Светлана Галкина
Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, которых практически не существовало еще десятилетие назад.
Публикация «Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях» размещена в разделах
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых от детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.
Воспитание личности всегда было сложной задачей. Перед педагогами, кроме традиционных вопросов – чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема : как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения.
Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка.
Успешная социализация дошкольника – проблема наиболее актуальная для дошкольного образовательного учреждения сегодня. Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
Именно социально-личностное развитие, целенаправленное, систематическое, помогает сформировать высокие нравственные личностные качества [1, с. 24.].
От успешной социализации в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление личности, поэтому задача педагогов направить свои усилия на создание в ДОУ условий для успешной социализации воспитанников.
Социализация дошкольника предполагает :
- развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества;
- эмоциональное благополучие ребенка – это прежде всего комфорт в душе ребенка (высокая самооценка, ориентация на успех в достижении целей, наличие положительных эмоций). Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха;
- положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости. От особенностей взаимоотношений, складывающихся у ребенка с окружающими, во многом зависит процесс формирования личности;
- развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции;
- развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться [3, с. 137].
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:
- семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
- детский сад (в первую очередь воспитатели);
- общество (сверстники, друзья).
При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье.
Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения
Проблема эффективности воспитания и обучения сегодня, как никогда, остра. За последние годы родители и педагоги перестали считать детство чем-то очень простым и самоочевидным. Современные образовательные системы приблизились к потребностям ребенка. Постепенно уходят в прошлое педагогические установки на воспитание в детях, прежде всего, послушания, даже в ущерб их инициативе и самостоятельности. О таких установках писал Я. Корчак: «Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом, стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет в том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен»[4, с. 59].
Качества личности, воспитанные у ребенка дошкольного возраста, готовят его к эффективному преодолению возрастных и других личностных кризисов, объективно и неизбежно возникающих в жизни. Во время кризиса начинается процесс переоценки ценностей, и в этом процессе человек начинает переосмысливать свое место в жизни и основные смыслы своего существования на земле. На протяжении всей жизни он решает проблемы материального, социального и духовного содержания. Чтобы развиваться дальше, человек должен уметь преодолевать кризисы разного характера, а это и есть фундаментальная основа жизнестойкости, жизнеспособности личности, ее эффективности в противоречивых и динамичных условиях современности.
Проблема воспитания личности в условиях современности носит глобальный характер, поскольку от ее решения зависит не только судьба отдельного человека и его близких, но и судьба общества. От того, с какими ценностными установками будет воспитываться современное подрастающее поколение, напрямую связаны судьбы мира.
Литература:
1. Бабаева,Т. И., Михайлова,З. А., Гурович,Л. М. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова, Л. М. Гурович. – Спб. : Акцидент, 996. – 115С.
2. Дьяченко,О. М., Лаврентьева,Т. В. Дневник воспитателя : развитие детей дошкольного возраста / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьев – М. : ГНОМ и Д, 2001. – 144 с.
3. Власова, А. В. Развитие личности ребенка. Планирование, рекомендации, конспекты занятий / А. В. Власова – М: Просвещение, 2011. – 199 с.
4. Загуменная, Л. А. Социально – личностное развитие дошкольников / 5. Л. А. Загуменная – М:. Академия, 2013. – 231с.
5. Ярошевский, М. История психологии / М. Ярошевский. – М. : Академия, 1997. – 90 с.