Лариса Тавитова
Проблемы и практика внедрения технологии «Круг»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : Проблемы и практика внедрения технологии круг.
Добрый день. Сегодня хочется поделится с Вами практикой и проблемами, с которыми столкнулись внедряя инновационную технологию утренний и вечерний круг. Анализируя проделанный нами путь, сделали некоторые выводы: То, что в теории кажется простым и доступным на практике оказалось сложнее.
Публикация «Проблемы и практика внедрения технологии „Круг“» размещена в разделах
Было затруднение на этапе планирования. В психологии процесс получения информации от партнера по общению называется «обратная связь», и только взаимодействие, построенное на основе «обратной связи», может считаться адекватным. Мы же обратную связь от ребенка игнорируем, особенно в процессе планирования. Таким образом, возникает проблема противоречия планирования и ситуативного реагирования, импровизации, планирования и реальных интересов и потребностей детей. Отсюда вторая проблема нашей практики - понимание степени свободы образования в дошкольном возрасте. У нас возникает опасение, что дети, не участвующие в общих, привычных, нашей практике занятиях, не научатся чему-либо важному, не будут подготовлены к школе., Мой опыт работы показывает, что обучение ребенка происходит не только, и не столько на занятиях, сколько в активной, выбранной им самим деятельности, особенно в совместной со сверстниками и взрослыми. Кроме того, предлагая тему, ребенок учится отстаивать свои интересы., Принимая тему, предложенную другими, учится согласовывать свои интересы с интересами других детей. Предлагая способы познания, виды деятельности учится инициативе, самостоятельности. Выбирая из предложенного, учится анализу.
Самым сложным в организации круга для нашей группы, было начало внедрения технологии. Основная часть детей приходила уже к завтраку и не удавалась охватить всех детей. Но после того как была проведена большая работа с родителями, и те дети которые присутствовали на утреннем круге эмоционально рассказывали другим детям и родителям дома, что происходило на круге, основная часть детей перестала опаздывать и утренний круг стал еще интереснее.
Для меня как для педагога было затруднительным идти за ребенком, направлять дискуссию, стараться задавать открытые вопросы, вопросы на которые нельзя отвечать однозначно, не давать прямых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и сами приходили к правильному ответу, т. е. не навязывать свои темы, а услышать то что интересно детям. Но когда я стала слышать, начал завязываться интересный диалог. Круг стал перерастать в образовательное событие, и все стало проходить интересней, как для меня, так и для детей. Самая сложная часть обмена новостями - реагирование на высказывание. Если я не хочу
показать ребёнку, что несклонна, поддерживать его дальнейшие высказывания, кратко отвечу и переведу взгляд дальше. Могу позволить иногда детям играть роль воспитателя и дать право им самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях. Не стоит всеми силами побуждать молчащих детей рассказывать о новостях. Понимание индивидуальных особенностей ребёнка и терпение подскажут, когда не следует торопить и
торопиться. Но если я чувствую, что ребёнок не говорит потому, что не может выбрать в своей маленькой жизни какие-то события, считает, что ничего интересного лично у него и вокруг него не происходит, помогаю ему «сделать» событие. Необходимо следить, чтобы активные и умело говорящие не «узурпировали» обмен новостями. Желательно, чтобы рассказывали о новостях и родители, которые пришли в группу. Опыт
взрослых всегда важен и интересен. Очень важно научить детей задавать вопросы. Стараюсь убедить их, что задавать вопросы не стыдно. Стыдно не узнать, если можно узнать. Что задавать вопросы - полезно: больше узнаешь по ответам. Не задать вопрос, когда не понял, это не позор. Поощряю детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли». Нельзя смеяться над ребенком, задавшим слабый вопрос. Дети имеют право на ошибку.
Когда мы внедряли технологию детей захватил этот процесс и ставя задачи на целый день им хотелось очень много, а к концу дня на вечернем круге не могли вспомнить поставленных задач. Мы решили, что можно наши задачи изображать схематично на доске, и это привнесло новое дыхание. Дети сами решают, чем им заниматься и кто сегодня будет изображать схемы на доске. Это позволяет педагогу решить ряд задач в течении дня. И на вечернем круге, делая анализ прошедшего дня, дети опираясь на схемы четко строят свою речь, это помогает на занятиях по развитию речи. Сейчас ребята с удовольствием делятся своими наблюдениями, хвастаются интересными
событиями. Темы новостей бывают и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводим «Новости выходного дня». Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Затем организуем обсуждение. Дети принимают в нем участие, т. е.
задают вопросы и комментируют услышанное. В пятницу традиционно подводим итог недели по теме. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас.
Круг организовывается легко, т. к. у нас есть условный сигнал для организации круга- это релаксационная мелодия. Когда ребята слышат мелодию они самостоятельно организовывают круг и сами предлагают приветствие из тех которые знают или просят предложить новое у меня.
Технология помогает создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. С внедрение этой технологии дети стали более раскрепощёнными, научились общаться не только между собой, но и со взрослыми не боясь поделиться своими проблемами ну и конечно радостными событиями. Благодаря кругу эмоциональный настрой позитивный и если возникает спор между детьми, они самостоятельно могут решить его, до этого приходилось вмешиваться педагогу….