Марина Федоренко
Консультация для родителей «Развитие сенсорной культуры через освоение исследовательских действий дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие способности, таланты человека имеют ярко выраженную сенсорную основу : таятся в кончиках пальцев, в умении тонко чувствовать запах, цвет, звуки. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Им всё интересно, каждый новый день несёт с собой интересные открытия, познания, которые играют большую роль в развитии детей. Одним из ранних проявлений исследовательской активности дошкольника является стремление к познанию окружающего мира. Исследовательскую активность вызывает потребность ребенка в новых впечатлениях, знаниях. Исследовательская активность порождает разнообразную поисковую деятельность ребенка, которая предоставляет ему самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». В процессе поисковой деятельности дошкольники самостоятельно обнаруживают все новые и новые свойства предметов, замечают их сходство и различие, обогащают опыт познания.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие сенсорной культуры через освоение исследовательских действий дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Особая роль в исследовательской деятельности ребёнка отведена опытам и экспериментам. Основная особенность детского экспериментирования состоит в том, что ребенок познает заинтересовавшие его объекты в ходе практической деятельности с ними. В условиях экспериментирования ребенок сам ищет и создает проблемные ситуации. Можно специально организовывать условия для детского экспериментирования, в котором дошкольники с помощью органов чувств познают предметы окружающего мира (погладить, надавить, понюхать, попробовать на вкус; выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования; магнетизм, отражения и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды; развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня; развитие элементарных математических представлений (о мерке – как способе измерения объема, массы, длины); знакомство с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра; развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками: увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы - это прежде всего, новизна, необычность исследуемого объекта; некая тайна, сюрприз; познавательный мотив (почему так). Взрослый становится «незнайкой», высказывает опасения, проявляет неуверенность, обращается за советом, помощью, задает проблемные вопросы, ведет проблемный диалог с ребенком, незаметно для него, косвенно наталкивая на поиск разных вариантов решение аналогий, привлечение прошлого опыта и одобряя проявления настойчивости в преодолении трудностей. Важно также поддержать стремление к выходу за ограничения, наложенные на построение, выбор средств решения проблемы. Это часто приводит ребенка к неожиданным открытиям, получению новых, ранее неизвестных сведений.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр. Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.
Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу, и многое другое. Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить. Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на руках, животе, спине. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.
Развивать следует чувствительность не только рук, но и ног. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ногами резиновые ребристые мячики.
Дополнительные развивающие игры :
"Поймай киску" Взрослый касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
"Чудесный мешочек" В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет" Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
"Узнай фигуру" На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Взрослый показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
"Узнай предмет по контуру" Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
"Догадайся, что за предмет" На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
"Найди пару" Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«Что внутри?» Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями. Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т. е. определить, что находится внутри шариков.
"Отгадай цифру" (букву) На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.
Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: "Определи на ощупь", "Найди нужную букву", "Покажи букву". Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.
Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания ребенком, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных цифр.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.
Можно провести простейшие опыты:
С водой: - Почему осенью бывает грязно?
Материал: Пульверизатор с водой, чашка с землёй.
Ход опыта: В чашку с землёй набрызгала воды (дождик идёт). Пощупали руками образовавшуюся грязь.
Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.
Наблюдение за дождем из окна, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделать выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Дождь – это вода. Сравнить воду из под крана и из лужи, отметить: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит, зато в этой луже может помыть свои крылышки воробей.
В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Но не следует торопиться с ответом, необходимо дать возможность детям найти его самостоятельно. Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно пытается найти ответы на интересующие его вопросы. Овладение дошкольниками разными способами исследования способствует развитию у них познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что является необходимым условием для развития активной и творческой личности ребёнка.