Асият Болатова
Проект «Книга как средство познания мира»
▼ Скачать + Заказать документы
]Проект взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников «Книга как средство познания мира»
Автор: Болатова Асият Местюрлюевна, воспитатель подготовительной группы МБОУ СОШ 12 с УИОП г. Сургут Ханты- Мансийского автономного округа.
Публикация «Проект „Книга как средство познания мира“» размещена в разделах
Пояснительная записка с обоснованием предлагаемого решения Актуальность проекта «Книга как средство познания мира» (описание проблемы) :В век компьютеров и высоких технологий важно быть грамотным человеком. Это должны понимать все родители. А самым важным средством развития и воспитания человека является книга. Её роль в становлении личности велика. Однако статистика гласит, что в стране кризис чтения. Отсутствие интереса к книге приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности замедляются. Ни для кого не секрет, что первый опыт общения с книгой ребенок приобретает в семье. Стойкий интерес к чтению и его основа- привычка ребенка читать формируются в семье. Потому важно покупать детям книги. Порой купленной энциклопедии ребенок радуется больше, чем лакомству или игрушке. В данном случае актуально утверждение Цицерона: «Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души». Однако не все родители убеждены, что чтение - средство духовно-нравственного воспитания личности. Многие не считают нужным тратить на чтение ребенка свое личное время, нести материальные затраты на приобретение книг. Немало родителей, которые сами не любят читать и никогда не читают книг своим детям. Список проблем можно было бы продолжать, но приведенного перечня вполне хватает, чтобы понять: даже такое благое дело, как сохранение и развитие детского чтения, для многих не является очевидным и безоговорочным благом. И это трагедия. Такие родители не осознают, что семейное чтение - самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков. Доказательством этому служат слова писателя А. Грина, который утверждал: «Только в детстве, быть может, книга действительно влияет на нашу жизнь. Дальше мы восхищаемся ею, получаем от неё удовольствие, возможно, меняем, благодаря ей, некоторые свои взгляды, но главным образом находим в книге лишь подтверждение тому, что уже в нас заложено…». Вот истина, которую должны осознавать родители воспитанников ДУ. Это все является основанием для разработки практико-ориентированного проекта взаимодействия с родителями «Книга как средство познания мира».
Цель взаимодействия с родителями в рамках проекта : убедить родителей в том, что чтение - важный ресурс для полноценного развития ребенка, средство познания мира.
Задачи проекта : объединить усилия семьи и ДОУ в решении проблемы детского и семейного чтения; объяснить родительскому сообществу необходимость развития детского и семейного чтения, в результате которого происходит процесс взаимного духовного общения детей и их родителей; познакомить с литературными играми, викторинами как средством приобщения детей к чтению; наметить пути дальнейшего сотрудничества по организации литературного образования дошкольников.
Место и роль проекта «Книга как средство познания мира» в образовательном процессе: чтение - ключевой ресурс развития и воспитания детей в системе его подготовки к социуму. Оно ориентирует на жизнь в открытом и меняющемся мире, является необходимым навыком в условиях непрерывного образования, закладывает основы результативности дальнейшего обучения в школе и в вузе.
Содержание проекта
Девиз проекта :
«Читаем книги каждый день,
И делать это нам не лень! »
По характеру контактов: среди родителей и дошкольников старшей группы.
По количеству участников проекта : коллективный.
По продолжительности проекта : длительный.
Сроки реализации: в течение 3-х месяцев. Место реализации: МБОУ СОШ 12 с УИОП II корпус г. Сургут ул. Дзержинского, 6 Б Ханты- Мансийского автономного округа. Вид проекта : практико – ориентированный.
Ресурсы обеспечения проекта : Организационные: Деятельность участников проекта регулируется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБОУ СОШ 12 с УИОП, годовым планом и планом реализации проекта. Информационные:- научно-методическая, художественная литература;- средства массовой информации;- ресурсы Интернета. Материально-техническое обеспечение:- мультимедийный проектор; - экран; - ноутбук;
- принтер;
-ватман;
- альбомные листы;
-краски, кисточки;
-цветная бумага;
-клей;
-подставки для книг;
-кнопки, скотч;
- бумага формата А4. Ожидаемый результат:1. Создание системы комплексной работы с родителями по теме проекта. 2. Педагогическое просвещение родителей по теме «Значение книги в жизни ребенка».3. Создание копилки родительского опыта. Обмен мнением родителей по развитию читательского интереса и читательских умений в семье.
4. Создание «Золотой полки» старшей группы ДУ (на неё ставят книги, которые заинтересовали всех или большинство родителей дошкольников). Принципы взаимодействия воспитателя с родителями:- создание доброжелательной атмосферы, способной превращать родителей в сторонников и единомышленников;- внимательное отношение к переживаниям родителей по вопросам дополнительной нагрузки, которая потребуется семье для чтения и выполнения творческих заданий;- оказание психологической помощи родителям, которых смущает необходимость привлечения к проекту разных членов семьи (особенно, если семья неполная);- ориентация на стимулирование самообразования родителей;- поощрение любой инициативы родителей и дошкольников, малейших достижений, вселение уверенности в успехе; - проявление учтивости, корректности педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями; - поддержка в сложной педагогической ситуации.
Методы и средства реализации педагогического проекта «Книга как средство познания мира» :
Эффективное взаимодействие с родителями в ходе проекта использовала следующие методы:
- метод мотивации у родителей желания принять участие в реализации проекта (анкетирование, интервью, родительское собрание);
- информационно-рецептивный метод-предъявление информации, организация действий родителей с объектом изучения (чтение, слово воспитателя, отчет рабочих групп родителей о проделанной работе по проекту;
- метод создания условий для участия родителей и детей в проекте
(доброжелательная атмосфера, индивидуальные консультации, беседы);
- метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие путей её решения (родительское собрание №1);
- метод осознания родителями приобретения опыта работы над проектом
(рассказ воспитателя, обсуждение, наблюдение);
- частично-поисковый метод - проблемную задачу разделили на части, распределили функциональные обязанности между родителями; каждая рабочая группа родителей осуществляет поиск необходимой информации.
Средства реализации проекта «Книга как средство познания мира» :
демонстрационные (выставки) и раздаточные (памятки);
визуальные (просмотр презентации, выставки книг и риcунков);
игровые (литературная игра и викторина);
продуктивные (материалы для странички творчества);
трудовые (оформление зала к читательской конференции «Мы и книги»);
коммуникативные (выступления родителей, воспитателя, детей).