Надежда Никифорова
Проект «В детский сад без слез»
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта : «В детский сад без слез»
Цель проекта : создание условий для безболезненной адаптации и социализации детей раннего возраста, нормализация поведения в период адаптации.
Задачи:
• Сохранение, укрепление здоровья ребенка путем создания соответствующих условий (утренняя настройка);
• Формирование у ребенка положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной деятельности, передача социального опыта путем игр;
Публикация «Проект „В детский сад без слез“» размещена в разделах
• Создание единого воспитательно-образовательного пространства на основе формирования доверительных, партнерских отношений между участниками проекта;
• разработка системы мероприятий, способствующих облегченной и безболезненной адаптации, ранней социализации;
• повышение педагогической культуры и компетентности взрослых (педагогов, родителей) по проблеме;
• активизация процесса вовлечения педагогов, семьи в процесс адаптации и ранней социализации; вызвать интерес у семьи к проблеме адаптации и ранней социализации детей;
• создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный подход к ребенку среды.
Сроки реализации проекта : сентябрь-декабрь 2016г.
Участники проекта : дети раннего возраста, педагоги, родители
Промежуточные результаты:
- определение темы, целей, задач работы;
- изучение методической литературы по проблеме;
- доведение до участников проекта важности данной проблемы;
- обработка результатов анкетирования родителей по прогнозу адаптации.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Никого не надо убеждать в том, что единство семейного и общественного воспитания создает необходимые условия для гармоничного развития ребенка. Но нередко поступление в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка и даже заболеваниями. Ведь адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. Поэтому организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада является одним из приоритетных направлений деятельности МБДОУ «Детский сад № 11 «Колобок»», так как ежегодно к нам приходят и участвуют в этом сложном процессе от 30 до 40 и более малышей.
Практический опыт позволяет отметить факторы, осложняющие адаптацию:
• не все родители готовят детей к детскому саду : многие дети приходят с вредными привычками, не приученные к нашему режиму дня;
• сокращение сроков адаптационного периода (иногда родители неправомерно сокращают сроки адаптационного периода из-за тяжелого материального положения, желания мамы продолжить учебу или боязни потерять работу);
• индивидуальная патология (аллергодерматоз, часто болеющие, многие состоят на учете у невропатолога и др. специалистов)
Анализ степени адаптации детей в период с 2012-2015 года показывает, что у 61% детей раннего возраста наблюдалась адаптация легкой степени, у 30% детей – адаптация средней степени, у 9% детей -тяжелая адаптация. Практически ежегодно наблюдаются случаи тяжелой адаптации.
Согласно результатам предварительного анкетирования родителей, проведенного в июне 2016 года, касающегося прогноза адаптации у 61% будущих воспитанников детского сада ожидается адаптация легкой степени, у 38,8% - адаптация средней степени тяжести, детей с тяжелой степени не ожидается.
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет:
• изменение поведенческих реакций ребенка;
• расстройство сна и аппетита.
Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н. М Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова). Е. И. Морозова отмечала: ”Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка”.
По данным официальной статистики заболеваемость среди детей ежегодно увеличивается. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10% детей старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания. Поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этого и найти пути их устранения. Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду. Появился даже термин «адаптационной» болезни, потому что некоторые дети так тяжело переживают адаптационный период, что врачи рекомендуют родителям забрать их из детского сада.
Анализ деятельности нашего дошкольного учреждения в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна:
• воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями.
• часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей.
Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями. Разные подходы к проблеме адаптации периодически появляются на страницах книг, журналов и газет: своими результатами делятся практические работники, о научных достижениях в этой области рассказывают ученые. Внимательно знакомясь с материалами, каждый раз убеждаешься, что характер и длительность адаптационного периода, зависит от ряда объективных и субъективных причин. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и ранняя социализация ребенка. Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция, как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.
Немаловажным условием успешной адаптации является организация пространства (развивающей среды). Среда функционально моделирует содержание духовного и физического развития малыша: его двигательной сферы; сенсорного и интеллектуального развития, позволяющего освободиться от агрессии, напряжения, познавать окружающий мир. Главная задача при создании среды развития – сделать её максимально рабочей. Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и ранняя социализация ребенка. Когда мы адаптируем ребёнка к условиям ДОУ, мы одновременно решаем задачу и социальной адаптации родителей, которая заключается не только в общении со своим ребёнком, но и в наблюдении за его вхождением в незнакомый ему мир сверстников и взрослых, в наблюдении за тактикой взаимодействия других родителей, в обдумывании взаимоотношений со своим малышом, а также в обеспечении поддержки мамы, которая находится в «вынужденной изоляции» (декретный отпуск).
Главное во всей этой работе – интеграция усилий всех участников педагогического процесса, способствующая решению задач развития личности ребёнка. Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа психолога, педагогов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, индивидуальный подход к каждой семье и взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель проекта : создание условий для безболезненной адаптации и социализации детей раннего возраста, нормализация поведения в период адаптации.
Задачи:
• Сохранение, укрепление здоровья ребенка путем создания соответствующих условий (утренняя настройка);
• Формирование у ребенка положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной деятельности, передача социального опыта путем игр;
• Создание единого воспитательно-образовательного пространства на основе формирования доверительных, партнерских отношений между участниками проекта;
• разработка системы мероприятий, способствующих облегченной и безболезненной адаптации, ранней социализации;
• повышение педагогической культуры и компетентности взрослых (педагогов, родителей) по проблеме;
• активизация процесса вовлечения педагогов, семьи в процесс адаптации и ранней социализации;
• вызвать интерес у семьи к проблеме адаптации и ранней социализации детей;
• создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный подход к ребенку среды.
4. СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы реализации проекта :
1. Диагностический (анкетирование родителей по прогнозу адаптации детей, создание социального банка о семьях воспитанников - анкета «Давайте познакомимся».
2. Подготовительный этап – накопление информации и материалов, их систематизация, разработка и оформление адаптационных карт на каждого ребенка, накопление аудиоматериала для работы с детьми, информационного материала для родителей по проблеме адаптации, разработка и оформление картотеки игр в период адаптации.
3. Основной этап – реализация проекта через комплекс мероприятий:
С детьми С педагогами С родителями
1. Введение адаптационных карт, листов адаптации
2. Цикл игр адаптационного характера (на развитие крупной и мелкой моторики, с песком и водой, в сухом бассейне, на развитие коммуникативных навыков) 1. Консультации: «Особенности психического развития детей 2-3 лет»;
«Игры с детьми в период адаптации»
Введение листов адаптации, адаптационных карт 1. Работа консультационного пункта «Мама + малыш»;
Консультации:
«Дома или в детском саду?»
«Если Ваш ребенок плачет»
«Основные психологические особенности детей 2-3 лет»
3. Цикл занятий по развитию психических процессов, установлению социальных контактов (1 раз в неделю) 2. Оформление фотоуголка психологической разгрузки «Мама рядом» 2. Фотосъемка мам для уголка «Мама рядом»
4. Организация режимных моментов с музыкальным сопровождением:
-прием детей;
-утренняя настройка;
-засыпание. 3. Обогащение предметной среды активизирующим игровым и дидактическим материалом 3. Заседание родительского клуба «Добро пожаловать в детский сад!» (тренинговые занятия)
5. Игры в «Центре песка и воды», в сухом бассейне. 4. Создание в группе «Центра песка и воды» 4. Организация почтовой связи между участниками проекта по проблеме адаптации
4. Итоговый этап – анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей; сравнительный анализ с уровнем адаптации в прошлом году; разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единства требований воспитания детского сада и дома; анкетирование родителей по итогам адаптации, реализации проекта.
Рабочий план реализации проекта
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные
1. Введение адаптационных карт, листов адаптации По мере поступления детей Воспитатели,
Педагог-психолог
2. Создание в группе «Центра песка и воды»
Обогащение предметной среды активизирующим игровым и дидактическим материалом Август
Сентябрь-декабрь
Воспитатели,
Педагог-психолог
3. Консультации с педагогами
Работа консультационного пункта «Мама + малыш», групповые консультации для родителей В течение всего периода адаптации Педагог-психолог
4. Оформление фотоуголка психологической разгрузки «Мама рядом», фотосъемка мам для уголка Сентябрь Педагог-психолог
Воспитатели
5. Цикл игр адаптационного характера, организация режимных моментов с музыкальным сопровождением (утренняя настройка, игры в Центре песка и воды В течение всего периода адаптации Педагог-психолог
Воспитатели
6. Цикл занятий с детьми по развитию психических процессов, установлению социальных контактов Сентябрь-декабрь Педагог-психолог
7. Заседание родительского клуба «Добро пожаловать в детский сад!» (тренинговые занятия) Сентябрь-декабрь Педагог-психолог
8. Организация почтовой связи между участниками проекта по проблеме адаптации В течение всего периода адаптации Педагог-психолог
Воспитатели
5. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
При условии успешного достижения цели в процессе реализации проекта предполагается :
Оптимальный уровень адаптации детей;
Снижение уровня заболеваемости детей;
Позитивное развитие отношений в детском коллективе;
Раннее коммуникативное развитие воспитанников;
Создание оригинальной предметно-развивающей среды в группе;
Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виноградова Н. А., Панькова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. - М. : Айрисс-Пресс, 2008.- 208с.
2. Овсепян К. Р. Я иду в детский сад. Проблемы адаптации. -М. : Изд. дом «Карапуз», 2002.-10с.
3. Дошкольные учреждения и семья /Под ред. Т. Н. Дороновой – М. : Линка-Пресс, 2001.-130с.
4. Григорьева Г. Г. Самые маленькие в детском саду
5. Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. Раннее детство. Познавательное развитие. - М. : Мозаика-Синтез, 2000.-152с.
6. Печерога А. В. Развивающие игры для дошкольников (2-7 лет).- М. : ВАКО, 2008.-192с.
7. Кочетова Н. П., Груба Г. В. Играем с малышами.
8. Данилова Е. Игры с водой. - СПб. : Издательский дом «Нева», 2003.-32с.
9. Смирнова Е. Игры с ранним возрастом – организация общения и доброжелательных отношений// Обруч. -2007.-6.-С. 30-32
10. Остроухова А. Успешная адаптация. Как ее измерить?// Обруч. -2000.-3.-С. 16-17
11. Доронова Т. Н. Адаптация: новые подходы// Обруч. - 2006.-5.-С. 32-34
12. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации// Дошкольное воспитание. -2006.-4.-С. 46-52
13. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность// Дошкольное воспитание. -2009.-2.-С. 22-29
14. Баданина Л. Организация адаптации родителей к детскому саду// Дошкольное воспитание. -2007.-5.-С. 100-103
15. Дорохина Н. В детский сад идти пора// Дошкольное воспитание. -2007.-5.-С. 108-115