людмила савченко
Проект по адаптации «В детский сад иду без слёз»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
«В детский сад без слёз»
Актуальность проекта.
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
Публикация «Проект по адаптации „В детский сад иду без слёз“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты
- Темочки
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом.
В привычную, сложившую жизнь ребё нка буквально врываются следующие изменения: режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчинятся незнакомому до этого человеку.
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации давно находится в центре внимания многих исследователей. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают педагоги, и поэтому, необходимо много внимания уделить самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в дошкольной организации. Следует отметить, что никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни, чем он сам. А роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы не мешая, направлять его в нужное русло, обеспечивать его безопасность для дальнейшего развития. .
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это состояние проецируют на ребёнка.
Работа воспитателя заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду. Личность воспитателя должна обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, компромисс – как одно из условий решения конфликтов.
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей раннего возраста, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений.
.
Цель:
создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.
Задачи:
Создать условия, обеспечивающие ребенку психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям группы;
развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
развитие игровых навыков, произвольного поведения;
работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада;
формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
повышение коммуникабельности между родителями;
формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
закладывать основы взаимодействия друг с другом, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
побуждать детей к эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности (окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка и т. д.).
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Сроки проекта : 3 месяца.
На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость и т. д.
Материалы и средства реализации:
- анкеты для родителей;
hello_html_m7ea5d588.jpg
- консультации и индивидуальные беседы с молодыми родителями:
hello_html_724fd8c.jpg
- адаптационные листы;
hello_html_m59d912f3.jpg
- картотека подвижных игр;
- картотека развивающих игр;
- физкультминутки;
- пальчиковые игры;
- сенсорное оборудование (пирамиды, вкладыши, конструктор «лего», автомобили и т. д).
План реализации проекта :
1 этап – организационный:
- создание базы данных о будущих воспитанниках (социальный паспорт детей и их родителей);
- родительское собрание по теме «Адаптация детей в дошкольной образовательной организации»;
- мероприятия, проводимые в период адаптации;
- накопление информации и материалов;
- картотека игр: дидактические, развивающие, подвижные, пальчиковые и т. д.
- консультация для родителей по проблеме адаптации детей в образовании организации;
- оформление адаптационных листов на каждого ребенка.
2 этап – основной:
Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры:
Цель: учить детей развивать игровую деятельность через игру, чувственнный опыт в играх с игрушками;
учить бережному отношению к игрушкам, заботиться о них;
учить называть цвет предметов (посуды) и их форму;
развивать умение понимать предложения с предлогами – на-;
продолжать расширять и обогащать словарный запас: существительными, глаголами и другими частями речи;
способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи.
hello_html_mbb7cf53.jpg
«…. пей, кукла теплый чай из красной чашечки, он вкусный….»
Рекомендованы дидактические игры:
- «Напоимим куклу Таню чаем»
- «Покатаем куклу на машине»;
- «Уложим куклу спать»;
- «Отгадай и назови»
- «Поможем кукле Кате одеться на прогулку».
Рассматривание сюжетных картинок:
Цель:
- развивать наблюдательность, внимание и память, усидчивость;
- обращать внимание детей на то, что дети играют, не мешая друг другу и не причиняя боли;
- содействовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
- развивать наблюдательность, внимание и память;
- обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом;
- воспитывать добрые чувства, заботу друг к другу;
- привлечение родителей к оснащению кукольного центра;
- развивать интерес к сверстникам;
- знакомство с правилами безопасного взаимодействия друг с другом (не брать игрушки в рот).
hello_html_31f6f232.jpg
«…на картинке изображены дети, которые играют дружно машинками, не сорятся, делятся игрушками ….»
Рекомендованы для рассматривания картины:
- «Играем вместе»
- «Дети играют кубиками»
- «Дети кормят птиц» и др.
Пальчиковые игры:
- «Этот пальчик дедушка»;
- «Пальчик - мальчик»
hello_html_m3c3c4c3a.jpg
«Этот пальчик - мой дедусь, этот пальчик – баба ….»
Познавательное развитие:
Цель:
- формировать умение различать количество предметов (много - один, (один - много);
- формировать умение различать предметы по форме;
- формировать представления о предметах ближайшего окружения;
hello_html_m66c33cb7.jpg
«… есть игрушки разные: кубики, пирамидки, паровозики….»
- развивать зрительно –тактильные ощущения, первоначально на ощупь, а потом только их рассматривать;
- обогащать сенсорный опыт, знакомя с предметами.
hello_html_m5633cf90.jpg
Дидактические игры:
- «Чудесный мешочек»;
- «Построим домик для котика»;
- «Угостим сметаной киску»;
- «Чьи детки»;
- «Подбери такую же картинку».
Речевое развитие
Чтение пo тешки:
Цель: упpажнения на звукоподp ажание: пи-пи, мяу, ко-ко, ква-ква, ку-ка-ре-ку, чух – чух, вот – вот.
- «Кто у нас хороший»;
- «Чики – чики чикалочки»;
- «Поехали, поехали»;
- «Зайка к деткам подбежал»;
- «Где же, где наши ручки».
Формирование словаря:
Цель:
- создать благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми;
- формировать умение отвечать на вопросы, подводить к обобщающему понятию;
- развивать умение повторять фразы, активизировать слова детей за счет звукоподражания героев потешки;
- «Принеси Машеньке вазочку для варенья»;
- «Возьми красный карандаш»;
- «Покатай собачку на машинке»
hello_html_6d77492f.jpghello_html_5c79e137.jpg
«…катайся собачка на машинке, не бойся»
Называть местоположение предмета:
Цель: - развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру
- «Грибок на верхней полочке, высоко».
- «Где лежит мячик?»
hello_html_m4ab4b160.jpg
«…мяч лежит на ковре….»
- «Принеси красную чашечку»
Художественно-эстетическое развитие
Конструктивно - модельная деятельность:
Цель:
- формирование умения бережно относиться к материалам, правильно их использовать;
hello_html_50c08c39.jpg
- знакомить с мебелью;
- формировать умение пользоваться знакомыми формами стройматериала при сооружении собственных разнообразных построек;
- учить создавать постройки, накладывать детали друг на друга и ставя их рядом по образцу;
hello_html_4309baa0.jpg
«….едь машинка красная по ровной дорожке….»
- обыгрывать постройки;
- общаться в диалоге с воспитателем, со сверстниками;
- развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения;
- развивать интерес к музыкальным произведениям.
- «Мебель для кукол»;
- «Машина»;
- «Дорожки длинные и короткие».
Физическое развитие
Тематическая утренняя гимнастика:
- «Дети спрятались»;
- «Птички».
Подвижные игры:
Цель:
- поддерживать игровую мотивацию, положительный настрой;
- создание благоприятного психологического климата в группе;
- развивать двигательную активность с целью укрепления здоровья;
- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;
- формировать внимание и умение действовать по правилам игры.
hello_html_m42f1f3b4.jpg
«Зайка серенький сидит и ушами шевелит….»
Рекомендуем подвижные игры :
- «Мишка косолапый»;
- «Курочка хохлатка»;
- «Пузырь»
- «Спрячем игрушку»;
- «Догони мяч»;
- «Солнышко и дождик»;
- «Птички и автомобиль».
Конспект игры – занятия по развитию речи
hello_html_m4935e592.jpg
Тема: Игра «Водичка-водичка»
Опыт: «Вода - холодная - теплая»
Умывание куклы
Разглядывание овощей (помидор и огурец, отметить цвет, форму, вкус.
Развивать речевое дыхание (произнесение звука на одном выдохе, формировать правильное произношение звуков у, с, ш, ч)
Познакомить детей со свойствами воды.
Закрепление цвета: красный, зеленый. Знакомство с формами: круглый, длинный. Развивать мелкую моторику
Развивающая среда:. Бокалы с теплой и холодной водой красного и зеленого цвета
Ведерки красного и зеленого цвета
Кукла с корзиной овощей (огурец и помидор)
Овальные альбомные листы с контуром овощей, колечки цветной бумаги (салфетки) красного и зеленого цвета.
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей к умывальнику, включает воду и обращает внимание на то, как «поет» вода (с-с-с). Затем возвращаются. На столе стоят два кувшина, зеленый и красный, бокалы для каждого зеленые и красные с холодной и теплой водой. Воспитатель, обращая внимание на цвет бокалов, предлагает потрогать воду (в зеленом - холодная, в красном - теплая). Предлагает детям вылить воду из бокалов в кувшины соответственно цвету, называя при этом цвет и температуру воды в бокалах.
(Раздается стук в дверь). Приходит кукла с корзиной, в которой лежат огурец и помидор. Здоровается, предлагает назвать овощи, отметив их цвет и форму. Если дети не обратят внимание, то воспитатель обратит внимание на то, что лицо у куклы испачканное. Предлагаю умыть куклу.
«Какой водой будем умывать куклу?» - «Теплой».
«В каком кувшине теплая вода?» - «В красном».
Умывая куклу, дети читают знакомую потешку «Водичка- водичка».
Предлагаю поиграть с куклой.
Игра: «Паровоз по рельсам мчится». Соединять движения со словом. Дети допевают:
«Паровоз по рельсам мчится» - у-у-у -ух-чух-чух
На пути котенок стоит (руки на щеки, присесть)
Паровоз остановился - пш-пш
И котенку говорить - грозим пальчиком «Ты котенок, ты котенок, очищай скореее путь»
А котенок отвечает (делают взмах руками) «Так проедешь как-нибудь»
Паровоз не удержался (у-у-у-чух-чух) отдавил котенку хвост,
А котенок рассердился, поцарапал паровоз
(дети, растопырив пальчики, показывают царапки)
Паровоз лежит в больнице с перевязанным бочком.
А котенок сидит дома, пьет сметану с молочком.
Сидит кошка на окошке, пришивает коту хвост (показываем)
«Так и надо, так и надо, чтоб не лез под паровоз» - «Мяу».
Вспоминаем об овощах, которые принесла кукла. Обращаем внимание на столы, там разложены вырезанные из альбомного листа «блюда» с контуром овощей (помидор и огурец). Предлагается детям «раскрасить» овощи, соответственно. (На двухстороннем скотче приклеиваем бумажные шарики, скрученные из салфеток (красных и зеленых) не заходя за контур) .
В конце занятия предлагается попробовать огурцы помидоры, порезанные на дольки, в них воткнуты шпажки, процессе угощения дети называют овощ, который хотят съесть.
Кукла прощается и уходит.
Занятие «Божья коровка»
1. Пpиветствие Божьей коровки.
2. Игра «Пoймай жучка».
3. Потешка «Божья коровка».
4. Упражнение «Где у жучка ножки?»
5. Игра «Божья коровка и ветер».