Дарья Свиридова
Консультация для родителей «Кризис 3-х лет. Проблемы и решения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Кризис 3-х лет- возраст строптивости»
Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев
до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно
меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают
не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет, но и во взрослом
возрасте, так как личность человека развивается непрерывно.
Публикация «Консультация для родителей „Кризис 3-х лет, Проблемы и решения“» размещена в разделах
Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в
психическом развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать
серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным,
вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением
озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают,
что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс:
это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно
удалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться
многое делать самому и как-то решать свои проблемы.
На подходе к кризису присутствуют четкие признаки:
- острый интерес к своему изображению в зеркале;
- ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он
выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают
проявлять озабоченность своей успешностью, например, в конструировании.
Остро реагируют на неудачу.
Кризис трех лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем,
впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период
труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы
называют семизвездием кризиса 3 лет.
1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то,
что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки
собственному желанию.
2. Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому,
что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. По
сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью.
3. Строптивость – она безлична, направлена против норм воспитания, образа
жизни, который сложился до 3-х лет.
4. Своеволие – стремится все делать сам. Это тенденция к
самостоятельности; подавить ее, значит породить у ребенка сомнение в
собственных силах и возможностях.
5. Протест-бунт –ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в
постоянном конфликте с ними.
6. Симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает
ругаться, дразнить и обзывать родителей.
7. Деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Он
изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими. По
сути – это стремление вернуться к тому блаженному состоянию
младенчества, когда каждое его желание исполнялось. По отношению к
младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не
отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в
самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его
психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего
развития его личности и адаптивных способностей.
И, наоборот, внешняя бескризисность, создающая иллюзию благополучия,
может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не
произошло соответствующих возрастных изменений.
Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы
непонимания, возникающие в это время у родителей.
Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса?
Как помочь ребенку выйти из него, не закрепив в душе негативные качества:
ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли, а воля – необходимое
для ребенка качество; капризность – демонстрация собственной значимости
для других, ощущение своего «Я»; эгоизм – в здоровом виде чувство
собственного достоинства; агрессивность – крайняя форма чувства
самозащиты; замкнутость – не-адекватная форма проявления здоровой
осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств.
Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств.
Главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их
крайних проявлений.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?
* Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
* Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы
упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
* Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни.
* Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
* Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
* В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей
по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз!
* Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и
капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве,
истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими
родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения
родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего
спокойствия.
* Еще не понятно, кто упрямее, – родители, весь день твердящие: «Ты
должен, ты обязан, тебе необходимо…», или ребенок, упорно
протестующий против «обязан», против «должен», хотя бы в силу того, что
это «должен» он просто еще не может выполнить. Он не созрел пока до
многих наших требований, он только маленький росточек…
Что могут сделать родители?
* Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к
сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
* Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его
понимаете.
* Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это
бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
* Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет»,
оставайтесь и дальше при этом мнении.
* Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в
общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и
увести.
* Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи
посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только
этого и нужно.
* Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка
(книжка, штучка и т. д., «А что это там за окном ворона делает?» –
подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, здесь вам помогут
фантазия, юмор и бесконечное терпение. Не позволяйте гневу овладевать
вами. Гнев лишает человека разума. Преодолейте его один раз, и в
следующий вам уже легче будет сдержать его, а потом и вовсе в душе
поселится только сочувствие и желание помочь своему малышу в трудный
период его жизни.