Вера Карабчук
Продолжение развивающих занятий в сенсорной комнате «Лесенка» для детей 2–4 лет
Занятие № 9.
1. Упражнение «Сухой бассейн»
Цель: Релаксация, снятие тревожности. Закрепление названий основных 4 цветов. Развитие слухового внимания.
Материал: бассейн с пластмассовыми разноцветными шариками.
Ход:
- Посмотри (имя) какой красивый бассейн, в нем разноцветные шарики желтые, красные, синие, зеленые.
-Они теперь твои друзья, иди к ним! (Снять с ребенка обувь, помочь сесть в бассейн).
- Покажи красный шарик, синий, желтый, зеленый.
- (Имя) ложись удобно спиной на шарики, выпрями ножки, ручки, лежи спокойно.
Публикация «Продолжение развивающих занятий в сенсорной комнате „Лесенка“ для детей 2–4 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Младшая группа
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
- Послушай внимательно музыку. Музыкальная релаксация «Невинность» (1 минута). Выключить.
2. Упражнение «Помоги Мишке».
Цель: развитие умения различать цвета, находить желтый цвет по названию. Закреплять понятия: много - один.
Материал: игрушка - медвежонок, бусинки разного цвета.
Ход:
- (Имя) посмотри, медвежонок принес банку с разноцветными бусинками. Их много.
- Давай поможем медвежонку выбрать только желтые бусинки и положить их в чашку.
- Сначала найди одну желтую бусинку. Покажи.
- Скажи, одна желтая бусинка.
- В чашку сложи все желтые бусинки, помоги медвежонку.
- Посмотри как много желтых бусинок ты собрал (а).
- Медвежонок говорит тебе спасибо!
3. Упражнение «Найди и принеси»
Цели: развитие зрительной памяти, слухового внимания, слуховой памяти; закрепление понятий о форме, величине и цвете предметов.
Материал: зеленый, синий, желтый кубик, красный шарик и т. д.
Ход:
- Возьми шарик зеленого цвета и отнеси его к двери.
- Принеси мне желтый кубик и т. д.
(При повторении упражнения педагог постепенно увеличивает количество поручений).
4. Подведение итога.
- Медвежонок говорит мне, что ты молодец!
Занятие № 10.
1. Упражнение «Сухой бассейн»
Цель: релаксация, снятие тревожности. Закрепление зеленого и красного цвета.
Материал: бассейн с пластмассовыми разноцветными шариками.
Ход:
- (Имя) снимай обувь и ложись в разноцветные шарики, они тебя давно ждут, выпрями ножки и ручки. (Разуть ребенка, помочь лечь в бассейн).
2. Световая терапия «Огоньки». (Прибор динамической заливки света, типа проектора)
- (Имя, посмотри, как светятся огоньки на стене, они стоят не двигаются.
- Каким цветом огоньки? (ответ ребенка).
- Они красные и зеленые. Огоньки успокаивают и помогают всем стать добрее.
- (Имя) полежи спокойно и посмотри на огоньки. (1-2 мин.)
3. Упражнение «Следи за фигурой»
Цель: развивать зрительное сосредоточение, умение удерживать в поле зрения движущийся предмет. Учить названию - кубик. Закреплять название круглой формы, 4-х основных цветов.
Материалы: набор кубиков и шариков: желтого, красного, зеленого цвета.
Ход:
(Посадить ребенка за стол, сесть рядом, обратить внимание на фигуры).
Рассмотреть с ребенком геометрические фигуры.
- Посмотри (имя) на шарик, он круглый желтый. (Приблизить шарик к глазам ребенка на расстоянии 20-30 см. Удалить на расстояние вытянутой руки от глаз ребенка. Зафиксировать взгляд ребенка, затем медленно переместить кубик вправо, влево, спрятать за спиной. Затем показать ребенку кубик другого цвета, побуждая его сосредоточить взгляд на геометрической фигуре. Игра повторяется несколько раз, меняется кубик на шарик разного цвета. В беседе называть ребенку форму и цвет. Стараться активизировать речь ребенка).
4. Песочный стол. Упражнение «Камушки, палочки»
Цель: обогащать сенсорный опыт. Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, память, внимание.
Материал: камушки, палочки
Ход:
- (Имя) посмотри на песочницу. (Песок ровно лежит на поверхности).
В ней лежат разноцветные камушки и палочки. (Ребенку раннего возраста можно предложить простой вариант упражнения - выложить рисунок на песке, не связанный с сюжетом: дорога, лесенка, забор. Ребенку постарше можно усложнить задание).
- Я выложу на песке из палочек домик, из камушков цветы возле домика. (После того, как сюжет в песочнице сделан, педагог «стирает» картинку, затем просит ребенка «нарисовать» ее снова. Так же при повторении упражнения можно последовательно усложнять задание:
- нарисовать палочками по словесной инструкции, без образца;
- выполнить сюжетный рисунок самостоятельно, при этом комментируя, что он делает и какой материал использует).
5. Включить солевой светильник «Пламя» упражнение «Задуй огонек»
Цель: учить ребенка правильному дыханию, набирать воздух через нос, выдыхать через рот, снимать внутреннюю тревожность.
- (Имя) красный огонек хочет поиграть с тобой.
- Посмотри, как я носом набираю воздух и выдыхаю через рот, задуваю огонек. (Незаметно от ребенка выключить огонек «погасить»).
- Раз, два, три – огонек, гори! (Незаметно от ребенка включить светильник).
- Давай вместе поучимся задувать огонек. Вдыхай воздух носом, и выдыхай ртом. (Побуждать ребенка к самостоятельности). (3-4 раза).
6. Подведение итога.
- (Имя) сегодня мне понравилось как ты…
Занятие № 11.
1. Упражнение «Фонтан» (включен только «Настольный фонтан», остальное все выключенно).
Цель: активизировать: зрительное восприятие, фиксацию взора, концентрацию внимания. Познакомить со свойствами воды: прозрачная, мокрая, холодная.
Ход:
- Посмотри (имя) внимательно на фонтан.
- Кто купается в фонтане? Найди и назови. (Птичка).
- Потрогай пальцем воду, какая она: сухая или мокрая?
- Каким она цветом? Она без цвета - прозрачная.
- Водичка поет тебе песенку – журчит. Закрой глаза, послушай (1-2 мин.)
(Выключить «Фонтан»)
2. Упражнение «Какой формы предмет?»
Цель: учить называть заданную форму предметов, выделяя ее из нескольких объектов. Формировать умение сосредотачиваться на вопросе, правильно отвечать на него. Развивать чувствительность пальцев рук, речевую активность.
Материал: салфетка, геометрические предметы разного цвета.
Ход:
(Посадить ребенка за стол, сесть рядом, обратить внимание на геометрические фигуры: кубик, шарик разного цвета).
- (Имя) рассмотри фигурки, которые лежат на столе.
- Найди и покажи круглый шарик.
- покажи шарик красного цвета.
- Какой он формы?
- …синий кубик, желтый кубик и т. д. (накрыть салфеткой фигуры, предложить ребенку на ощупь найти и достать шар, куб, назвать цвет).
3.«Песочный стол» Упражнение «Нарисуй пальчиком»
Цель: учить рисовать на песке указательным пальцем предметы круглой формы, закреплять название круглой формы.
Ход:
- (Имя) посмотри что это? (Показ картинки солнышка. Рассмотреть с ребенком).
-Солнышко круглое, у него есть лучи.
-Давай на песке нарисуем солнышко. (Если ребенок затрудняется, то педагогу показать ребенку, как рисовать, затем совместно нарисовать солнышко).
- Какой формы солнышко? Скажи - круглое солнышко и т. д.
4. Упражнение «Колобки настроения»
Цель: Познакомить ребенка с эмоцией – обида.
Закреплять название эмоций: радость, грусть. Закреплять название круглой формы.
Материал: Колобки с эмоциями: обида, радость, грусть.
Ход:
(Показать обиженного колобка, назвать эмоцию).
- Это обида, когда тебя обижают другие люди, то ты становишься такой (им) же как этот колобок, обиженной (ым).
(Показать картинку радостного колобка).
- Это радость, ты становишься радостной (ым, когда улыбаешься и смеешься. Это бывает, когда приходит за тобой мама, когда тебе покупают игрушки и сладости в магазине, дарят подарки, когда тебя хвалят.
(Показать картинку грустного колобка).
- Это грусть, ты становишься грустной (ым, как этот колобок, когда тебя не замечают, когда ты слушаешь грустную музыку, когда идет дождик. (Можно показать ребенку дополнительно картинки с изображением детей с этими же эмоциями, сравнить грустного колобка с грустным ребенком и т. д.).
- Будь всегда радостным, улыбнись в зеркало!
6. Подведение итога.
- (Имя) молодец, сегодня мне понравилось как.
Занятие № 12.
1. Упражнение «Пузырьки» (Включены две «Пузырьковые колонны», остальное все выключенное)
Цель: активизировать: зрительное, слуховое и тактильное восприятие, концентрацию внимания. Совершенствовать ориентировку в пространстве (низ — верх). Закреплять название цвета: красный, синий, зеленый, желтый.
Ход:
- Посмотри (имя) внимательно на колонны с пузырьками, в них вода меняет цвет. (По очереди рассмотреть цвет воды в разных колоннах, побуждать ребенка называть цвета).
- Вспомни, куда бегут пузырьки? (вверх).
- А в другой колонне куда бегут? (Тоже вверх).
- Кто плавает в колоннах?
- Рыбки плавают вверху или внизу (Ответ ребенка).
- (Имя) возьмись двумя руками за одну колонну с водой, почувствуй ладошками, как бурлит водичка.
- Послушай ушком ее песенку.
- Теперь возьмись двумя руками за разные колонны, посмотри на свое отражение в зеркало. (Выключить колонны).
2. Упражнение «Ткань»
Цель: развитие тактильной чувствительности; обогащение сенсорного опыта.
Материал: кукла Маша, коробка с набором разного вида тканей: ситец, войлок, драп, шелк, флис, мешковина, ватный диск и т. д.
Ход:
- (Имя) садись за стол. Постучать. К нам в гости пришла кукла Маша, принесла красивую коробочку. Что в ней давай посмотрим?
- Это ткань. Она разная. (Ребенок по очереди достает кусочки ткани, педагог характеризует качество ткани, ребенок ощупывает руками).
- Эта ткань мягкая, потрогай пальчиками, …., шершавая, жесткая, гладкая….).
3. «Музыкальная игрушка»
Цель: учить выполнять движения в соответствии с характером музыки, развивать слуховое внимание.
Материал: музыкальная игрушка.
Ход:
- Кукла Маша устала сидеть, давай с ней потанцуем под музыку.
- Нажми (имя) красную кнопку в игрушке. (Звучит марш. Показать ребенку, как надо шагать под музыку, далее обыграть веселую музыку – хлопками рук, польку – топаньем ног).
4. Упражнение на дыхание «Цветок»
Цель: снимать тревожность, развивать умение набирать воздух носом и выдыхать его из себя ртом на вертушку в виде «Цветка», закреплять красный цвет.
Материал: цветок - вертушка красного цвета.
Ход:
- Кукла Маша принесла тебе поиграть цветочек.
- Смотри, он улыбается! И ты улыбнись кукле и цветочку.
- Кукла забыла, каким цветом цветочек? А ты помнишь? Скажи.
- Если на красный цветок подуть, то он станет крутиться. Посмотри, как я вдыхаю носом воздух, и выдыхаю его ртом на красный цветок.
- (Имя) вдохни носом, подуй ртом на середину красного цветка.
(Практическая деятельность).
5. Подведение итога.
- (Имя) сегодня кукле Маше понравилось как ты…
Занятие № 13.
1. Релаксация «Сухой бассейн»
Цель: релаксация, снятие тревожности. Закрепление зеленого и красного цвета.
Материал: бассейн с пластмассовыми разноцветными шариками.
Ход:
- (Имя) снимай туфли и ложись в разноцветные шарики, они тебя давно ждут, выпрями ножки и ручки. (Разуть ребенка, помочь лечь в бассейн).
2. Световая терапия «Огоньки». (Прибор динамической заливки света, типа проектора)
- (Имя, посмотри, как светятся огоньки на стене, они стоят не двигаются.
- Каким цветом огоньки? (Ответ ребенка).
- Они красные и зеленые. Огоньки успокаивают и помогают всем стать добрее.
- (Имя) полежи спокойно и посмотри на огоньки. (30 сек.)
3. Световая терапия «Раз, два, три – беги!»
Цель: компенсировать энергетическую потерю, снять нервно – мышечное напряжение. Продолжать закреплять название зеленого и красного цвета.
Ход: (Ребенок продолжает лежать в бассейне).
- Давай поиграем с огоньками.
- Раз, два, три – беги (После этих слов, незаметно для ребенка переключить проектор на движение огоньков по стене. (20 - 30 секунд).
- Стоп! (Так же, незаметно, остановить огоньки).(2-3 раза).
4. Упражнение «Твердое – мягкое»
Цель: развитие тактильной чувствительности, обогащение сенсорного опыта.
Материал: игрушка обезьянка. Емкость с набором разных предметов: пластмассовый кубик, деревянный брусок, мех, ткань, металлический ключ, пластмассовый шарик, мягкая игрушка и т. д.
Ход:
- К нам в гости сегодня пришла обезьянка, принесла что – то интересное, давай посмотрим. (Рассматривание содержимого емкости).
- Здесь лежат твердые и мягкие предметы. (Вынимая по очереди предметы, педагог показывает и рассказывает о них ребенку).
- Мех – мягкий, потрогай, погладь рукой. Повтори – мягкий.
- Кубик твердый, надави пальчиками, повтори за мной - твердый.
- Деревянный брусок - твердый и т. д.
5. Релаксация «Музыка дождя»
Цель: развитие слухового восприятия, снятие внутренней тревожности.
Материал: 2 пуфика с гранулами «Груша»,
шаманский декоративно украшенный музыкальный инструмент их сухостоя растений, внутри наполненный сухими семенами.
Ход:
- (Имя) сядь на пуфик с обезьянкой, (показать инструмент, этот инструмент называется «Музыка дождя». (Дать возможность рассмотреть и потрогать ребенку инструмент).
-Сейчас я его переверну, и ты услышишь…. (2-3раза).
6. Подведение итога.
- (Имя) сегодня ты молодец, обезьянке очень понравилось….
Занятие № 14.
1. Звуковая терапия «Невинность», Ароматерапия. (Зажечь ароматизированную палочку с ладаном).
Цель: компенсировать энергетическую потерю, снять нервно – мышечное напряжение. Продолжать закреплять название зеленого и красного цвета.
Материал: бассейн с пластмассовыми разноцветными шариками, прибор динамической заливки света, типа проектора.
Ход: (предложить ребенку спокойно полежать в шариках).
- (Имя) разувайся, ложись в шарики. (Зажечь ароматизированную палочку, включить мелодию и световой проектор. 2 минуты).
2. Световая терапия «Огонек – беги!»
Цель: развитие слухового внимания, послушания.
Ход:
- Давай поиграем с огоньками.
- Огонек, беги! (После этих слов, незаметно для ребенка переключить проектор на движение огоньков по стене. 20 - 30 секунд).
- Стоп! (Так же, незаметно, остановить огоньки).(2-3 раза).
(Предложить ребенку сначала со мной, потом одному покомандовать огоньками).
- Посмотри (имя) какие послушные огоньки, они нас слышат, молодцы. Делают все правильно.
3. Упражнение «Геометрические фигурки - 1»
Цель: совершенствовать умение ребенка нанизывать на палочки фигуры, упорядочивать объекты по цвету и форме, повторяя сначала за педагогом, затем действуя самостоятельно по образцу.
Материал: игрушка «Геометрические фигурки» - шар, треугольники, квадраты, прямоугольники.
Ход:
Используя набор из геометрических фигур разного цвета и формы, предложить ребенку снять фигуры с палочек, затем правильно снова надеть в соответствии с нарисованным образцом и цветом.
4. Упражнение «Кривое зеркало»
Цель: развивать восприятие кривого отражения в зеркале.
Материалы: кривое зеркало
Ход:
- Посмотри на себя в кривое зеркало, посмотри на свои руки, руками покажи свою голову, живот, ноги.
- Присядь и посмотри, какая стала большая голова и длинные ноги.
(Подвести ребенка к обычному зеркалу, попросить выполнить то же самое).
5. Солевой светильник «Пламя» упражнение «Задуй огонек»
Цель: продолжать учить ребенка правильному дыханию, набирать воздух через нос, выдыхать через рот, снимать внутреннюю тревожность.
Ход:
- (Имя) красный огонек хочет поиграть с тобой.
- Посмотри, как я носом набираю воздух и выдыхаю через рот, задуваю огонек. (Незаметно от ребенка выключить огонек «погасить»).
- Огонек, гори! (Незаметно для ребенка включить светильник).
- Давай вместе поучимся задувать огонек. Вдыхай воздух носом, и выдыхай ртом. (Побуждать ребенка к самостоятельности). (3-4 раза).
6. Подведение итога.
- (Имя) сегодня мне понравилось как ты…
Занятие № 15.
1. Звуковая терапия «Лесные звуки»
Цель: снять нервно – мышечное напряжение, тревожность, компенсировать энергетическую потерю.
Материал: бассейн с пластмассовыми разноцветными шариками
Ход: (ребенок лежит в бассейне).
- (Имя) внимательно послушай ушками песню леса.
В процессе прослушивания объяснять ребенку лесные звуки: птицы поют, ручей журчит, ветер шумит.
2. Ароматерапия.
Цель: релаксация.
(Зажечь ароматизированную палочку с хвойным запахом).
3. Упражнение «Ежик» (массаж пальцев рук за столом пластмассовым игольчатым шариком).
- Садись за стол, посмотри к нам из леса прибежал ежик. Давай поиграем с ежиком.
Ежик хочет побегать по твоим ладошкам… пальчикам….
-Давай покатаем ежика между ладонями и т. д.
4. Упражнение «Твердые и мягкие»
Цель: развивать тактильную чувствительность, обогащать сенсорный опыт.
Материал: игрушка обезьянка. Емкость с набором разных игрушек твердых и мягких.
Ход:
- К нам в гости сегодня пришла обезьянка, принесла твердые и мягкие игрушки, давай посмотрим. (Рассматривание содержимого емкости).
- Помоги обезьянке разложить игрушки. В одну сторону положить твердые игрушки, в другую сторону – мягкие игрушки. (Вынуть по очереди предметы, показать и разложить несколько игрушек, предложить ребенку самому разложить остальные игрушки).
5. Упражнение «Исследование ножками»
Цель: обогащать сенсорный опыт : развивать тактильную чувствительность ног, оптимизировать соотношение зрительных и тактильных ощущений.
Материал: сенсорное «Морское дно»
Ход: (разуть ребенка)
- (Имя, давай походим по «Морскому дну». (Педагог ведет ребенка за собой. Ребенок изучает поверхность морского дна ножками).
- Это ракушки, они твердые, шершавые;
- это камушки они гладкие;
- это мягкий песок;
- это теплая вода. (Вытереть ноги ребенку, обуть).
6. Подведение итога.
- (Имя) сегодня обезьянке очень понравилось как ты…
Литература:
1. А. И. Титарь «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате»
2. «Сенсорная комната аннотация и методические рекомендации по использованию» ООО
[/b]