Ирина Трегуб
Проект «Жизнь в семенах»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Жизнь в семянах "
Тип проекта : иследовательско- творчесткий
Вид проекта : групповой
Продолжительность: две недели
Участники проекта : дети старшей группы 5-6 лет, дети подготовительной группы 6-7 лет.
Состав проектной группы : дети, родители, педагоги старше-подготовительной группы
Авторы проекта : Трегуб И. В
Данный проект направлен на установление детьми взаимосвязи живой и неживой природы.
Публикация «Проект „Жизнь в семенах“» размещена в разделах
Актуальность проблемы:
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в осенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Цель: Способствовать формированию у детей познавательной активности в познании окружающего мира через эксперименты, опыты и элементы исследовательской деятельности.
Задачи:
- Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи живой и неживой природы, о бережном и заботливом отношении к ней.
- Создать условия для формирования способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширения перспектив развития поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
- Расширять познавательный опыт детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств; развивать умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы; ориентироваться в информационном пространстве; применять полученные знания в изменяющихся условиях; способствовать овладению трудовыми навыками.
- Способствовать развитию связной, диалогической речи; совершенствовать умение сочинять рассказы, сказки, отгадывать загадки; использовать в речи произведения устного народного творчества.
- Довести до сознания детей необходимость вести здоровый образ жизни, укреплять свое здоровье, употреблять витамины ; совершенствовать умение соотносить движения с текстом; развивать мелкую моторику рук.
- Поощрять у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
-Вовлечь родителей в совместную деятельность над проектами.
-Формировать педагогическую компетентность родителей в области ознакомления детей с природой.
- Обогащать предметно- развивающую среду в
Проблема:
В беседе с детьми на тему: "Жизнь из семян " выяснилось, что дети мало знают о семенах, что из них может вырасти, не обладают достаточной информацией о роли семян в жизни человека.
Основываясь на диагностику было выяснено:
26% детей имеют слабые представления о росте растений, допускают большое количество ошибок при выполнении заданий, не обосновывают свой ответ.
74% детей имеют достаточные знания о росте растений, допускают ошибки при выполнении заданий, ненолностью обосновывают свой ответ.
0% детей имеют достаточно полные представления о росте растений, при выполнении заданий не допускают ошибок, обосновывают свой ответ.
2. Поиск информации:
www. schoolrm.ru
www. doncolonok.ru
http.nsport.ru
www. maam.ru
Мотивация:
Обращаю внимание детей на то, что я в руках я держу мешок.
Ребята как вы думаете, что в мешочке (ответы детей)
А как можно узнать? (потрогать, понюхать и т. д)
Затем достаю по одному овощю, спрашиваю детей
Катя, что это? - морковь
Амелия,а это что?- огурец (так со всеми овощами и фруктами)
Ярослав, а как морковь, капусту, огурец и тд. можно назвать одним словом?- овощи
Настя, а как апельсин, лимон, банан и т. д можно назвать одним словом?- фрукты
А что нужно сделать чтоб вырасти морковь?
Саша - посадить её
Варя- посадить её на грядку
Андрей- посадить морковное семячко на грядку.
Ребята, а вы хотите узнать как правильно вырастить овощи?- да
Тогда предлагаю вам принять в этом участие.
Планирование проектной деятельности
Реализация проекта рассчитана на 2 недели и будет проходить в три этапа:
1 этап: Подготовка к проекту с ___по ___
2 этап: Реализация проекта с ___по ___
3 этап: Подготовка к презентации (презентация) проекта с ___по ___
Подготовка к проекту :
Поиск решения проблемы.
Создание условий для реализации проекта.
Подбор иллюстративного и аудио-видео материала по теме.
Подготовка семян и ящика с грунтом
Разработка НОД, плана работы совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей
Подготовка дневника наблюдений за ростом растения
Подготовка дидактических игр из картотеки, загадок, стихов художественной литературы, материалов для бесед
Информирование родителей о реализации проекта
Реализация проекта :
Проведение опытов для определения условий, необходимых для роста и развития растений
Рассматривание семян в лупу
Замачивание семян и их посев
Наблюдение за всходами семян и ростом растений
Чтение художественной литературы.
Проведение бесед, занятий,дидактических игр, сюжетно-ролевых игр
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Внедрение конспектов нод в проектную деятельность.
Презентация проекта :
Создание в группе огорода на подоконнике
Выставка художественного творчества "Мой любимый овощ",
Изготовление пособия,Как растут растения", ,Овощи",, Витамины".
Непосредственная образовательная деятельность по плану
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Социально-коммуникативное развитие: Сюжетные игры: Магазин «Семена»,«Овощехранилище», «Овощи и фрукты», «Магазин», «Семья»
Дидактические игры и упражнения :, Жизнь в семенах. " «Где спрятался зайчик!» «Где растет?» «Почтальон принес посылку» «Что сначала, что потом?» «Семена» «Овощехранилище»
Театрализованная игра по сказке, Репка",, Пых"
Беседы:
Для чего растению семена?
«Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью»
, Чем полезны овощи и фрукты"
Беседа, Друзья"
Наблюдения за трудовыми действиями взрослых, за их отношению к труду.
Решение проблемных ситуаций:, Как помочь морковке", ,Как сготовить суп",, Помоги вырасти свекле".
Рассматривание иллюстраций, альбомов по теме.
Совместные действия по изготовлению атрибутов к с. р. игре
Познавательное развитие: Проведение опытов:
замачивание семян в пустом блюдце и со влажной ватой;
проращивание семян в теплом и холодном месте;
проращивание семян в светлом и темном месте;
наблюдение за всходами и занесение наблюдений в дневник;
рассматривание семян в лупу Рассматривание и чтение: В. Тувим, Овощи"
Художественной эстетическое развитие: Аппликация "Овощи на тарелке", "Ваза с фруктами"
Рисование, Овощи и фрукты",, Овощной суп",, Овощи", Натюрморт, Овощи и фрукты"
Самостоятельная деятельность детей
Вид деятельности: Игровая, Познавательно- исследовательская,Продуктивная
Предполагаемая самостоятельная деятельность детей: Дидактические игры
Разыгрывание сюжетов с атрибутами
Действия по разрешению проблемных ситуаций
Рассматривания картин, иллюстраций по теме
Лепка
Аппликация
Рисование
Материал и оборудование : Подобранная по теме литература
Ролевые атрибуты к сюжетным играм, к театрализованной игре;
дидактические игры;
иллюстрации,
материалы для продуктивной деятельности
подобранная по теме литература
Сотрудничество с родителями
Форма проведения: Консультация "Польза витаминов", Создание пособия, Витамины", Создание пособия, Овощи", Выставка художественного творчества, Мой любимый овощ".
4. Продукт проектной деятельности
Выставка детских работ
Выставка творческих работ родителей
Выставка фоторабот по опытнической деятельности
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
- У детей сформируются представления о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи живой и неживой природы, о бережном и заботливом отношении к ней.
- У детей сформируются умения действовать согласно алгоритму, умения доказательно объяснять результат, полученный в ходе эксперимента по выращиванию овощей в разных условиях, умения организовывать сюжетно ролевые игры на основе имеющихся знаний о семянах, умения сочинять рассказы, сказки, отгадывать загадки, умения использовать в речи произведения устного народного творчества.
- Дети научатся замечать красоту растительного мира, ухаживать за растениями в комнатных условиях, познакомятся с условиями их роста.
- Дети научатся вести здоровый образ жизни, укреплять свое здоровье, употреблять витамины
- Будут изготовлены д/и, атрибуты к с/р играм, пособия
5. Презентация проекта :Создание в группе огорода на подоконнике
Выставка художественного творчества "Мой любимый овощ",
Изготовление пособия,Как растут растения", ,Овощи",, Витамины".