Наталья Сулимова
Продолжение к итоговому материалу повышения квалификации
▼ Скачать + Заказать документы
2.3. Использование эвристических бесед и проблемных ситуаций в исследовательской деятельности дошкольников.
Эвристическая беседа – один из словесных методов обучения. Свое название эвристическая беседа получила от греческого «эвристика», что обозначает «отыскиваю, открываю». Сущность эвристической беседы состоит в том, что воспитатель путем постановки перед детьми определенных вопросов и совместных логических рассуждений, подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т. п. При этом воспитатель побуждает детей воспроизводить и использовать имеющиеся у них познания, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения.
Публикация «Продолжение к итоговому материалу повышения квалификации» размещена в разделах
Применение метода эвристической беседы способствует усилению интеллектуальной активности на занятии, развитию мышления, глубокому пониманию изучаемого материала.
Высказываясь в беседе, ребенок учиться умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию». Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.
Особую продуктивно-познавательную функцию играет в эвристической беседе вопрос, который является формой мысли, стоящей на рубеже между незнанием и знанием, предшествующая, и в то же время, способствующая образованию новых.
В своей работе использую такие виды вопросов:
• вопросы на уточнения («Можешь ли ты привести пример?’», «Можешь что- либо добавить?»);
• вопросы на поиск причин и доказательств («Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?»);
• вопросы о точке зрения и подходе («Можно ли посмотреть на эту проблему с другой стороны?», «Кто не согласен и хочет высказаться?»);
• вопросы о подтексте и последствиях («Если это произойдет, что еще получиться в результате? Почему?»);
• вопросы о вопросах («Как мы это можем проверить?», «На этот вопрос легко ответить или сложно? Почему?»);
• вопросы, начинающие со слов «Если бы…» (подобные вопросы не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального мира, фундаментальных основ различных наук).
Эвристические беседы строю таким образом, чтобы с помощью наводящих вопросов проблемного, каузального характера подвести детей к своим открытиям.
Так же в процессе совместной исследовательской деятельности применяю такой метод как решение проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации можно разделить на воображаемые («представь, что…») и реальные (сложившиеся случайно или организованные воспитателем в группе). Взяв за основу данную классификацию, создаю условия для того, чтобы ребенок мог сам сделать предположение, поискать ответ, путем наблюдения, совершить самостоятельное открытие.
В разрешении проблемных ситуаций я предлагаю использовать следующий алгоритм:
• постановка проблемного вопроса;
• актуализация знаний;
• выдвижение предположений;
• проверка решения;
• введение в систему знаний.
Рассмотрим данные этапы подробно.
На этапе постановки проблемы моя задача как воспитателя создать проблемную ситуацию, фиксируя внимание детей на обнаружении противоречий. Чтобы ребенок-дошкольник заинтересовался и осознал предлагаемую проблемную ситуацию, я использую следующее:
• акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом (мы знаем, что температура снега ниже 0, почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза);
• побуждение детей к сравнению, сопоставлению фактов путем постановки вопросов (можно ли хвоинку назвать листочком);
В некоторых сложных ситуациях, особенно в начале работы по теме, мне приходилось самой формулировать проблему. Используя дополнительные вопросы, я всегда старалась помочь детям понять и сформулировать ее. Активно участвуя в беседе по проблемной ситуации и в формулировке проблемы, постепенно каждый ребенок осознает цель поиска.
Опираясь на особенности восприятия детей дошкольного возраста, в практической работе очень помогает использование наглядных схем. Так постановка проблемы оформлена каким-либо символом (сундучком, ракушкой, ракетой на старте и т. д.). Например, в ситуации по теме «Свойства магнита» для ответа на вопрос «Как быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?» можно использовать сначала рисунок «Открытая коробка».
На этапе актуализации знаний основными действиями детей будут анализ и обобщение уже имеющихся знаний, которые постепенно приводят к потребности в новых. Дети начинают сами хотеть их найти. Я использую схемы в виде колодца памяти, волшебных песчинок, дозаправки для ракеты и др. Например, по теме: «Свойства материалов» рассматривали такую ситуация: «В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги», помогли разобраться детям картинки, на которой изображены «сапоги», «носки», «машина», «зонт», «босоножки».
Для организации поиска решения на этапе выдвижения гипотез считаю целесообразным использование наглядных пособий, представленных в виде развилки трех дорог, морских волн, ступеней взлета. Обычно, дети активно участвуют в обсуждении плана действий, выдвигают различные гипотезы, иногда правильные, а порой просто фантастические. Но это и интересно, потому что такие фантастические предположения вовлекают в обсуждение других детей, которым тоже хочется высказать свое мнение, опровергая или поддерживая услышанное. Возникают настоящие дискуссии. Например, по теме: «Лекарственные растения» мы рассматривали такую воображаемую ситуацию: «Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать?». Дима вспомнил, как он ходил с бабушкой в больницу лечить ногу и предложил вызвать скорую. Полина обратилась за помощью к маме, и они вместе нашли в интернете советы по оказанию медицинской помощи лекарственными растениями.
На этапе проверки решения очень важно мне, как воспитателю помочь детям соотнести полученный результат с целями поиска. Проверить знания детям помогают изображения в виде ключей к замку сундука или приземления ракеты и мои вопросы. Например, приземление самолета демонстрирует окончание воображаемого поиска. Иногда, особенно в начале работы по проблемным ситуациям, детям трудно оценить свои действия и результат. Но постепенно они учатся делать это самостоятельно, формулируют выводы.
На этапе введения в систему знаний я использую наглядность в виде открытого сундучка знаний, открытой ракушки с жемчужиной, успешно совершенного полета. Обычно, результаты поиска детей я размещаю в уголке открытий. Дети все это внимательно рассматривают, обсуждают, тем самым обогащая свой личный опыт. Наглядные пособия помогают детям в целом увидеть и осознать проблемную ситуацию, спланировать свой путь решения проблемы, выполнить все этапы по порядку, добиться результата (сделать открытие) и дать оценку своим действиям и полученному результату.
Следуя данным этапам, можно организовать воспитательно-образовательный процесс таким образом, что ребенок сам будет открывателем новых знаний. В этом и заключается практическая значимость использования проблемных ситуаций.
2.4. Проекты в исследовательской деятельности дошкольников.
Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности.
Слово «Проект» в последнее время прочно вошло в нашу жизнь. Чаще всего мы связываем его со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической человеческой деятельности, ассоциируем с новизной и нестандартностью подхода к решению задач. Согласно ФГОС, проектная деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У. Килпатриком. Дж. Дьюи считал что проектирование – это обучение через «делание».
Проектная деятельность нашла своё отражение в идеях отечественных учё ных: М. В Крупениной, Н. Е. Веракса, Л. А. Венгера и других. Практически все они считали, что проектная деятельность может обеспечить развитие познавательной, творческой активности и самостоятельности в обучении.
Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера.
В своей работе достаточно активно использую метод познавательно-исследовательского характера.
Работая над проектами, ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребё нка:
• творческое начало, воображение, изобретательность;
• способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
• способность ставить проблемы и находить их решение.
Для реализации проектной деятельности в группе создала:
• мини-лабораторию «Почемучка», в которой находится материал для экспериментирования и поддержания интереса детей, а также позволяющий вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях;
• мини-огород на окне, где дети выращивают рассаду, проводят опытническую работу, учатся делать простые умозаключения, убеждаются в том какую роль играют свет, вода, тепло в жизни растений;
• полка «умных книг», «библиотечка», видеотека, где находится познавательная литература, книги собственного изготовления и интересные фильмы об окружающем мире, из которых ребята всегда могут найти ответы на интересующие их вопросы;
• дидактические игры, макеты, схемы, модели, развивающие настольные игры, поддерживающие интерес к теме и служащие поводом к различным видам познавательно-исследовательской деятельности.
Так же организовала исследовательские проекты:
• «Воздух-неведимка»;
• «Волшебница-вода»;
• «Встреча с Карандашом и с Гвоздем Гвоздовичем»;
• «Что мы знаем о сахарном песке и соли»;
• «В стране бумаги».
Уверена, что проведение проектов исследовательского характера поможет детям не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание в детском саду условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению детей в творческий поиск, увеличивает объем знаний, добытых самостоятельно. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса, ибо, получив исследовательские навыки еще в условиях дошкольного образования, ребята продолжают свой творческий поиск дальше. Исследовательская деятельность формирует опыт, посредством которого ребенок осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения цели – быть конкурентоспособным на рынке труда XXI века.
Организация научно-исследовательской деятельности создает положительные результаты: у детей формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Исследовательская деятельность дает ребенку возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Исследовательская деятельность формирует мотивацию для познания мира.
Учебно-исследовательская работа помогает ребенку приобрести новый подход к пониманию окружающего мира, создаёт особенный творческий, исследовательский тип мышления, помогает развитию личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму.
Через организацию исследовательской деятельности воспитатель подбирает ключик к внутреннему миру ребёнка, учится лучше понимать и чувствовать его.
Считаю, что единственная возможность научить ребенка жить в быстро меняющемся мире – создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и трудно проходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников.
Тем более что при разработке ФГОС второго поколения приоритетом общего образования становится деятельностно-ориентированное воспитание, так как именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков.
Применение исследовательской деятельности оказало влияние на:
• повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
• повышение уровня развития познавательных процессов;
• речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
• личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);
Таким образом, в процессе исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.