Десятова Василина Александровна
Проблема суицидального поведения. Нормативная база
▼ Скачать + Заказать документы
Лекция.
В настоящее время, вместе с позитивными изменениями в обществе, происходит обострение социальных проблем, одной из которых является рост самоубийства среди подростков. Причинами отклонений в их поведении можно считать отсутствие идеологии в обществе, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые и внутригрупповые взаимоотношения, увеличение числа разводов родителей, неумение правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.
Публикация «Проблема суицидального поведения, Нормативная база» размещена в разделах
В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству. Россия занимает одно из первых мест в мире по частоте суицидов среди детей и подростков.
Проведен инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ 21-22 мая 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1600 человек
Основные понятия суицидологии включают :
• Суицид – осознанные преднамеренные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни и приведшие к смерти.
Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.
• Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.
• Суицидальное поведение – более широкое понятие, включает мысли о самоубийстве, суицидальные намерения и попытки суицида.
Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии, так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.
Различают следующие типы суицидального поведения :
Демонстративное поведение.
В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему трудно справляться в жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения
Аффективное суицидальное поведение.
Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
Истинное суицидальное поведение.
Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.
Детское суицидальное поведение имеет ряд особенностей и каждый отдельный случай требует внимательного рассмотрения.
Разработана нормативно-правовая база по профилактике подростковых суицидов в Российской Федерации и Московской области, которую рекомендуется изучить педагогам и родителям с целью профилактики и изучения проблем подросткового суицида :
• Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30);
• ФЗ РФ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г;
• ФЗ РФ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» статья 14;
• ФЗ РФ № 120 от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
• Письмо Министерства образования Российской Федерации «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26.01.2000 г. и от 29.05.2003 г;
• Письмо Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»;
• Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 – 2012 годы)» (с дополнениями и изменениями, утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 г. № 280;
• План мероприятий Министерства образования и науки РФ по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 - 2015 годы, утв. приказом Мин. обр. науки России от 26.10.2011 г. № 2537;
• Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»);
• "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Ко АП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (действующая редакция от 05.05.2014) Статья 5.35;
• Письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 № 07-149 "О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида".
Основные выводы по теме:
В обществе сформирован устойчивый миф, что риски суицида детей и подростков обусловлены социальным неблагополучием или склонностью к девиациям. Дети оказываются под прессом завышенных ожиданий как со стороны семьи, так и со стороны образовательной системы (которые они не всегда способны оправдать); критерием успеха выступает все более формализованная система оценок. Воспринимая свое окружение как агрессивное, подростки ищут понимание, поддержку, ответы на волнующие вопросы в социальных сетях – однако в силу недостаточности социального опыта далеко не всегда способны критически оценить качество получаемой информации, найти адекватные выходы из проблемной ситуации.
Решение задачи по снижению количества детских суицидов предполагает реализацию продуманной системы мер, направленных на обеспечение возможностей для самореализации детей, а также оказание психологической помощи детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации.