Папки-передвижки

Продуктивный диалог в развитии речевой деятельности старших дошкольников

Нина Жидкова
Продуктивный диалог в развитии речевой деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи, речевая деятельность, продуктивный диалог, взаимодействие.

Общеизвестно, что одной из задач подготовки к обучению грамоте является задача развития речи детей. Решению этой задачи педагоги уделяют большое внимание.

Темочки:

Сегодня уже стали нарицательными слова, что у детей необходимо развивать универсальные учебные действия, среди которых особенно выделяют коммуникативные навыки. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т. д. Всему этому в процессе обучения уделяется большое внимание, но факт остается фактом – выпускники школ в большинстве случаев не обладают перечисленными умениями.

Обучение детей началам продуктивного диалога включает в себя несколько этапов:

1. Обучение детей постановке вопросов.

2. Обучение работе в парах, группах.

3. Обучение ведению групповой дискуссии.

Организация работы и на первом, и на втором этапах возможна как в начальной школе, так и в дошкольном учреждении.

Общеизвестно, что дошкольное детство – период «задавания» детских вопросов. Умение формулировать вопросы – отправной пункт в решении задач развития речевой деятельности в продуктивном диалоге.

Н. Б. Шумакова выделила два сенситивных периода в развитии детских вопросов. Первый период приходится на шесть-восемь лет. В этот период «…происходит резкий скачок в развитии уровня исследовательской активности в форме вопросов». «В этот период ребенок овладевает произвольной постановкой вопроса, направленного на расчленение и исследование проблемной ситуации. Вопросы ребенка в этот период начинают приобретать иное качество – осуществляется переход от вопросов, обращенных к другому лицу (взрослому, к поисковым вопросам, направленным на самостоятельное раскрытие неизвестного». Поэтому недопустимо упускать такое благоприятное время для подхватывания и развития стремления детей спрашивать.

Детская вопросительность мотивирована естественным образом, и эту мотивацию надо укреплять. Необходимо не только разрешать детям задавать вопросы и поощрять их в этом, но и обучать постановке вопросов, опираясь на детский речевой субъектный опыт. Детское спрашивание – возрастная норма развития ребенка-дошкольника, следовательно, диалог в этом возрасте естественен, мотивирован, глубоко оправдан.

Совершенно очевидно, что возрастные и психофизиологические особенности становления речевой деятельности ребенка позволяют направить его воспитание и обучение в русло диалогического общения, инициативного продуктивного сотрудничества.

Давайте будем поддерживать естественную, природную потребность ребенка говорить, воспитывать ребенка не «хорошо отвечающего», а «хорошо спрашивающего» (Г. А. Цукерман, причем спрашивающего не только педагога, но и сверстника и самого себя. Тогда можно будет надеяться, что мы воспитываем самостоятельную личность, способную совершать выбор, работать с информацией, нести ответственность за свои поступки и т. д.

Хотелось бы также обратить внимание коллег на то, что наши дети, как правило, ориентированы на педагога, именно взрослому малыши адресуют свои высказывания, от взрослого ждут отклика и оценки, на занятиях и в жизненных ситуациях их уши «закрыты» для высказываний сверстников, а их мнение не является авторитетным.

Изменив привычный характер межсубъектного взаимодействия, исключив отношение к ребенку как к чистому листу бумаги, педагог сможет организовать такую деятельность детей, при которой будут формироваться значимые коммуникативные умения и навыки, рефлексия, самостоятельность в оценке и суждениях, инициативность, а также способность к успешной социализации в обществе – все то, что мы называем ключевыми компетентностями. И все это станет возможным благодаря корректировке целей в работе педагога в период подготовки к обучению грамоте – сделать приоритетным не столько развитие речи, сколько развитие речевой деятельности.

Публикации по теме:

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Дидактические игры на ковролинографе для развития речевой коммуникации старших дошкольников с речевыми нарушениямиДидактические игры на ковролинографе для развития речевой коммуникации старших дошкольников с речевыми нарушениями Здравствуйте, коллеги! Я хочу представить опыт работы по использованию нетрадиционных технологий для совершенствования речевой коммуникации.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольниковИспользование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников»Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Целью моей работы был поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Продуктивный диалог в развитии речевой деятельности старших дошкольников
Опубликовано: 18 октября 2024 в 12:12
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Продуктивный диалог в развитии речевой деятельности старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Нина Жидкова (УИ 398223) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!
06 марта 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД