Людмила Михайловна Дулова
Консультация «Организация преемственности в условиях взаимодействия дошкольного и начального общего образования детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком до поступления в школу» Л. С. Выготский.
Дошкольное учреждение является именно той первой ступенью развития, которая обеспечивает базисное развитие способностей каждого ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Публикация «Консультация „Организация преемственности в условиях взаимодействия дошкольного и начального общего образования детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Все мы хорошо знаем, что такое преемственность. Здорово, если существуют взаимосвязи между ДОУ и начальной школой. К сожалению, зачастую детские сады и школы живут своей жизнью. Часто получается, что будущий первоклассник увидит своего учителя только 1 сентября, а родители (в лучшем случае) – в момент подачи заявления.
Готовность к школе ранее рассматривалась как определенный объем полученных знаний и умений, а несформированность фундаментальных личностных качеств, служащих основой успешности школьного образования.
Ни для кого не секрет, что «перегибы» были как со стороны школьных учителей, так и воспитателей детского сада. Особенно мы это наблюдали в группах подготовки к школе (например, дублирование программ).
Настал тот момент, когда необходимо по-новому взглянуть на проблему преемственности, и она не может рассматриваться только как согласованность программ. Преемственность должна охватывать также цели, задачи, методы, средства, форм ы организации воспитания и обучения. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи.
С введением стандартов по начальному и дошкольному образованию ситуация меняется. Требования к выпускнику детского сада и будущему первокласснику дают возможность подготовить детей к безболезненному переходу на следующую ступень образования.
Я работаю в ГБОУ СОШ №684 «Берегиня» Московского района Санкт-Петербурга. Это учреждение, в котором осуществляется образовательная деятельность на уровне дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также дополнительное образование детей. Структурная особенность нашего образовательного учреждения обуславливает необходимость реализации принципа преемственности между детским садом и школой.
Возможности и условия для организации полной преемственности во всех учреждениях разные. Нам бы хотелось сегодня поделиться с коллегами опытом работы в этом направлении. Конечно же, наше учреждение имеет больше возможностей, чем среднестатистическое ДОУ, но думаю, что некоторые формы работы приемлемы для всех.
Говоря о преемственности, мы можем выделить три основных направления в совместной работе:
- работа с педагогами,
- работа с родителями,
- работа с детьми.
Целью работы коллектива, направленной на реализацию перечисленных направлений, является повышение качества уровня подготовки ребенка к обучению в 1-ом классе на основе координации деятельности детского сада и школы, что обеспечивает преемственность подходов к обучению и воспитанию, усиливает эффективность совместной работы.
Взаимодействие педагогов нашего учреждения происходит через методические мероприятия, такие как: семинары-практикумы, педагогические советы, методические объединения, круглые столы. Особенностью «Берегини» стали взаимопосещения уроков и занятий воспитателями старших групп и учителями, набирающими детей в 1 класс в следующем учебном году. Такой опыт позволяет педагогам лучше познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, найти оптимальные приемы и формы работы, оценить их эффективность. Так, на одном их круглых столов, посвященном вопросам преемственности, воспитатели детского сада предложили учителям 1-х классов шире применять в обучении игровые приемы, наглядность, а начальная школа хотела бы видеть более самостоятельных первоклассников, приученных к навыкам самообслуживания.
Педагоги во время таких встреч изучают нормативные документы по преемственности, подготовке детей к школе, обмениваются информацией о педагогических новинках в педагогической печати. В процессе совместной деятельности объединяются усилия по реализации государственных стандартов, разрабатываются единые требования.
Один из важнейших аспектов в реализации преемственности – определение готовности ребенка к систематическому школьному обучению. И здесь неоценима согласованность в работе служб сопровождения.
У нас в течение учебного года в системе ведется медико-психолого-педагогический контроль за динамикой развития детей, в том числе и с целью решения проблем адаптации к 1 класс.
Со стороны медицинских работников – это не только подготовка документов (медицинских карт, но и оценка состояния здоровья детей старших групп, их физиологическая зрелость. Если у ребенка какие-либо особенности в развитии или здоровье, то о них обязательно сообщают медсестре в школе.
Психологическая служба также активно участвует в подготовке детей к переходу в школу. Психолог детского сада «передает» школьному психологу детей с полной информацией о динамике их развития. Психологическая служба принимает участие в индивидуальном собеседовании перед поступлением в школу с каждым родителем. По итогам тестирования «Готовность ребенка к школе» обсуждают сильные и слабые стороны воспитанника, дают конкретные рекомендации.
Также совместно работает и логопедическая служба.
Говоря о таком объемном направлении в работе учреждения, как преемственность, нельзя не поделиться интересными формами включения родителей в педагогический процесс. Совместная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс общения, установления партнерских отношений, объединения усилий для развития и воспитания детей. Очень часто родителям сложно выбрать достойное образовательное учреждения для продолжения обучения своего ребенка. Наша задача – помочь им определиться с выбором. Для этого психологическая служба проводила анкетирование родителей по теме «Чего вы ожидаете от школы?», которое помогло им определить ориентиры и сформулировать актуальные для них вопросы.
Ответы на многие вопросы родители могут найти в оформленной для них наглядной информации – стенды «Наша школа», «Берегиня – фильм», рекомендации и папки-передвижки «Игра – это серьезно», «Как развивать у ребенка любовь к чтению», «Уголок будущего школьника», «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления» и т. д.
В рамках «Школы родителей будущих первоклассников» педагоги, психологи, медицинские работник проводят встречи, вечера вопросов и ответов, круглы столы, дискуссии, обзорные экскурсии по школе. Такая форма взаимодействия с родителями просвещает их, объединяет усилия, способствует эффективному и плодотворному сотрудничеству с детским садом и школой.
Родители с удовольствием посещают недели открытых дверей, где присутствуют не только на занятиях, но и вместе со своим ребенком участвуют в поэтических вечерах, викторинах, мастер-классах и т. д. После таких посещений родители заполняют анкеты, которые отражают их заинтересованность, в том числе, в подготовке к школе.
Со стороны родителей мы всегда ощущаем одобрение и поддержку сложившихся в нашем учреждении традиций. Активное участие принимают родители детского сада и школы в культурно-массовых мероприятиях, таких как:
- Широкая Масленица,
- День снятия блокады,
- День Победы.
Спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», «Русские богатыри», «Весенний гол» и другие не только укрепляют здоровье, сплачивают детские коллективы, но и дают возможность взрослым пообщаться в непринужденной обстановке, обменяться мнениями, лучше узнать друг друга, стремиться сохранить и приумножить традиции «Берегини».
Таких традиций много. Зародившись в детском саду, они продолжаются и в школе:
- конкурсы поделок «Дары осени», «Дорога в космос», «Новогодняя фантазия»,
Конкурсы рисунков, плакатов, поделок, посвященных правилам безопасности и здоровому образу жизни,
- конкурсы макетов по правилам дорожного движения «Дорога и мы».
Цель нашей работы в широком понимании этого слова – всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка. Достигнута она будет только через совместную творческую работу педагогов, родителей и общества в целом.