Светлана Игнатова
Проект «Ах, картошка!» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : краткосрочный
Вид проекта : познавательно - творческий
Срок проведения: 1 неделя (16.09-20.09.24г)
Участники проекта : педагоги, дети, родители.
Интеграция областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Цель: способствовать созданию условий для формирования представлений о картофеле.
Задачи :
познакомить детей с историей картофеля (как использовали раньше, откуда привезли и т. д.);
Темочки:
- Картофель, картошка
- Картофель. Проекты и исследовательские работы
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2024
познакомить с блюдами из картошки;
научить детей получать крахмал из картофеля, познакомить со свойствами крахмала, использованием в промышленности;
подвести детей к пониманию многофункционального использования картофеля в жизни людей (лекарственные свойства, приготовление пищи);
уточнить и систематизировать знания детей о процессе выращивания картофеля (семена, использование сельхозтехники)
привлечь родителей к процессу через приготовление с детьми блюд из картофеля, изготовление поделок из клубней, знакомств с народными приметами, загадками, стихами;
создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
формировать умения видеть причину и следствие, делать выводы, строить логические суждения, т. е. заложить основы экологического мышления;
формировать дружеские взаимоотношения между детьми;
Ожидаемые результаты:
-у детей формируются познавательные интересы, любознательность;
-обогащены и расширены знания о картофеле;
-активизированы исполнительские и художественно – творческие способности детей;
Актуальность.
Постоянно сталкиваемся с тем, что наши дети практически незнакомы с предметами и объектами ближайшего окружения. Как восполнить это? Необходимо дать знания об этом предмете или объекте и пробудить интерес к нему. Картошка… С ней мы сталкиваемся ежедневно. А задашь детям вопрос о картошке или даже загадаешь простую загадку, то увидишь, что ответа дети не знают. Зачастую даже не подозревают о том, какая у неё интересная история, какую пользу приносит, что можно из неё приготовить и многое другое. Задача педагогов - познакомить детей с историей картошки, рассказать о её своеобразии, пользе, которую она приносит нашему организму, способах её выращивания, переработки. Давайте научим наших детей интересоваться тем, что нас окружает!
План реализации проекта
Этапы Название мероприятия Цели и задачи Ответственный Сроки проведения
Подготовительный
1. Определение целей и задач проекта
2. Анализ имеющихся условий в группе, в детском саду
3. Сбор информационного материала о картофеле
4. Разработка комплексно – тематического плана
5. Создание условий для организации работы по проекту Воспитатели 14-16.09.24
Основной
1. Беседа с детьми: «Как картофель на стол пришел»
2. Экскурсия на огород в детском саду
3. Труд: помощь в сборе урожая картошки
4. Рассматривание картофельных кустов
5. Работа с родителями: изготовление трафаретов для детского творчества Продолжать знакомить детей с историей происхождения картофеля, его появления на Руси; расширять представление о значении этого овоща в жизни человека; стимулировать познавательный интерес, Воспитатели, дети, родители
понедельник 16.09.24
1. Просмотр познавательного видио о выращивания картофеля
2. Обсуждение и заучивание пословиц о картофеле
3. Вечер загадок о картофеле
4. чтение детской сказки Унпеловой А.
"Сказка о картофеле, луковке и свеколке"
5. Работа с родителями: выучить название блюд из картофеля
Чтение художественной литературы
вторник 17.09.24
1. Беседа: «Лекарь в мундире»
2. Опыт: получение из картошки крахмала
3. Д. И. «Кто больше назовёт блюд из картофеля» (на основе домашнего задания)
4. Подвижные игры с картошкой во время физ-ры
(собери картошку, перенеси картошку"
5. Просмотр мультфильмов: "Антошка"
6. Работа с родителями:Принести картофель для поделок.
среда 18.09.24
1. Рассматривание разных сортов картофеля
2. Изготовление поделок из картофеля и пластилина
3. Чтение художественной литературы
«Упрямый Картофель»
4. Труд: посильная помощь в изготовлении блюда из картофеля
5. Снятие пробы готового картофеля
6. Работа с родителями:Изготовление с детьми поделок из картофеля четверг 19.09.24
1. Просмотр мультфильмов: «Лунтик и его друзья. Картошка» (153 серия)
2. Изготовление коллажа " Блюда из картофеля
3. Работа с родителями: рекомендовать родителям приготовить дома блюдо из картошки
пятница 20.09.24
Заключительный
1. Выставка поделок из картофеля «Удивительная картошка»
Вывод. Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Участники проекта - дети получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного отношения к окружающему миру.
Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические при мы, необходимые в воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партн рами.
Приложение
Дидактическая игра «Кто больше назовёт блюд из картофеля?»
Цель: закрепить знание блюд, которые можно приготовить из картофеля.
Ход игры. Вспомнить с детьми, какое домашнее задание они получили накануне. Провести конкурс – игру и узнать, кто больше всех выучил названия блюд из картофеля. За каждый ответ ребёнок получает фишку. В конце все пересчитывают фишки: у кого их больше, тот и победитель.
Дидактическая игра «Кто больше знает пословиц и поговорок о картофеле?»
Цель: поощрять использование в речи фольклора, закрепить знаниепословиц и поговорок о картофеле.
Ход игры. Игра проходит аналогично игре «Кто больше назовёт блюд из картофеля?»-Голодному и картошка лакомство. - Уродился хлеб в оглоблю, а картошка в колесо. -Клади картошку в окрошку, а любовь в дело. -Ели да берёзка - чем не дрова, соль да картошка - чем не еда. -Картошка да каша – еда наша. -Картошку копать, не руками махать. -Без труда картошка не родится никогда. -Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.
Беседа «Лечебные свойства картофеля»
Цель: познакомить детей с лечебными свойствами картофеля.
Ход беседы. Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Что можно делать из картофеля? (ответы детей). Его жарят, варят, пекут. Картофель люди используют в пищу, из него придумано множество блюд. Но, кроме того, он хорошее лекарство. Если простудился - надо подышать над паром варёной картошки - и почувствуете облегчение: станет легче дышать и кашлять. А еще сырой картошкой лечат ожоги. Сок из сырой картошки поможет снять боли в желудке. Вот такой удивительный овощ!
Беседа «Как картофель на стол пришёл?» Программное содержание: -продолжать знакомить детей с историей происхождения картофеля, его появления на Руси.
Ход беседы.
1. Чтение стихотворенияВ некотором царстве,
В некотором государстве,
Не на Марсе и не на Луне -
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришёл картофель в дом!
2. Рассказ воспитателя об истории картофеля. Своё путешествие к нам картофель начал из Южной Америки. 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Колумб преподнёс в дар королю и королеве Испании, открытую им за океаном, огромную землю. Кроме того, он привёз большое количество золота, которое они отобрали у индейцев. Но самым ценным грузом, было не награбленное золото,- его быстро растратили, а семена, клубни, зёрна – новых, неизвестных Европе растений. В том числе были и клубни картофеля. Издавна индейцы кечуа называли картофель – папа. В честь папы они устраивали праздник урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол; шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив мешочек с клубнями на голову. Англичане зовут картофель – потато, голландцы и французы- земляное яблоко, итальянцы- тартуфель, немцы – картуфель,россияне – картофель. Не сразу картофель стали употреблять в пищу. Во Франции цветками картофеля украшали причёски, а также прикалывали цветы к платьям, вместо брошек.
В Россию картофель привёз Пётр 1, но люди не сразу поняли полезность картофеля и даже бунтовали. Тогда Пё тр 1 издал указ:«Приказываю всем боярам и дворянам, купцам и крестьянам выращивать плоды под названием картуфель и употреблять их в пищу. За неповиновение сечь всех розгами. В чём и подписуюсь Пётр 1»Вот так и пошёл распространяться картофель не только в Европе, но и на Руси. Мы сейчас и не представляем своей жизни без картофеля.
А кто мне скажет, где применяется картофель (ответы детей).Правильно. Картофель употребляют не только в пищу. Он применяется и в пищевой промышленности, ив фармацевтической промышленности, и в технической промышленности.
3. Пословицы и поговорки о картошке
Ребята, кто из вас знает пословицы и поговорки о картошке. (ответы детей)
-Голодному и картошка лакомство.
- Уродился хлеб в оглоблю, а картошка в колесо.
-Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
-Ели да берёзка - чем не дрова, соль да картошка - чем не еда.
-Картошка да каша – еда наша.
-Картошку копать, не руками махать.
-Без труда картошка не родится никогда.
-Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.
-Картошка хлеб бережет.
Пословицы и поговорки.
Уродился хлеб в оглоблю, а картошка – в колесо.
Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
Картошка хлеб бережет.
Ели да береза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
Без труда картошка не родится никогда.
Хорош ерш в ухе, а картошка в пироге.
Картошка да каша – еда наша.
Картошку копать, не руками махать.
Стихи
Хоть хвалиться неприлично, но должна я вам сказать, Без картошки на отлично ни поесть, ни поплясать. Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец
Хоть сердит зеленый лук, а картошке – лучший друг. Из картошки там и тут, нужный делают продукт.
И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут
***
Варим, жарим и печем –
На костре, в духовке,
Даже вместе с шашлычком Справимся мы ловко! И с укропом молодая – Просто объедение!
А вот… чистить, не скрываю, Для меня – мучение!
В. Гвоздев
***
Из ведерка – прыг! – на грядку, Все по делу, по порядку.
Ты, картошечка-картошка,
Посиди в земле немножко,
Только там не засыпай,
А быстрее прорастай!
И расти на радость нам, Не по дням, а по часам.
Мы тебя за тем сажаем, Чтоб вернулась урожаем!
П. Межиньш
***
Не оставлю я ни крошки от рассыпчатой картошки Я картошке очень рад, у не хороший взгляд. А ещ, смотрите, вот, у не широкий рот. Л. Сказкина
***
- Мне совет ваш, детки, нужен:
Что покушаем на ужин?
Сын, мечтаешь о блинах?
- Свари картошку, мам, «в штанах»! Возмутилась дочка Юля, Две слезинки на глазах:
- Лучше ты свари в кастрюле…
Не вари ее в штанах!
Г. Дядина
Опытно – экспериментальная деятельность «Получение крахмала из картофеля»
Цель: научить детей получать крахмал из картофеля, помочь сделать вывод о том, из чего состоит картофель.
Ход эксперимента. -Сегодня мы с вами проведём небольшой эксперимент и узнаем, из чего же состоит наша любимая Опытно- экспериментальная деятельность:картошка. Повторим правила поведения при проведении опытов и экспериментов.
Правила поведения :
- аккуратно обращаться со стеклянными предметами;
- быть предельно аккуратным.
- не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком;
(Дети садятся за столы)
-Нас здесь встречает знаменитый овощ:
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла. Т
ы посоли её немножко,
Ведь, правда, вкусная … картошка.
Перед нами лежит обычная картошка. Сейчас мы увидим, какие вещества входят в состав картофеля.
Что надо сделать?
1) Натереть сырой картофель. Результат: жидкая кашица. Вывод: в картофеле есть вода. (Педагог вывешивает карточку со знаком вода на мольберт)
2) Натертую картофельную кашицу размешать в воде. Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета? Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной)
Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.
3) Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.
Результат: образуется белый осадок.
Вывод: В картофеле есть белое вещество.
4) Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку.
Воспитатель: Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука. Повторите слово- крахмал. Вывод: в картофеле есть крахмал. -Для чего нам нужен крахмал? Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.
Общий вывод: из картофеля мы выделили : воду и крахмал.
Чтение художественной литературы
ДЕТСКИЕ СКАЗКИ АНАСТАСИИ УНПЕЛЕВОЙ
«Упрямый Картофель»
Упрямству Картофеля не было предела.
- Не хочу жить в теплом мешке, - сказал как-то Картофель, и выпрыгнул. - Куда ты собрался? - кричали остальные картофелины. Здесь твое место!
- Нет, - твердо отвечал Картофель. - Не здесь. У вас хорошо, но тесно. Пойду искать новый Дом.
И пошел Картофель по полям, по холмикам, да по низинам.
Пришел на Морковное поле. Морковки хороводы водят, косы зеленые плетут, Картофель к себе жить зовут. Поселился Картофель среди Моркови. Привлекла его жизнь оранжевая, да веселая. Но не выдержал он такой жизни, простился с Морковками. - Куда, зачем идешь? - кричала Морковь.
- Хорошо у вас, но не мое это место. Не морковка я, чтоб косы плести.
- А что тебе надо? - спрашивали Морковки.
- Видимо свое, картофельное что-то. Мой цвет мне больше по нраву, да и кувыркаться я больше люблю, чем хороводы водить. - Так делай все это у нас, - просили Морковки.
- Одному скучно, да и вам не интересно, - сказал Картофель, и пошел дальше.
Упрямый какой! - крикнули Морковки, и опять в хороводы построились.
Идет Картофель по лугам пахучим, между белых берез и кудрявых рябин.
- Вдруг, на пути, ему семья Белых Гоибов встретилась. У высокой травы стоят грибочки, благородными шляпками блестят, круглыми боками вертят.
Пожил Картофель у грибов. Кое-что по нраву ему пришлось. Солнышко припекает - грибы сказки друг другу рассказывают, дождик польет - листьями сухими укрываются.
А потом, разонравилось Картофелю, уходить собрался.
- Куда, зачем? - спрашивают Грибы.
- Свои сказки хочу сочинять, да картофельной жизнью жить.
- Так рассказывай нам, свои сказки.
- А вы слушать только грибные сказки умеете.
Долго путешествовал Картофель. Много интересных мест посетил, многое узнал.
А когда пришел он к полю картофельному, где картофелины кувыркались да сказки писали, сразу понял - интереснее всего ему, здесь жить будет! И остался. Но, навсегда ли? Думаю, он и сам этого еще не знает…
Сказка о картофеле, луковке и свеколке
Картофель рассказывает :
- Я - картофель крахмальный, схожу в лес, наберу ягод, вот вы и пь те весь год густой кисель с лесными ягодами.
Свекла говорит:
- А я засажу огород овощами и зеленью, соберу осенью урожай, вот вы и едите весь год борщи.
А луковка говорит:
- Я по полям пройду, соберу полезные корешки и цветы, наготовлю лекарств, вы и не болеете.
Но однажды задумалась луковка: «Я целый день собираю полезные травы, картофель только ягод набер т, кисель наварит; свеколка с утра до вечера со двора не выходит, сварит борщ и сидит на лавке. Не бывать больше этому!». Рассердилась луковка, ногами затопала, стала кричать, чтобы все работу поменяли.
На утро картофель пош л за целебными травами, свеколка принялась кисель варить, а луковка - борщ готовить. Вот картофель катится по дороге. Увидела его мышка и захотела съесть, да как схватит его зубками, и откусила кусочек. Бедный картофель еле вырвался из лап мышки.
А свеколка тем временем кисель варить начала, но он вс не густеет и не густеет. Луковка в это время борщ варила, а он горький-прегорький получился.
Прибежал картофель домой, весь в слезах. Видит - сидит на лавке луковка, плачет. В углу свеколка слезами заливается. Картофель и говорит им :
- Так всегда бывает, когда один на другого кивает, а своим делом не занимается. Стыдно стало луковке перед друзьями. Но делать нечего. Поплакали, погоревали они и стали жить по старому - дружно и весело.