале весны мы с нашими детьми посадили на подоконнике огород ("Подарок.

Мероприятие «Ах, картошка, объеденье!»Мероприятие «Ах, картошка, объеденье!» В рамках X Межрегиональной выставки «Картофель – 2018» был организован республиканский творческий конкурс «Картофельная страна». Конкурс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Ах, картошка!» в старшей группе
Опубликовано: 15 сентября 2024 в 14:00
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Ах, картошка!» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Игнатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16-20 сентября. Неделя безопасности дорожного движения. Передвижка «Ребенок в...

С 16 по 20 сентября 2024 года в России пройдет неделя безопасности дорожного движения. Акция организована для профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием детей и снижения тяжести их...

15-17 сентября. Российские дни леса

С 15 по 17 сентября отмечается масштабный экологический праздник – Российские дни леса. А в третье воскресенье сентября празднуется День работников леса. Это профессиональный...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД