Лариса Борковская
Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация ребенка раннего возраста
к условиям детского сада
Трудности адаптационного периода
Ваш малыш подрос и может посещать детский сад. Многие родители волнуются, тревожатся о том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании с близкими, с домом. Эти сомнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад - сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен для его психики и здоровья. Не все дети готовы к этому событию. Исследования К. Л. Печора показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6 — не готовы, 75,8% -условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей. Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к условиям детского сада проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.
Публикация «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада» размещена в разделах
При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, режимы воспитания, характер обучения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. В чем это выражается? У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние - ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отталкивает их, сторонится сверстников. Меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок, а в детском саду этого не делает; дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к повышению температуры и заболеванию. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важное условие, облегчающее ребенку адаптацию к перемене в образе жизни.
Врачи и психологи различают три степени адаптации : легкую, среднюю и тяжелую. Легкая адаптация длится 7- 15дней. У ребенка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу второй- третьей недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.
Средняя адаптация длится 30 – 40 дней. Нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к детскому саду длится дольше. Настроение неустойчиво, снижается активность малыша. При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления болеет острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.
Тяжелая адаптация - иногда длится несколько месяцев. Является самой нежелательной. Эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно. В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения (ведет себя агрессивно, старается спрятаться, уйти куда-нибудь, сидит в приемной и зовет маму и т. д.). Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие ребенка по всем направлениям.
По данным Н. М. Аксариной, Р. В. Тонковой-Ямпольской, объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются : глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение и соответствующая возрасту прибавка в весе.
Факторы, определяющие характер адаптации.
Исследование педагогов, медиков (Н. М. Аксарина, Н. П. Жукова, и др.) показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:
- возраста ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. В этом возрасте начинают формироваться довольно устойчивые привычки, а возможности к их перестройке еще нет, обостряется страх при разлуке с матерью и перед посторонними. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Дети хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них есть опыт поведения в разных условиях, опыт общения с разными людьми;
- индивидуальных особенностей. Дети даже одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется : аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участие в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель;
- состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации; психологи выявили закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. Легче всего адаптация протекает у малыша, который умеет длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. В случае затруднения обращаются за помощью к взрослому. Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к детскому саду, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой.
- биологических и социальных факторов. К биологическим факторам относят токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания ребенка в первые три месяца жизни, а также частые заболевания до поступления в детское учреждение. К социальным факторам относятся условия жизни в семье. Ребенок легче приспосабливается к условиям детского сада, если в семье он жил по режиму, который соответствует возрасту, ему давали разнообразную пищу (жидкую, густую, у него сформированы навыки самообслуживания и общения (например, умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и другими детьми). Если ребенок приходит в детский сад из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, ему будет значительно труднее привыкать к условиям дошкольного учреждения.
- уровня тренированности адаптационных механизмов. Тренировка этих механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т. п., легче привыкают к дошкольному учреждению;
- опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Важно чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относиться к требованиям взрослого (идти спать, принимать пищу, убирать за собой игрушки и т. п.). На характер адаптации оказывает влияние степень сформированности умений и навыков самообслуживания (умение самостоятельно принять пищу, частично одеваться, раздеваться, проситься в туалет и т. п.). Сформированность этих навыков обеспечивает ребенку самостоятельность и в какой-то степени независимость от взрослого. Дети, которые с трудом привыкают к яслям, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним.
Этапы адаптационного периода.
Период адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада - один из сложных в его жизни и проходит в несколько этапов.
Подготовительный этап следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задачи этого этапа для родителей - сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. В первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. Когда малыш придет в группу, его не надо будет переучивать, ломать неправильные привычки. В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д. В детском саду он не будет отказываться от знакомой пищи, не останется голодным. Родителей необходимо познакомить со способами кормления, укладывания спать в ДОУ, так как отличные от общепринятых привычки при засыпании (укачивание, засыпание на руках взрослого и др.) отвлекают воспитателя от выполнения его прямых обязанностей. Страдают и новенькие, и все дети группы. Ломать сложившие устойчивые стереотипы при кормлении и укладывании спать в ДОУ значительно сложнее. Это приводит к негативным реакциям адаптирующихся детей. Поэтому все коррекции следует провести в домашних условиях, делать это постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления. В то же время необходимо обратить серьезное внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, частично раздеваться и одеваться в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций. Самостоятельность ребенка создает предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками. Опора на знакомое в новой обстановке поможет ребенку обрести спокойствие, не отчаиваться в незнакомых для него условиях. Родителям необходимо продумать, на какое время они будут оставлять ребенка в детском саду, кто будет приводить его, забирать из детского сада. Если ребенок легче расстается с папой или бабушкой, а с мамой тяжело, то лучше приводить его не маме, а папе или бабушке. Первое время лучше оставлять ребенка в детском саду не на полный день, а на несколько часов, например, на время прогулки. Постепенно время пребывания ребенка в дошкольном учреждении по мере нормализации его поведения можно увеличивать.
Родители должны знать, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. У него может ухудшиться сон, аппетит. Надо проявить особое внимание и чуткость к малышу. Но не путать внимание и излишнее заласкивание. Режим в семье должен быть щадящим. Необходимо в семье компенсировать возможное недосыпание и недоедание ребенка в дошкольном учреждении.
Далее в работу включается педагог, который непосредственно будет воспитывать ребенка в детском саду. Накануне того дня, когда малыш впервые переступит порог группы, педагог посещает его дома. Ребенок чуток к эмоциональному настрою взрослых в семье, поэтому встреча должна происходить в спокойной, доброжелательной обстановке. Она направлена на решение нескольких задач. В непринужденной обстановке есть возможность познакомить воспитателя с малышом. Подробно и откровенно рассказывают родители о своем малыше: что любит есть и как ест, как засыпает, кто и как одевает его, где и как гуляют с ним, как закаливают (или слушать не хотят об этом, как его ласково в доме величают, воспитывают строго или балуют, с чем он играет и может ли играть сам. Если нет возможности посещения ребенка на дому, можно провести анкетирование с вопросами о ребенке. Всей этой информацией воспитатель может воспользоваться, учитывая индивидуальные особенности новенького.
Основной этап адаптационного периода начинается с прихода мамы с ребенком в группу детского сада. Педагог доброжелательно встречает гостей, обращается к малышу:
«Я к тебе вчера в гости приходила, сегодня - ты ко мне. Я рада!». В присутствии мамы воспитатель должен помочь малышу переодеться, предложить ему интересную игрушку. Воспитатель может попросить маму немножко поиграть с ребенком и сам поиграть вместе с ними. После того как малыш успокоится, мама должна сказать ему, что ненадолго уйдет, но обязательно скоро вернется. Момент расставания в первые дни посещения яслей для матери и ребенка самый трудный.
Основная задача мамы в данной ситуации — помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Малышу еще нужно осмотреться в новых условиях, привыкнуть к незнакомой обстановке. Количество встреч мамы с малышом с воспитателем и детьми определится поведением самого малыша. Каждый визит в детский сад длится не более часа. Освоившись, малыш делает первые попытки пройтись по группе, задерживается возле воспитателя, не отпускает его от себя. Это затрудняет работу взрослого, который должен уделить внимание всем детям, организовать режимные моменты и т. д. Ситуация может стать еще сложнее, если в группу поступают сразу несколько новых детей. Поэтому прием детей должен осуществляться постепенно, не более чем 2-3 ребенка в неделю.
Самое главное для воспитателя - завоевать доверие малыша, его привязанность. Если ребенок не отпускает воспитателя от себя, постоянно зовет маму, можно воспользоваться рекомендациями:
- Не следует игнорировать слова ребенка. Когда малыш без конца спрашивает: «Мама придет?»,- он действительно не уверен в этом, он боится, что она не придет и ищет у взрослого подтверждения своих слов. Следует отвечать утвердительно, помогая ему поверить в то, что он скоро увидит маму.
- Ободрив малыша, нужно постараться переключить его внимание на игрушки, обойти вместе с ним групповую комнату, рассмотреть, что в ней находится. Если ребенок заинтересуется какой-нибудь игрушкой, нужно вместе поиграть с ней, а затем попробовать оставить его ненадолго одного, например, отлучившись помыть руки, взять книжку и т. д. и пообещав быстро вернуться. Через несколько минут следует вернуться к ребенку. Так постепенно он начнет понимать, что взрослый всегда находится рядом.
- Если ребенок продолжает постоянно следовать за воспитателем, можно подключить его к выполнению какого - либо дела, например, принести книжку, игрушку, чтобы почитать, поиграть вместе с другими детьми и т. д. Поступая таким образом, воспитатель устанавливает некоторую дистанцию между собой и ребенком и в то же время всегда находится рядом.
- Следует уделять внимание не только тем детям, которые явно его требуют, но и тем, кто на первый взгляд чувствуют себя спокойно. Если ребенок безучастно смотрит по сторонам, прижав к себе игрушку, и отказывается играть, воспитатель должен начать играть сам неподалеку от малыша. Лучше всего, если это будет сюжетная игра с придуманными диалогами персонажей. Такую игру можно развернуть с кем-нибудь из хорошо играющих детей.
- Можно поиграть с ребенком в эмоциональные игры, такие как «Сорока-ворона», «Догонялки», «Прятки». Игра в прятки имеет особое значение для детей раннего возраста, выполняет определенную дидактическую функцию - упражняет в освоении таких явлений, как исчезновение и появление, что может облегчить ему ожидание прихода мамы или папы. Такие игры полезно организовывать между несколькими детьми (воспитатель по-прежнему остается в центре ситуации, но с его помощью дети могут весело поиграть друг с другом). Ребенок увлечен совместными действиями, все реже его взор обращается к маме. Теперь она на некоторое время может выйти из группы. Если малыш спохватиться, обнаружив ее отсутствие, он тут же успокаивается, услышав заверения о том, что не стоит волноваться, мама сейчас придет. И действительно, ожидание ребенка непродолжительно, поводов для волнения нет. Так малыш начинает верить взрослому, испытывая при этом чувство физической и психической защищенности. На фоне положительного эмоционального общения начинает складывается деловое сотрудничество взрослого, малыша и сверстников.
Заключительный этап адаптационного периода. Ребенок начинает посещать группу по 2-3 часа в день. При этом необходимо внимательно следить за его самочувствием. При первых появлениях негативных изменений можно подержать ребенка дома 2-3 дня, а потом опять привести ненадолго в детский сад. Следует знать, что в процессе привыкания нормализуется в первую очередь настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь сон. Поэтому ребенка в спокойной домашней обстановке кормят завтраком, после чего приводят в группу, где он вместе со всеми играет 2-3 часа, а на обед и сон возвращается домой. Проявления детей чисто индивидуальны, поэтому, кому раньше, кому позже можно предлагать пообедать в группе, а домой возвращаться к дневному сну, чтобы не нарушать длительность и характер сна адаптирующегося ребенка.
Позже, если самочувствие ребенка хорошее, можно предложить ему остаться на сон. В период адаптации необходимо приблизить условия детского учреждения к домашним. Во время режимных моментов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения: если ребенок привык дома, перед тем как заснуть, послушать колыбельную, нужно спеть ее, положить рядом с малышом мягкую игрушку, посидеть возле засыпающего ребенка, приласкать его; если маленький ребенок дома пьет воду из бутылочки с соской (и это успокаивает его, следует разрешить ему делать так, как он привык. Постепенно, глядя на других детей, он сам захочет пить из чашки. Если ребенок плохо и слишком медленно ест, можно посадить его напротив малыша, который ест быстро и с аппетитом. Возможно, подражая сверстнику, ребенок начнет есть охотнее.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Знание особенностей периода адаптации, факторов, влияющих на нее, совместные усилия родителей и сотрудников дошкольного учреждения могут существенно помочь ребенку относительно быстро и безболезненно привыкнуть к детскому саду.