МААМ-картинки

Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста (8 фото)

Татьяна Троянская
Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Тема» : Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста.

«В процессе игры вы овладеваете такими методами, которые позволяют вам обрести ясность мысли, способность находить собственное, оригинальное решение трудных задач, вырабатывают у вас привычку обнаруживать логические ошибки и находить изъяны и пробелы тех, кто не пытался овладеть уникальным искусством логики». Чарлз Людвидж Додгсон (Л. Кэрролл)

Публикация «Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Я, воспитатель - Троянская Татьяна Ивановна

Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста

Темой, в своей работе с детьми, использую развитие их логического мышления, сравнения, классификации и сериации. Дети на моих занятия, овладев методами логических игр, могут ясно мыслить, находить собственное решение трудных задач, обнаруживать ошибки и изъяны у своих друзей, которые менее овладели уникальным искусством логики.

Моя педагогическая позиция: -сформировать ключевые компетенции, которые помогут успешно освоить курс логического мышления.

Цель моей работы с детьми: – овладение детьми на элементарном уровне приемами логического мышления.

Задачи:

-Обучать детей основным логическим операциям : анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.

-Учить детей ориентироваться в пространстве.

-Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.

-Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.

Актуальность заключается в:

- обобщении, систематизации и апробации методов и приёмов развития логического мышления;

- в подготовке дошкольников к усвоению математических знаний;

- формировании умения логически рассуждать, делать логические умозаключения.

Направления работы:

1. Методическая работа.

2. Работа с детьми.

3. Работа с родителями.

Дидактические принципы в реализации моей работы:

проблемности. Ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности.

интегративности – взаимосвязь всех разделов программы.

мотивированности. Знания и идеи приобретают для ребенка субъективный личностный смысл.

психологической комфортности. Создание спокойной, доброжелательной атмосферы, а так же вера в силы ребенка.

творчества. Формирование способности находить нестандартные решения.

индивидуализации. Эффективно способствует развитию личностных качеств через решение проблем разноуровневого обучения, которое позволяет продвигать в развитии всех детей.

Методы и приемы моей работы с детьми:

1) проблемные ситуации;

2) логические задачи;

3) театрализация;

4) дидактические игры;

5) сказки;

6) сюжетно-ролевые игры;

7) использование схем;

8) кодирование и декодирование информации;

9) социо-игровые методы;

10) здоровьесберегающие технологии.

Предлагаю схему- модель нетрадиционной формы организации на математических занятиях:

-загадки,

- физминутки,

- ребусы,

- сказки,

- загадки,

- шутки,

- пословицы, фразеологизмы, поговорки,

- задачи в стихах,

- считалки,

- дидактические игры,

- стихи.

Сроки реализации работы с детьми – учебный год.

Режим занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня после дневного сна продолжительностью 20 минут.

Количество детей – 10 человек.

Методическая моя работа:

В настоящее время я использую в своей работе множество учебной и познавательной литературы, учебников, тетрадей с развивающими играми, заданиями. Среди них книги:

1. А. З. Зак "Различия мышления детей", "Развитие умственных способностей".

2. Барр Ст. "Россыпи головоломок. "

3. Глязер С. "Игры со словами. "

4. Ивин А. "Искусство правильно мыслить".

5. Минскин Е. М. "От игры к знаниям".

6. Михайлова 3. А. "Игровые занимательные задачи для дошкольников"

7. Нагорный В. Э. "Гимнастика для мозга".

8. Родари Дж. "Грамматика фантазии".

9. Труднев В. П. "Считай, смекай, отгадывай".

10. Мадер "Математический детектив".

Формы моей работы с родителями:

«Дни открытых дверей»,

творческие задания,

совместные экскурсии,

открытые занятия,

консультации,

родительские собрания в форме «круглого стола»,

выставки совместного творчества,

совместные развлечения математического содержания.

использование индивидуальных тетрадей с заданиями.

Для достижения ожидаемого результата в своей работе с детьми целесообразно придерживаюсь определённой структуры в своих занятиях, например:

- разминка,

- основное содержание занятия- изучение нового материала,

- физминутка, пальчиковая гимнастика,

- закрепление нового материала,

- развивающая игра, рисование, шнуровка

Ожидаемый результат моей работы с детьми:

– это овладение детьми среднего дошкольного возраста приемами логического мышления.

Предлагаю рассмотреть наглядно формы и методы моей работы с детьми:

• Палочки Кюизенера

• Волшебная дощечка

• Магнитные цифры

Логические блоки Дьенеша

• Игра-моторика «Бусы»

• Игра «Волшебный мешочек»

• Игра «Доски Сегена»

• Игра «Счеты»

• Пазлы

• Прикрепи прищепку

• Игра «Стучалки»

• Игра «Шнуровки»

Способ проверки результатов моей работы по данной теме:

- это обобщающие занятия после каждого раздела и две диагностики (промежуточная (январь) и итоговая (май) уровня усвоения операций логического мышления.

Критерии диагностики моей деятельности по данной теме:

-Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.

-Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.

-Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.

-Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

Мониторинг показателей логического мышления детей группы воспитателя Троянской Т. И. (в %-ном содержании) :

- анализ и абстрагирование (мысленное представление чего- нибудь,

- сравнение,

- -обобщение и классификация,

-с – сериация (последовательное упорядочение прпредметов по некоему признаку).

Критерии оценки усвоения программы:

Высокий уровень: Средний уровень:

Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе. Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т. к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

В чём заключается суть моей работы?

-это поэтапное, постепенно усложняющееся, с учётом возраста, внедрение в воспитательно-образовательный процесс, различных игр, игровых приёмов на развитие логического мышления, способствующих росту интеллектуальной культуры, а так - же применение в работе современных методик.

Зачем логика маленькому дошкольнику? -по мнению Л. А. Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»

Логическое мышление – мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – это значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге решить мыслительную задачу. Человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он рассуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.

Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления -достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет, которые по результатам педагогической диагностики имеют уровень развития мышления не ниже среднего.

Алгоритм создания ситуации моего успеха

Основываюсь на базовую доброжелательность:

-Даю инструкцию. Сделай, изготовь, пожалуйста:

-Проавансирую похвалу, веру в ребёнка, успех. (Я знаю, что у тебя получится).

-Похвалю его за смелость (Ты удивительно смелый, молодец, твоя смелость просто поражает). -Подключаю значимую мотивацию (очень нужно) -Подчеркиваю персональную исключительность (только ты можешь, справишься). -Высоко оцениваю детали (Особенно замечательно у тебя получилась голова в рисунке). -Произвожу педагогическое внушение. (Ты можешь. Ты показал. Теперь нет никаких сомнений в твоих способностях и возможностях

Ежедневно занимаясь с ребенком и развивая его логику, я закладываю прочный фундамент его школьных успехов. Главное, о чем необходимо мне помнить: ни в коем случае не стоит перегружать его занятиями, учить – играя! Лишь в этом случае мои усилия принесут ощутимый результат.

У ребенка есть внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Поэтому в моей работе необходимо:

• вовремя создаю все необходимые ребенку условия, чтобы он обучал и образовывал себя сам;

• не вмешиваюсь в процесс без необходимости или просьбы;

• избегаю поощрений и наказаний.

Вывод: Педагог только показывает и объясняет, но никогда не делает за ребенка. От взрослого требуется только поддерживать интерес и вмешиваться, если ребенок об этом попросил. Педагог дает детям возможность познавать мир в их собственном темпе. Таким образом, у ребенка появляются новые навыки и умения.

Тема Процесс развития Логическое мышление логических приемов мышления сравнения классификации и сериации у детей Старшая группа старшего дошкольного возраста Чарлз Людвидж Додгсон Л Темой в своей работе с детьми использую развитие их логического мышления сравнения классификации и сериации Моя педагогическая позиция сформировать ключевые компетенции которые помогут успешно освоить курс логического мышления Цель моей работы с детьми овладение детьми на элементарном уровне приемами логического мышления

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Технология Кроссенс как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 1 слайд : кроссворд. чтобы раскрыть тайну и узнать название моего мастер-класса, предлагаю вам разгадать педагогические загадки: • Соревновательное.

Музыкальное занятие с использованием методов и приемов Т. Э. Тютюнниковой для детей старшего дошкольного возраста «Вы по небу прокатите нас, облака!»Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развивать музыкальные и творческие.

Апробирование нетрадиционных приемов рисования в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста На основании анализа результатов констатирующего эксперимента была выдвинута задача формирующей части исследования: подобрать и апробировать.

Дидактическая игра как средство развития мышления детей дошкольного возраста В современных условиях особую актуальность приобретает проблема развития у дошкольников мышления. Наиболее эффективным средством развития.

Иcпользование логических заданий в развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста С каждым годом математика находит все более широкое и разнообразное применение в областях человеческой деятельности. Как указывает академик.

Картотека логических задач для детей старшего дошкольного возраста 1. В коробках 1, 2, 3 лежат карандаши: синие, красные и зеленые. В первой и во второй коробке лежат не синие карандаши. Красные карандаши.

Проведение экспериментального исследования «Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста» Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью логических блоков Дьенеша Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации. Дети с умственной отсталостью,.

Специфика развития мышления и представлений детей дошкольного возраста Мышлением называется процесс отражения в сознании человека общих свойств предметов и явлений, а также связей и отношений между ними. При.

Самообразование в ДОУ «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Тема по самообразованию в ДОУ: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Актуальность:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 декабря 2017 в 19:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Процесс развития логических приемов мышления, сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Троянская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД