Татьяна Зуйкина
Проект «Адаптация детей 2–3 лет к условиям детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Длительность проекта : средней продолжительности.
Срок реализации: адаптационный период. (На сроки проекта влияют следующие факты – индивидуальность ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.)
Участники проекта : дети младшей группы, родители, воспитатели, медсестра детского сада.
Публикация «Проект „Адаптация детей 2–3 лет к условиям детского сада“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Актуальность темы проекта.
Детский сад-новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребёнок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил. Дети 2-х лет не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление нехарактерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает родителей. Истерики ребенка усиливают нервное состояние родителей. Даже оставаясь внешне спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах в семье, напряженный голос - масса мелочей, которые родители не осознают, но которые моментально считывает подсознание ребенка. Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду. Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.
У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личностные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам детского сада, а недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей. В результате родители выбирают деструктивную стратегию адаптации : игнорирование работников детского сада, демонстрацию агрессии, конфликтное поведение. Ребенок, чувствуя состояние родителей, начинает бессознательно подыгрывать им. Таким образом, адаптация ребенка и семьи затягивается на годы.
Работа воспитателя заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду.
Цель проекта.
Создание благоприятных условий социальной адаптации ребёнка и его родителей в условиях детского сада.
Задачи проекта.
1. Изучить передовой педагогический опыт и новые подходы по организации адаптационного периода у детей 2 – 3 лет.
2. Приобщать родителей к процессу развития ребёнка путём организации содержательного общения с ними в условиях детского сада. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
3. Организовать жизнь ребёнка в детском саду так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.
4. Создать условия для развития игровых навыков, произвольного поведения.
Содержание практической деятельности.
Этапы реализации проекта :
1 этап - Составление плана работы по адаптации, с учётом возраста детей, их индивидуальных особенностей;
- анкетирование родителей, анализ анкет педагогами;
- изучение передового психолого-педагогического опыта и новых подходов в организации адаптационного периода.
2этап – Взаимодействие с родителями по адаптации детей с целью создания доверительного отношения между родителями и педагогами дошкольного учреждения;
- индивидуальные беседы с детьми и родителями по подготовке к детскому саду, которые проводятся воспитателями группы;
- консультации по адаптации ребёнка в детском саду;
- прогноз степени адаптации ребёнка в ДОУ;
- родительское собрание на тему «Играем от души, играем вместе».
3этап – Работа с детьми по адаптации в ДОУ – главное направление проекта;
- контроль: эмоциональное состояние дошкольника, аппетит, сон взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности.
- первоначальное установление индивидуального режима для каждого воспитанника, время пребывания малыша в ДОУ будет увеличиваться постепенно в зависимости от его привыкания;
- организация мини - игровой зоны с наиболее яркими игрушками и полочкой для любимых игрушек, приносимых ребёнком из дома;
- система специальных игр, которые помогут детям справиться с напряжённой стрессовой ситуацией в период привыкания;
- праздник «Давайте все подружимся!» с участием различных персонажей.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА.
Направление и содержание работы
Изучение соответствующей литературы.
Цель: изучение передового психолого-педагогического опыта и новых подходов в организации адаптационного периода. август
Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период. Цель: для грамотного составления плана работы по адаптации, с учётом возраста детей, их индивидуальных особенностей. август
Работа с родителями
Предоставление родителям анкет для заполнения и их анализ.
По результатам анкетирования делается прогноз степени адаптации ребёнка к детскому саду. Дети, адаптация которых, согласно прогнозу будет протекать легко, достаточно быстро переводятся на пребывание в д/с на целый день. Родителям, у чьих детей спрогнозирована адаптация средней тяжести, рекомендуется некоторое время находиться в группе д/с вместе с ребёнком. Для детей с тяжелой степенью адаптации период родительского присутствия удлиняется, а ежедневный промежуток времени нахождения в д/с укорачивается. Сентябрь
Использование фото для предварительного знакомства ребенка с детским садом. Формирование у детей и родителей положительных ассоциаций, связанных с детским садом и педагогами. Сентябрь
Предоставление родителям папки-передвижки с практическими рекомендациями «Готовим малыша в детский сад. Как обеспечить привыкание ребёнка к новым условиям»; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?". Проведение консультации «Рекомендации по подготовке ребёнка к детскому саду».
Цель: создание доверительного отношения между родителями и педагогами дошкольного учреждения; приобщать родителей к процессу развития ребёнка путём организации содержательного общения с ними в условиях детского сада. Вызвать интерес у родителей за всё происходящее в детском саду, знать и разрешать проблемы, успехи их ребёнка, помочь понять родителям их обязанность: совместно с педагогами помочь своему ребёнку развиваться. Постоянно
Беседа с родителями на тему «Мой ребёнок. Какой он?».
Цель: определение степени субъективной готовности ребёнка к поступлению в детский сад, соответствующие рекомендации родителям по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.
Сентябрь
Родительское собрание на тему «Играем от души, играем вместе».
Цель: показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании, показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи. Ноябрь
Организационные мероприятия по формированию материально-технической базы.
Подготовка места для приема детей :
• подбор мебели;
• подготовка дидактического материала в соответствии с возрастом.
Оформление приемной:
вынос новых, ярких игрушек;
изготовление "полочки любимых игрушек" ребенка;
Сделать его более уютным, домашним и привлекательным для детей. Продумывание места для уединения ребёнка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.
Вызвать у малыша желание остаться, потрогать и рассмотреть игрушки. Любимые игрушки из дома помогают ему почувствовать себя наиболее спокойно, не прерывать связь с домом. Август
Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна. Создание бодрого радостного настроения у детей в течении всего дня, избежать обыденной обстановки. До 4 сентября
Подготовка наборов игрушек-забав для развлечения детей. Помочь детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания. До 4 сентября
Подготовка места для игр с водой и песком на участке. С целью отвлечения детей от мыслей о доме, вовлечение в игровую деятельность. Август
Обеспечение детей играми, в которых будут задействованы кисти рук: мозаика, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора «Лего».
Затормаживание отрицательных эмоций монотонными движениями рук или сжиманием кистей. Развитие мелкой моторики способствует развитию речи. Постоянно
Работа с детьми
Использование для общения с детьми игровых методов взаимодействия.
Цель: помочь детям справиться с напряжённой стрессовой ситуацией в период привыкания. Постоянно
Первоначальное установление индивидуального режима для каждого воспитанника, время пребывания малыша в ДОУ будет увеличиваться постепенно в зависимости от его привыкания. Цель: облегчить процесс адаптации ребёнка в дошкольном учреждении, не допустить стрессовых ситуаций, которые могут возникнуть при расставании с родителями. Сентябрь-октябрь
Обеспечение индивидуальных игр-занятий с детьми: «Мой любимый садик», «Солнышко» и др. Цель: налаживание доверительных отношений с каждым ребёнком, попытка вызвать у детей положительного отношения к детскому саду. Помочь почувствовать ребёнку себя любимым, нужным, успешным. Постоянно
Праздник «Давайте все подружимся!»
Цель: подвести эмоциональный итог для ребят, составить положительное представление о д/с, заронить в их души желание приходить сюда снова. Ноябрь