МААМ-картинки

Продуктивный диалог в развитии речевой деятельности старших дошкольников

Нина Жидкова
Продуктивный диалог в развитии речевой деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи, речевая деятельность, продуктивный диалог, взаимодействие.

Общеизвестно, что одной из задач подготовки к обучению грамоте является задача развития речи детей. Решению этой задачи педагоги уделяют большое внимание.

Публикация «Продуктивный диалог в развитии речевой деятельности старших дошкольников» размещена в разделах

Сегодня уже стали нарицательными слова, что у детей необходимо развивать универсальные учебные действия, среди которых особенно выделяют коммуникативные навыки. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т. д. Всему этому в процессе обучения уделяется большое внимание, но факт остается фактом – выпускники школ в большинстве случаев не обладают перечисленными умениями.

Обучение детей началам продуктивного диалога включает в себя несколько этапов:

1. Обучение детей постановке вопросов.

2. Обучение работе в парах, группах.

3. Обучение ведению групповой дискуссии.

Организация работы и на первом, и на втором этапах возможна как в начальной школе, так и в дошкольном учреждении.

Общеизвестно, что дошкольное детство – период «задавания» детских вопросов. Умение формулировать вопросы – отправной пункт в решении задач развития речевой деятельности в продуктивном диалоге.

Н. Б. Шумакова выделила два сенситивных периода в развитии детских вопросов. Первый период приходится на шесть-восемь лет. В этот период «…происходит резкий скачок в развитии уровня исследовательской активности в форме вопросов». «В этот период ребенок овладевает произвольной постановкой вопроса, направленного на расчленение и исследование проблемной ситуации. Вопросы ребенка в этот период начинают приобретать иное качество – осуществляется переход от вопросов, обращенных к другому лицу (взрослому, к поисковым вопросам, направленным на самостоятельное раскрытие неизвестного». Поэтому недопустимо упускать такое благоприятное время для подхватывания и развития стремления детей спрашивать.

Детская вопросительность мотивирована естественным образом, и эту мотивацию надо укреплять. Необходимо не только разрешать детям задавать вопросы и поощрять их в этом, но и обучать постановке вопросов, опираясь на детский речевой субъектный опыт. Детское спрашивание – возрастная норма развития ребенка-дошкольника, следовательно, диалог в этом возрасте естественен, мотивирован, глубоко оправдан.

Совершенно очевидно, что возрастные и психофизиологические особенности становления речевой деятельности ребенка позволяют направить его воспитание и обучение в русло диалогического общения, инициативного продуктивного сотрудничества.

Давайте будем поддерживать естественную, природную потребность ребенка говорить, воспитывать ребенка не «хорошо отвечающего», а «хорошо спрашивающего» (Г. А. Цукерман, причем спрашивающего не только педагога, но и сверстника и самого себя. Тогда можно будет надеяться, что мы воспитываем самостоятельную личность, способную совершать выбор, работать с информацией, нести ответственность за свои поступки и т. д.

Хотелось бы также обратить внимание коллег на то, что наши дети, как правило, ориентированы на педагога, именно взрослому малыши адресуют свои высказывания, от взрослого ждут отклика и оценки, на занятиях и в жизненных ситуациях их уши «закрыты» для высказываний сверстников, а их мнение не является авторитетным.

Изменив привычный характер межсубъектного взаимодействия, исключив отношение к ребенку как к чистому листу бумаги, педагог сможет организовать такую деятельность детей, при которой будут формироваться значимые коммуникативные умения и навыки, рефлексия, самостоятельность в оценке и суждениях, инициативность, а также способность к успешной социализации в обществе – все то, что мы называем ключевыми компетентностями. И все это станет возможным благодаря корректировке целей в работе педагога в период подготовки к обучению грамоте – сделать приоритетным не столько развитие речи, сколько развитие речевой деятельности.

Публикации по теме:

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Дидактические игры на ковролинографе для развития речевой коммуникации старших дошкольников с речевыми нарушениямиДидактические игры на ковролинографе для развития речевой коммуникации старших дошкольников с речевыми нарушениями Здравствуйте, коллеги! Я хочу представить опыт работы по использованию нетрадиционных технологий для совершенствования речевой коммуникации.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольниковИспользование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Продуктивный диалог в развитии речевой деятельности старших дошкольников
Опубликовано: 18 октября 2024 в 12:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Продуктивный диалог в развитии речевой деятельности старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Нина Жидкова (УИ 398223) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД