Ирина Чучалина
Проект адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха» для детей от 1 до 2 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Одной из важных проблем системы современного дошкольного образования является создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению и повышение роли родителей в воспитании детей.
Публикация «Проект адаптационной группы кратковременного пребывания „Кроха“ для детей от 1 до 2 лет» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. По данным психологического тестирования, проведенным психологом нашего детского сада, 87 % вновь поступивших детей в первые дни пребывания в детском саду, дезаптированы. К группе риска относятся дети, часто болеющие (52%, дети, имеющие те или иные проблемы психического здоровья (9 %, дети из неблагополучных и неполных семей (25%).
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей, и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат – спокойный, здоровый ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.
Проведенный опрос наших семей показал, что в последнее время увеличилось количество молодых семей. Большинство молодых родителей не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о закономерностях его психического и физического развития, не владеют навыками общения с малышом.
Проблема:
Как помочь молодым родителям в дезаптации детей раннего возраста.
Идея проекта :
Повысить роль молодых семей как необходимого звена в предупреждении дезаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Противоречие между важностью специально организованного развития детей раннего возраста и объективными сложностями в реализации данной работы (нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях, недостаточно высокий уровень педагогической компетенции родителей в вопросах обучения и воспитания детей раннего возраста) ставят перед нами, педагогами дошкольных образовательных учреждений задачи осуществления творческого поиска в решении выше обозначенных вопросов. Эти положения легли в основу разработки проекта организации работы группы кратковременного пребывания на основе взаимодействия с родителями детей раннего возраста (от 1, 5 до 2 лет, воспитывающихся в условиях семьи.
Основные принципы работы с молодой семьёй.
Принцип активного и равномерного сотрудничества с семьей ребенка раннего возраста. Родители рассматриваются как равноправные субъекты всех видов деятельности, направленных на развитие ребенка.
Принцип ориентации на индивидуальные положительные особенности развития ребенка, его возможности и способности.
Принцип развития личности ребенка в целом, а не отдельных психических функций. Этот принцип рассматривает ребенка, как сложную, развивающуюся по определенным законам целостную систему, в которой все компоненты, уровни организации личности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Принцип эмоционально положительного развивающего взаимодействия с ребенком. Одной из особенностей раннего возраста является тесная психологическая связь и зависимость ребенка от взрослых, прежде всего от матери, его способность «заряжаться» эмоциями взрослых.
ель:
создать условия для формирования партнёрских взаимоотношений на основе работы с молодыми семьями по предупреждению дезадаптации детей раннего возраста.
Задачи:
повышать педагогическую культуру молодых родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста;
вовлекать родителей в образовательный процесс взаимоотношений педагогов, родителей и детей раннего возраста;
способствовать предупреждению дезадаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников.
Проект : практико – образовательный, долгосрочный
Руководители: старший воспитатель, заведующий д\с, педагоги
Участники проекта : педагоги – дети – молодые родители
Сроки реализации проекта : май 2011г. – август 2012г.
Ожидаемые результаты проекта :
• Создание благоприятных условий для успешной адаптации ребёнка раннего возраста к условиям детского сада.
• Готовность ребенка к детскому саду: коммуникативная готовность, познавательная готовность, самостоятельность в выполнении действий, эмоционально-положительное отношение к детскому саду.
• Получение педагогических и психологических знаний родителями, а так же создание мотивации на сотрудничество с педагогами ДОУ.
• Создание единого образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений родителей, детей раннего возраста не посещающих дошкольное образовательное учреждение, и педагогов детского сада.
I этап. Подготовительный (Ознакомительный, диагностический)
Цель:
создать установки на совместное решение задач (педагоги, родители) по предупреждению дезадаптации детей раннего возраста.
Задачи:
Уточнить запросы родителей, имеющих детей раннего возраста и не посещающих ДОУ, для определения их заинтересованности в посещении группы кратковременного пребывания.
Создать атмосферу доверия, изучить микроклимат, определить тип семьи, традиции семейного воспитания.
Определить эффективные формы работы с родителями
.
Первый этап обеспечил базовые условия сотрудничества.
Для нас было важно:
*найти подход к семье ребенка, создать атмосферу доверия, изучить
микроклимат, определить тип семьи, традиции семейного воспитания;
*уточнить запрос родителей, имеющих детей раннего возраста и не посещающих ДОУ, для определения их заинтересованности в посещении группы кратковременного пребывания «Кроха"
* определить наиболее эффективные формы работы с родителями;
Были проведены родительские собрания. Они сопровождались показом слайдов и видеороликов жизни детского сада. С удовольствием смотрели родители и праздники, занятия, дни здоровья, прогулку.
Традиционным для нашего детского сада стал «День открытых дверей». В этот день родители посещают знакомятся с различными формами организации образовательной деятельности в ДОУ.
*участие в конкурсном отборе муниципальных образований Кировской области для предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета на внедрение современных моделей дошкольного образования, что позволило значительно улучшить предметно - развивающую среду.
II этап. Нормативно - правовой
Цель:
создать нормативно-правовую базу для работы адаптационной группы выходного дня (педагоги, родители, администрация района)
Задачи:
Участие в конкурсном отборе муниципальных образований Кировской области для предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета на внедрение современных моделей дошкольного образования.
Подготовка нормативно – правовой базы (издание локальных актов, положений, разработка программы деятельности, внесение изменений в Устав, заключение договоров) .
Привлечение квалифицированного кадрового потенциала.
III этап. Основной. 2011 – 2012 учебный год
Цель: создать условия для реализации различных форм работы с детьми и родителями адаптационной группы.
Задачи: Основным направлениями деятельности специалистов, работающих с детьми, посещающих группу кратковременного пребывания являются :
Совершенствование современной развивающей среды.
Внедрение психолого-педагогических программ и технологий в работу с детьми раннего возраста.
Реализация работы с родителями.
Для организации и функционирования группы в детском саду была создана предметно – развивающая среда, включающая в себя: Игровые двигательные модули; Игровую «жилая комната»; Центр развивающих игр; Центр – «Песок – вода»; Зону двигательной активности; Уголок изобразительной деятельности; Дидактический стол; Элементы некоторых видов театра; Книжный уголок; Уголок ряжения.
Постоянно проводится работа по обновлению и наполнению предметно — развивающей среды в соответствии с закономерностями развития детей раннего возраста.
IV этап. Обобщающий. Май – август 2012 учебный год
Задачи:
• Подведение практических итогов реализации проекта, педагогическая диагностика адаптации детей к ДОУ, посещающих группу «Кроха».
• Опрос удовлетворённости родителей и педагогов.
• Итоги мониторинга качества данной услуги.
• Определение стратегии и тактики дальнейшей работы после завершения проекта;
• Обобщение полученного опыта работы.
Результаты работы по проекту :
* Повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развитии детей, 80-87% родителей принимают активное участие в мероприятиях, проводимых детским садом, необходимо отметить повышение уровня компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей. Регулярно проводимое анкетирование показывает повышение уровня осознанности родителей необходимости специально проводимой работы по психофизическому, речевому и эмоционально – личностному развитию детей.
В условиях функционирования группы «Кроха» родителям предоставляется возможность общаться между собой, получать необходимую информацию об особенностях развития, воспитания малышей с учетом выявленных нарушений, укреплять собственные родительские позиции и др. В группе получают развитие различные социальные ситуации: ребенок не хочет делиться игрушкой, сердится на другого, капризничает и пр. Родители осваивают наиболее оптимальные способы разрешения данных противоречий, обмениваются собственным педагогическим опытом.
Для дошкольного образовательного учреждения обеспечивается:
• Возможность формирования позиции активного сотрудничества родителей между собой и с сотрудниками образовательного учреждения;
• Формирование ответственной позиции родителя как воспитателя своего ребенка;
• Формирование доверия у родителей к детскому саду («развенчание родительских мифов») .
Дети, заканчивающие посещение группы кратковременного пребывания и начинающие посещение дошкольного учреждения практически не испытывают трудностей в адаптации к детскому саду. Родители отмечают положительный настрой, с которым дети посещают дошкольное учреждение. Увеличение доли детей, проходящих адаптацию к ДОУ в лёгкой степени, без стресса и заболеваний до 95%.
Всестороннее развитие детей раннего возраста.
Увеличение процента детей с первой группой здоровья : в начале года был небольшим - 7%, то к конц у года он заметно увеличился - до 15 %.