светлана кузнецова
Проблемное обучение в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.»
К. Е. Тимирязев
Проблемное обучение в ДОУ
Кузнецова Светлана Викторовна
Воспитатель ГБОУ Школа №1387 дошкольное подразделение «Семицветик»
г. Москва
Буквально еще десятилетие назад основной задачей педагога дошкольного
образовательного учреждения являлась непосредственная передача готовых
знаний от педагога к воспитанникам. Современное общество ставит
Публикация «Проблемное обучение в ДОУ» размещена в разделах
кардинально иную цель, которая отмечена в ФГОС, а именно, теперь важно
не столько ознакомить малышей с конкретным объемом образовательной
информации, сколько развивать умения детей самостоятельно «добывать»,
сортировать знания, учиться принимать решения, искать пути решения задач,
проявлять инициативу, обобщать информацию, делать выводы.
К тому же любознательность – естественная потребность дошкольников.
Буквально с рождения малыш познает окружающий его мир зрительно-
тактильным методом, исследуя доступные ему предметы. Взрослея, диапазон
таких доступных предметов и форм их исследования становится шире. Но
суть остается прежней – ребенок путем проб и ошибок приходит к выводу о
том, какую форму, цвет, фактуру и т. д. имеет исследуемый им объект.
Взрослым важно подкрепить природное желание малыша самостоятельно
познавать мир, не пресекая попытки малыша, а педагогически обоснованно
направляя деятельность дошкольника. Из истории проблемного обучения
С изменениями в обществе появилась необходимость реформации
процесса подготовки подрастающего поколения. Появление такого
инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение
связывают с идеями американского педагога и психолога Дж. Дьюи. Автор
разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение
путем делания». Педагог организовал экспериментальную школу, в которой
основным принципом было получение знаний путем самостоятельной
исследовательской работы детей. Дж. Дью отмечал, что для разностороннего
интеллектуального развития достаточно лишь естественной познавательной
активности и прирожденной любознательности малыша. Такие кардинальные
идеи в то время не прижились и были подвержены критики.
В нашей стране зарождение проблемного обучения началось лишь в 60-е
годы ХХ века, что связано с социальными и историческими изменениями в
обществе. Педагоги-новаторы выдвинули идеи о ведущей роли воспитанника
в процессе обучения, важности самостоятельной работы. Кардинально
поменялась и роль воспитателя: от человека, который предоставляет готовые
знания к старшему советчику, который поможет, направит деятельность
малышей. Так, разработкой проблемного обучения занимались такие
педагоги и психологи: В. Ф. Аитов, Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Е. В.
Ковалевская, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, Н. А.
Менчинская, М. Н. Скаткин, А. В. Хуторскойи др. Что такое «проблемное обучение»?
По мнению психолога М. И. Махмутова проблемное обучение — это
«. процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в
основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся,
характеризующийся систематической самостоятельной учебно-
познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и
способов действия путем решения учебных проблем».
Иными словами можно сказать, что проблемное обучение — это решение
детьми познавательных задач, когда роль воспитателя – направить детей на
поисковую самостоятельную деятельность.
Сущность проблемного обучения состоит в том, что педагог создает
познавательную ситуацию или задачу и предоставляет воспитанникам
возможность самостоятельно найти пути ее решения, применяя при этом
имеющийся объем знаний и умений. Благодаря такой деятельности дети
учатся активизировать свои знания, мыслить критично, самостоятельно
организовывать процесс познания.
Таким образом, можно выделить основные цели проблемного обучения :
осмысленное усвоение дошкольниками системы знаний и умений;
развитие самостоятельной познавательной активности;
формирование способности к самостоятельному исследованию.
Классификация проблемных ситуаций
М. И. Махмутов предложил следующую классификацию проблемных
ситуаций в образовательном процессе:1. Недостаток имеющихся у ребенка знаний и умений для решения
поставленной задачи;
2. Необходимость применения имеющихся знаний и умений в новых
условиях;
3. Возникновение противоречия между тем как теоретически можно
решить проблему и невозможностью реализации выбранного способа
на практике;
4. Возникновение противоречия между достигнутым практическим
результатом и отсутствием теоретического обоснования.
Этапы организации проблемного обучения
Проблемное обучение состоит из нескольких этапов, главный из которых –
формирование противоречия. Именно возникновение в проблемной ситуации
противоречия вынуждает ребенка активизировать мыслительную
деятельность, побуждает к поиску вариантов решения задачи. С. Л.
Рубинштейн отмечает: «. особенно острую проблемность ситуация
приобретает при обнаружении в ней противоречия. Наличие в проблемной
ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс
мышления, направленной на их «снятие».
Например, если задать малышу младшей группы вопрос о том, почему
плывут облака на небе, то возникнет противоречие между имеющимися
знаниями дошкольника (ребенок может ассоциативно сопоставить движение
облаков с передвижением транспорта, полетом птиц и другими известными
ему уже знаниями) и тем, что малыш видит собственными глазами – облака,
действительно, двигаются. Самостоятельно решить такую задачу ребенок 3-4
лет еще не может, так как не хватет знаний о природных и физических
явлениях. Но процесс активной мыслительной деятельности уже на данном
этапе запущен – малыш пытается найти ответ на основе имеющихся знаний,
предлагая самые немыслимые варианты ответов. Следующим этапом является постановка конкретной проблемной задачи и
организация процесса поиска решения. Этот компонент представляет
двухстороннюю деятельность воспитателя и детей. Но все же ведущая роль
отводится педагогу. На этом этапе важно правильно составить
эвристическую беседу с малышами, подготовить наглядный материал,
благодаря которому дети смогут найти правильное решение задачи. В данном
случае следует обратить внимание детей на то, что облака похожи на легкие
пушинки. Для этого можно продемонстрировать слайды, видеоматериалы,
обговаривая увиденное. Таким образом, дети, сопоставляя полученные
знания с уже имеющимися, приходят к правильному выводу.
Последним этапом является закрепление полученных новых знаний. Тут
можно предложить исследовательскую или экспериментальную работу.
Например, такую: из ваты сделать «облачка»; при направлении на них потока
воздуха их фена, дети увидят, как они разлетаются – вот и подтверждение
того, что облака плывут из-за ветра.
На схеме 1 наглядно представлены этапы организации проблемного
обучения :
Схема 1. Этапы проблемного обученияВозникновение
проблемной ситуации
Определение
проблемного вопроса
Формирование
гипотез
Доказательство
основнойгипоте
Проверка
правильности решения
Уровни проблемного обучения
Для эффективной реализации проблемного обучения воспитателю ДОУ
необходимо постепенно внедрять такую форму работы. Дошкольники не
могут в один момент стать самостоятельными и разрешать непосильные
задачи. Поэтому педагогами и психологами были разработаны уровни
проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от
простого к сложному:
1. уровень предполагает несамостоятельную активность дошкольников.
На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, подает факты.
Дети усваивают материал и после этого выполняют задания по
образцу, но с новыми подобными компонентами задачи. Например,
объяснив детям почему плывут облака, задается вопрос о том, как
«прилетают» тучи или почему возникает метель (также из-за ветра).
2. уровень – это так называемая полусамостоятельная деятельность. Тут
гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами
воспитанники на основе имеющихся знаний. А к единственно верномурешение «приходят» вместе с воспитателем. Так, дети самостоятельно
ищут ответ на вопрос о том, почему плывут облака, предлагая разные
версии. Но правильный ответ появляется после наводящих вопросов
воспитателя или наглядных материалов.
3. уровень – самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя
приходят к правильному решению задачи.
4. уровень – творческий. На данном этапе дети не только могут найти
самостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные
решения, применить знания в нестандартных ситуациях.
Как создать проблемную ситуацию?
Для того чтобы проблемное обучение принесло образовательную и
воспитательную пользу, рекомендуется придерживаться следующих правил
создания проблемной ситуации :
1. «Правило золотой середины» касается уровня сложности поставленной
задачи. Так, слишком простая и легко решаемая проблема не
активизирует критическое мышление, познавательную и
исследовательскую активность дошкольников. В то же время
непосильное задание снизит интерес детей к поиску его решения и
мотивацию к самостоятельной деятельности, а иногда может привести
и к личностно-психологическим проблемам у воспитанников :
неуверенности в собственных силах, замкнутости, неумении отстоять
собственную точку зрения и т. д.
2. Решение проблемной ситуации должно сопровождаться конкретным
наглядным результатом, а именно, дети должны освоить какой-либопрограммный материал. Например, в нашем примере дети знакомятся с
понятием ветра как природного явления.
3. Активизация эмоциональной сферы дошкольника. Интерес, удивление,
волнение, радость успеха значительно повышают педагогический
эффект «проблемного обучения».
Исследовательская работа и эксперимент как эффективная форма
проблемного обучения в ДОУ
Эффективными и занимательными для дошкольников формами проблемного
обучения являются исследование и эксперимент. Практически каждый день
дети сталкиваются с проблемными ситуациями как в ДОУ, так и в домашних
условиях. Например, организовать исследовательскую работу с детьми 3-4
лет можно, анализируя зимние узоры на окне. Вместо привычного простого
объяснения причин возникновения такого явления, можно предложить детям
полноценную исследовательскую работу с применением таких приемов:
1. Эвристическая беседа – по наводящим вопросам воспитателя дети
самостоятельно приходят к верному решению вопроса.
2. Составление описания, рассказа, сказки о появлении снежных узоров
на окнах. Тут можно использовать как наглядную иллюстрацию, так и
серию картинок.
3. Дидактические творческие игры «На что похожи узоры», «Нарисуй
узор», «Опиши узоры: какие они?».
Экспериментальная работа предполагает еще большее пространство для
творчества и познавательной активности детей. С помощью различных
примитивных опытов в младшей группе детского сада можно ознакомить
детей, например, со свойствами песка (мокрый, сухой, сыпучий и т. д., весом
предметов (тяжелый, легкий, растениями (вырастить «на подоконнике» лук)
и многими другими явлениями окружающего мира. Такая работа может
применяться воспитателем как элемент запланированного занятия, в видепедагогического проекта (краткосрочного или длительного, а также как
развлекательно-познавательное мероприятие. Например, можно организовать
для воспитанников младшей группы детского сада приключенческий квест
«Тайны и загадки тетушки Весны», в содержание которого включить самые
разные задания на объяснение природных сезонных явлений. Такую работу
можно провести в рамках «Недели семьи» и пригласить принять участие не
только воспитанников, но и их родителей с целью пропаганды проведения
совместного досуга детей и взрослых и ознакомления родителей с основами
такой инновационной формой педагогической работы, как проблемное
обучение.
Таким образом, проблемное обучение является актуальной областью
педагогических дискуссий и открытий. На сегодняшний день такая форма
работы еще недостаточно научно сформулирована. Но это не мешает
работникам педагогической сферы реализовывать свои творческие наработки
в этой области, проявлять инициативность, креативность при разработке
инновационных форм работы с дошкольниками. Важно помнить, что
познавательная активность и любознательность малышей заложена природой
и задача воспитателя развивать эти прирожденные способности детей,
активизировать задатки, творческий потенциал воспитанников, поощрять
самостоятельность и инициативность. Список литературы:
1. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты
для детей. — СПб. : Речь, 2006;
2. Коротаева Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии:
монография. — М. : Academia, 2007;
3. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. — М. ,
1977;
4. Методические рекомендации по освоению активных методов
обучения. — М. : ЦМКПК, 1991;
5. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь /
УрГПУ. Екатеринбург, 1995;
6. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации и
интенсификации деятельности учащихся. — М., 1998;
7. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в