Нина Жидкова
Продуктивный диалог в развитии речевой деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи, речевая деятельность, продуктивный диалог, взаимодействие.
Общеизвестно, что одной из задач подготовки к обучению грамоте является задача развития речи детей. Решению этой задачи педагоги уделяют большое внимание.
Публикация «Продуктивный диалог в развитии речевой деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Сегодня уже стали нарицательными слова, что у детей необходимо развивать универсальные учебные действия, среди которых особенно выделяют коммуникативные навыки. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т. д. Всему этому в процессе обучения уделяется большое внимание, но факт остается фактом – выпускники школ в большинстве случаев не обладают перечисленными умениями.
Обучение детей началам продуктивного диалога включает в себя несколько этапов:
1. Обучение детей постановке вопросов.
2. Обучение работе в парах, группах.
3. Обучение ведению групповой дискуссии.
Организация работы и на первом, и на втором этапах возможна как в начальной школе, так и в дошкольном учреждении.
Общеизвестно, что дошкольное детство – период «задавания» детских вопросов. Умение формулировать вопросы – отправной пункт в решении задач развития речевой деятельности в продуктивном диалоге.
Н. Б. Шумакова выделила два сенситивных периода в развитии детских вопросов. Первый период приходится на шесть-восемь лет. В этот период «…происходит резкий скачок в развитии уровня исследовательской активности в форме вопросов». «В этот период ребенок овладевает произвольной постановкой вопроса, направленного на расчленение и исследование проблемной ситуации. Вопросы ребенка в этот период начинают приобретать иное качество – осуществляется переход от вопросов, обращенных к другому лицу (взрослому, к поисковым вопросам, направленным на самостоятельное раскрытие неизвестного». Поэтому недопустимо упускать такое благоприятное время для подхватывания и развития стремления детей спрашивать.
Детская вопросительность мотивирована естественным образом, и эту мотивацию надо укреплять. Необходимо не только разрешать детям задавать вопросы и поощрять их в этом, но и обучать постановке вопросов, опираясь на детский речевой субъектный опыт. Детское спрашивание – возрастная норма развития ребенка-дошкольника, следовательно, диалог в этом возрасте естественен, мотивирован, глубоко оправдан.
Совершенно очевидно, что возрастные и психофизиологические особенности становления речевой деятельности ребенка позволяют направить его воспитание и обучение в русло диалогического общения, инициативного продуктивного сотрудничества.
Давайте будем поддерживать естественную, природную потребность ребенка говорить, воспитывать ребенка не «хорошо отвечающего», а «хорошо спрашивающего» (Г. А. Цукерман, причем спрашивающего не только педагога, но и сверстника и самого себя. Тогда можно будет надеяться, что мы воспитываем самостоятельную личность, способную совершать выбор, работать с информацией, нести ответственность за свои поступки и т. д.
Хотелось бы также обратить внимание коллег на то, что наши дети, как правило, ориентированы на педагога, именно взрослому малыши адресуют свои высказывания, от взрослого ждут отклика и оценки, на занятиях и в жизненных ситуациях их уши «закрыты» для высказываний сверстников, а их мнение не является авторитетным.
Изменив привычный характер межсубъектного взаимодействия, исключив отношение к ребенку как к чистому листу бумаги, педагог сможет организовать такую деятельность детей, при которой будут формироваться значимые коммуникативные умения и навыки, рефлексия, самостоятельность в оценке и суждениях, инициативность, а также способность к успешной социализации в обществе – все то, что мы называем ключевыми компетентностями. И все это станет возможным благодаря корректировке целей в работе педагога в период подготовки к обучению грамоте – сделать приоритетным не столько развитие речи, сколько развитие речевой деятельности.