Приложение МААМ

Продуктивная деятельность как средство развития связной речи старших дошкольников

Наталья Нечитайлова
Продуктивная деятельность как средство развития связной речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Продуктивная деятельность, как средство развития связной речи старших дошкольников.

Продуктивная деятельность – это деятельность, цель которой получение продукта : постройки, рисунка, аппликации, поделки из пластилина, глины или теста. Значение этой деятельности для всестороннего развития дошкольника велико и многогранно.

Темочки:

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Развитие речевой активности детей не может происходить само по себе, вне деятельности. Во всех видах продуктивной деятельности : лепке, рисовании, конструировании, аппликации, ручном труде - наряду с решением основных задач, можно успешно осуществлять развитие речи детей. На таких занятиях дети сами создают что-то новое, углубляют и расширяют свои представления об окружающем мире, проявляют творческую активность и, как правило, охотно вступают в разговор по поводу содержания своих работ. У детей появляется желание выразить свои эмоции, открытия еще до того, как он может выразить это словами, поэтому надо дать возможность ему, расширить область выражения складывающихся у него образов, надо дать ему материал: пластилин или тесто для лепки, карандаши и бумагу, материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом.

Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами - это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.

На таких занятиях детей необходимо знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

В продуктивной деятельности речь приобретает практическую направленность и имеет большое значение для выполнения предложенных задач.

Важно чтобы в продуктивной деятельности ребенок опирался одновременно на несколько анализаторов: зрение, слух, тактильное восприятие.

В специально организованной продуктивной деятельности необходимо создать благоприятные ситуации, способствующие проявлению речевой активности детей. По замыслу педагога легко создаются специальные проблемные ситуации, позволяющие целенаправленно вводить в активную речь детей сложные грамматические категории и определенные синтаксические конструкции, совершенствовать связное высказывание. Для развития речи детей используются следующие элементы занятий:

- Педагог обсуждает с детьми предстоящую деятельность, ее этапы, выбор способов действия, объясняет смысл каждого действия и тем самым не только развивает активную речь детей, но и учит их работать по плану, выраженному в слове.

- Педагог напоминает о способах достижения цели по ходу выполнения задания и приучает вслушиваться в деловое высказывание, помогающее не отклоняться от цели деятельности, ведущее к осознанию зависимости между словом и образом действия, между конкретным действием и качеством ожидаемого результата, между реальной ситуацией и ситуацией представляемой.

- Дети рисуют по своему замыслу, изображают сюжет, который определили для себя в словесной форме. В конце занятия педагог просит их рассказать о том, что получилось, и таким образом дважды вербализованный сюжет варьируется в связном высказывании, речь становится мобильной, подвижной.

- Дети сооружают постройку по заранее заготовленному образцу, а потом сравнивают свою постройку с образцом; им необходимо различать и адекватно употреблять в активной речи не только названия предметов, но и слова, обозначающие действия с предметами и признаки действий.

- Дети готовят свою работу по словесному описанию, стараясь воспроизвести все, что указано в инструкции. В конце занятия педагог предлагает вспомнить инструкцию и сравнить ее с тем, что получилось. Таким образом, у детей воспитываются внимание к речи, умение получать и использовать выраженную в ней информацию, развивается умение активно пользоваться словом - описывать свои действия и оценивать результат.

- Дети участвуют в коллективной работе, им необходимо содержательно общаться: формулировать общую цель, обсуждать тему, сюжет, композицию, распределять, кто что будет делать, планировать свои действия, намечать их последовательность, сравнивать результат с замыслом и т. д. Педагог дает образец того, как правильно можно построить свое высказывание в общем разговоре.

Замысел и результат - продукт детской деятельности - всегда четко определены в слове. Это позволяет использовать разнообразные виды для коррекции недоразвития речи. А в логопедической группе еще и сам процесс создания работ полезно сопровождать речевыми высказываниями детей.

В продуктивных видах деятельности результативность речевой работы многократно усиливается за счет:

- опоры на эмоционально-интеллектуальный опыт детей, их собственные неповторимые ассоциации;

- необходимости выделять, воспринимать, воспроизводить определенные свойства и отношения предметов, выражать их в слове;

- ситуации субъективного переживания ребенком своей деятельности, от замысла до конечного видимого результата;

- возможности создания проблемных ситуаций, проясняющих значение слов и побуждающих детей осуществлять выбор;

- возможности систематически практические действия детей сопровождать словесным обозначением пространственных отношений по вертикали (внизу, наверху, под, над, на) и по горизонтали (рядом, около, справа, слева).

Взаимопроникновения речевой и продуктивной деятельности, позволяют в процессе создания изображения или поделки усложнять и обогащать лексико-грамматические средства языка и одновременно совершенствовать изобразительные и конструктивно-технические навыки, способствуя формированию планирующей функции речи.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

«Сказки А. С. Пушкина и «пластилинография» (продуктивная деятельность старших дошкольников)«Сказки А. С. Пушкина и «пластилинография» (продуктивная деятельность старших дошкольников) Современную русскую литературу нельзя сегодня представить без чудесных, певучих, волшебных сказок Александра Сергеевича Пушкина. Эти сказки.

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Продуктивная деятельность старших дошкольников «Пугало»Продуктивная деятельность старших дошкольников «Пугало» Пролетело лето, незаметно пришла осень. Осенняя пора очень яркое и красивое время года, богатое дарами в садах и огородах. Всю неделю мы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Продуктивная деятельность как средство развития связной речи старших дошкольников
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 20:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Продуктивная деятельность как средство развития связной речи старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Нечитайлова (УИ 456389) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 января 2025 воскресенье
Путешествуем по карте России!
В гости к кенгуру в Австралию!
Семья — хранитель традиций!
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД