Наталья Нечитайлова
Продуктивная деятельность как средство развития связной речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Продуктивная деятельность, как средство развития связной речи старших дошкольников.
Продуктивная деятельность – это деятельность, цель которой получение продукта : постройки, рисунка, аппликации, поделки из пластилина, глины или теста. Значение этой деятельности для всестороннего развития дошкольника велико и многогранно.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Развитие речевой активности детей не может происходить само по себе, вне деятельности. Во всех видах продуктивной деятельности : лепке, рисовании, конструировании, аппликации, ручном труде - наряду с решением основных задач, можно успешно осуществлять развитие речи детей. На таких занятиях дети сами создают что-то новое, углубляют и расширяют свои представления об окружающем мире, проявляют творческую активность и, как правило, охотно вступают в разговор по поводу содержания своих работ. У детей появляется желание выразить свои эмоции, открытия еще до того, как он может выразить это словами, поэтому надо дать возможность ему, расширить область выражения складывающихся у него образов, надо дать ему материал: пластилин или тесто для лепки, карандаши и бумагу, материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом.
Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами - это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.
На таких занятиях детей необходимо знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.
В продуктивной деятельности речь приобретает практическую направленность и имеет большое значение для выполнения предложенных задач.
Важно чтобы в продуктивной деятельности ребенок опирался одновременно на несколько анализаторов: зрение, слух, тактильное восприятие.
В специально организованной продуктивной деятельности необходимо создать благоприятные ситуации, способствующие проявлению речевой активности детей. По замыслу педагога легко создаются специальные проблемные ситуации, позволяющие целенаправленно вводить в активную речь детей сложные грамматические категории и определенные синтаксические конструкции, совершенствовать связное высказывание. Для развития речи детей используются следующие элементы занятий:
- Педагог обсуждает с детьми предстоящую деятельность, ее этапы, выбор способов действия, объясняет смысл каждого действия и тем самым не только развивает активную речь детей, но и учит их работать по плану, выраженному в слове.
- Педагог напоминает о способах достижения цели по ходу выполнения задания и приучает вслушиваться в деловое высказывание, помогающее не отклоняться от цели деятельности, ведущее к осознанию зависимости между словом и образом действия, между конкретным действием и качеством ожидаемого результата, между реальной ситуацией и ситуацией представляемой.
- Дети рисуют по своему замыслу, изображают сюжет, который определили для себя в словесной форме. В конце занятия педагог просит их рассказать о том, что получилось, и таким образом дважды вербализованный сюжет варьируется в связном высказывании, речь становится мобильной, подвижной.
- Дети сооружают постройку по заранее заготовленному образцу, а потом сравнивают свою постройку с образцом; им необходимо различать и адекватно употреблять в активной речи не только названия предметов, но и слова, обозначающие действия с предметами и признаки действий.
- Дети готовят свою работу по словесному описанию, стараясь воспроизвести все, что указано в инструкции. В конце занятия педагог предлагает вспомнить инструкцию и сравнить ее с тем, что получилось. Таким образом, у детей воспитываются внимание к речи, умение получать и использовать выраженную в ней информацию, развивается умение активно пользоваться словом - описывать свои действия и оценивать результат.
- Дети участвуют в коллективной работе, им необходимо содержательно общаться: формулировать общую цель, обсуждать тему, сюжет, композицию, распределять, кто что будет делать, планировать свои действия, намечать их последовательность, сравнивать результат с замыслом и т. д. Педагог дает образец того, как правильно можно построить свое высказывание в общем разговоре.
Замысел и результат - продукт детской деятельности - всегда четко определены в слове. Это позволяет использовать разнообразные виды для коррекции недоразвития речи. А в логопедической группе еще и сам процесс создания работ полезно сопровождать речевыми высказываниями детей.
В продуктивных видах деятельности результативность речевой работы многократно усиливается за счет:
- опоры на эмоционально-интеллектуальный опыт детей, их собственные неповторимые ассоциации;
- необходимости выделять, воспринимать, воспроизводить определенные свойства и отношения предметов, выражать их в слове;
- ситуации субъективного переживания ребенком своей деятельности, от замысла до конечного видимого результата;
- возможности создания проблемных ситуаций, проясняющих значение слов и побуждающих детей осуществлять выбор;
- возможности систематически практические действия детей сопровождать словесным обозначением пространственных отношений по вертикали (внизу, наверху, под, над, на) и по горизонтали (рядом, около, справа, слева).
Взаимопроникновения речевой и продуктивной деятельности, позволяют в процессе создания изображения или поделки усложнять и обогащать лексико-грамматические средства языка и одновременно совершенствовать изобразительные и конструктивно-технические навыки, способствуя формированию планирующей функции речи.