Любовь Болотина
Проблема соотношения социального и индивидуального в гражданско-патриотическом воспитании ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм – любовь к Родине – одно из высших социальных чувств, которое наиболее эффективно возможно сформировать в дошкольном возрасте. В период становления личности ребенка важно уделять время для повышения в нем интереса к истории родного края и страны в целом. В этом и заключается главная задача воспитателя дошкольного учреждения – воспитать достойного гражданина своей страны, наследника отечественных традиций.
Публикация «Проблема соотношения социального и индивидуального в гражданско-патриотическом воспитании ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
Любое воспитательное воздействие начинается с создания благоприятных условий: ребенок должен чувствовать себя комфортно, приходя в группу, он должен знать, что здесь он может получить со стороны воспитателей поддержку, понимание и ответы на все интересующие его вопросы. Также воспитателям необходимо обращать внимание на взаимодействие между детьми в группе и оперативно, мягко устранять всевозможные конфликты и ситуации непонимания друг друга среди детей [1, с. 233].
Следует отметить специфику восприятия детей дошкольного возраста: методы патриотического воспитания школьников неприменимы для детей до 6 лет – они менее восприимчивы к официозной информации и более подвижны. Таким образом, воспитание патриотизма дошкольников требует серьезной работы по принципу «начинать издалека». Такой принцип подразумевает формирование у ребенка чувства привязанности к семье, детскому саду, городу/селу, где он проживает, и лишь потом переходить к более широким масштабам [3, с. 38]. Когда ребенок осознает (не без помощи воспитателя) ценность отношений с близкими и чувство единства с родиной, важно донести до него, что он тогда лишь сможет понять положительное влияние на него этих факторов, когда сам научится отдавать, то есть: будет послушен и будет учиться новому, будет беречь чистоту природы и т. д.
В процессе взросления ребенок входит во все более расширяющийся круг социума, что подразумевает более разнообразные поведенческие акты. В целом, как на взрослого, так и на ребенка в процессе взаимодействия с окружающим миром оказывают влияние две группы факторов: внутриличностные и общественные. И для воспитателя, реализующего комплекс патриотических мероприятий, очень важно соблюдать этот баланс. Какие ситуации могут возникнуть, если воспитателем не будет предусмотрено это условие?
В случае, если перевес в воспитательном воздействии будет на стороне развития «общественного», то: ребенку будут привиты навыки работы в команде, он будет слышать и понимать других, будет знать социальные правила и следовать нормам. Однако в этом есть существенный минус – ребенок может настолько слепо следовать общепринятым нормам, что любое несоответствие может породить в нем комплексы и переживания; он может потерять свое «я». В истории есть множество подобных примеров, которые наиболее ярко можно проследить в авторитарных обществах, где нормы спускались «сверху» и в сознании людей откладывался определенный набор идеалов, которым должен соответствовать каждый настоящий гражданин, любое отклонение считалось едва ли не преступным и жестко порицалось обществом [2, с. 14].
Перевес в сторону воспитания «индивидуального» в ребенке может привести к формированию эгоистичной натуры, не считающейся с чувствами других. При этом его ощущение связи с родиной и семьей может быть несколько потерянным. Но в этом есть и положительный момент: ребенок будет точно знать, чего он хочет, каковы его интересы и стремления, научится отстаивать свою точку зрения.
Таким образом, в каждой ситуации ребенок должен будет выбирать, какой вектор поведения будет доминирующим. Задача воспитателя – научить его этому. Несомненно, это очень сложно, и для этого необходимо, чтобы ребенок с детства осознавал степень своей ответственности перед другими. Для реализации этой задачи нужно анализировать всевозможные варианты выбора в разных ситуациях в игровой форме. Например, после описания какой-либо истории спросить ребенка : прав ли герой этого повествования? Какие могут быть последствия?
Большая роль в воспитании патриотических чувств отводится совместной деятельности воспитателей с детьми. Воспитание чувств- это процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Должно быть постоянное общение взрослого с ребенком, посредством которого и формируется такое сложное понятие, как чувство любви к Родине.
В нашем таштыпском детском саду «Солнышко» воспитаели используют дидактические игры, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми на данную тематику. Также регулярно на базе нашего детского сада проводятся мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств: «Осенины», «День матери», новогодний утренник, рождественские колядки, «День защитника Отечества», «Международный женский день», масленица, выборы, «День победы», «День защиты детей», спартакиада.
Большую роль в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия детей в кружках по интересам.
Следует отметить, что регулярное обращение к примерам из жизненного опыта формирует в ребенке социальную интуицию, которая будет способствовать не только наиболее правильному с точки зрения гуманности поведению, но и уменьшению риска противоречия между индивидуальным и общественным отношением к ситуации [1, с. 233]. Последнее наиболее опасно в процессе социализации – семейные нормы и ценности могут отличаться от тех, которые приняты в определенном регионе, а нормы региона (особенно национального субъекта, могут разительно отличаться от общепринятых в государстве. Воспитатель обязан доступным для дошкольника языком разъяснять эти нюансы, чтобы в дальнейшем маленькому человеку не пришлось попадать в ситуации непринятия его другими людьми. Это научит ребенка понимать и принимать нормы и традиции людей другого места жительства, другой национальности – то есть научит его толерантности, которая так необходима в современном, постоянно усложняющемся мире.
Таким образом, патриотическое воспитание имеет своей целью не только воспитать любящего свою страну гражданина, но и научить ребенка уважению к людям, любящим свою, другую страну. Закладывать эти основы необходимо в детстве, с педагогически правильным подходом – поэтому воспитатели детского сада по праву могут считаться самыми ответственными и главными в сфере воспитания гражданина.
Список литературы
1. Выготский, Л. С. Воспитание чувств / Л. С. Выготский // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И. В. Дубровина и др. – М. : Академия, 1998. – С. 233 – 235.
2. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. - М. : Просвещение, 2008. – С. 7 – 15.
3. Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы / Б. Д. Парыгин. – М., 2010. – С. 25 – 44.
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л,Е. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа. - М. : Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016, 96с.