Яна Штрайб
Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
▼ Скачать + Заказать документы
Основной задачей речевого развития детей дошкольного возраста является развитие у них связной речи. Это связано с тем, что язык имеет большое социальное значение и играет важную роль в развитии личности ребенка. Именно в связной речи выполняются основные коммуникативные функции речи и языка.
Публикация «Проблема развития связной речи детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее по тексту – ФГОС ДО) отмечается, что содержание работы в аспекте речевого развития ребенка дошкольного возраста включает в себя решение следующих задач: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Вопросы изучения развития связной речи представлены в трудах Л. С. Выготского, О. А. Нечаевой, С. Л. Рубинштейна, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой и др. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста, механизмы и условия ее развития изучались В. В. Гербовой, В. И. Логиновой и др. Например, А. М. Бородич утверждала: «Под связной речью нужно понимать каждую единицу речи, ее языковые составляющие (словосочетания, знаменательные и служебные слова, которые представляют собой созданное по закону логики и грамматического строя родного языка единое целое».
«Связная речь, – подчеркивал Ф. А. Сохин, – содержит в себе все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоение им звуковой стороны, грамматического строя и словарного запаса. По детским высказываниям, можно получить представления об уровне речевого развития дошкольников».
Следует уточнить, что высказывание – это одновременно и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенный речевой продукт, который длиннее предложения. Связные детские высказывания можно охарактеризовать с разных точек зрения: 1) по деятельности (назначению); 2) в соответствии с предшествующими психическими процессами, на которые опирается ребенок.
Для определения связности устного высказывания детей дошкольного возраста используются следующие критерии:
1) наличие смысловых связей между элементами рассказа;
2) грамматическая связность и логичность предложений;
4) законченность мысли говорящего.
А. М. Леушина уточняет: «Развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития».
В развитии связной речи существует тесная связь интеллектуального и речевого развития ребенка, развития их мышления, восприятия и наблюдательности». Необходимо уточнить, что связная речь ребенка дошкольного возраста является самостоятельным видом речевой и мыслительной деятельности и выполняет важную функцию получения и контроля знаниями. В своем исследовании Т. Б. Филичева приводит следующее положение: «При спонтанном развитии умения и навыки связной речи не достигают того уровня, который необходим для дальнейшего полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально».
На основании анализа психолого-педагогических исследований, мы приходим к выводу, что связная речь ребенка дошкольного возраста – это совокупность тематически связанных речевых фрагментов, тесно связанных друг с другом и представляющих смысловое и структурное целое.
Основными формами внешней связной речи являются диалогическая и монологическая. В психолого-лингвистической литературе диалог и монолог воспринимаются с точки зрения их противопоставления. Они различаются по своим языковым и психологическим и коммуникативным аспектам. Например,
Диалогическая речь – первичная по происхождению форма речи, возникающая при непосредственном общении двух или нескольких собеседников, и состоит в основном обмене репликами. Это главная особенность диалога. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания».
В онтогенезе ребенок дошкольного возраста сначала овладевает диалогической, затем монологической речью. Диалогическая речь имеет ряд отличительных особенностей, которые отражаются в использовании языковых средств, которые допускаются в диалоге, но не перенимаются в монологе, построенном по правилам литературного языка.
По сравнению с диалогом монолог представляет собой связную речь индивида. Коммуникативная цель монолога состоит в передаче определенных событий и явлений действительности, существующих относительно давно и не предназначенных для мгновенной реакции. Поэтому в монологическом высказывании содержится более полная формулировка информации.
В психолого-психолингвистической литературе связная монологическая речь (или монолог) представляет собой особый вид речемыслительной деятельности, имеющий более сложную структуру, чем диалог, и считается сложным видом устного общения. Это показывает, что приемов правильного построения предложения недостаточно для представления связного сообщения.
И. И. Мельникова подчеркивала, что «монологическая речь представляет собой наиболее сложную форму речи и определяется как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности».
А. А. Леонтьев уточнял, что такие качества монологической речи, как относительная развернутость, большая произвольная развернутость и программированность: «говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и. весь «монолог» как целое».
Монолог развивается на основе диалогической речи, содержание монологической речи по большей части заключает в себе мысленную обращенность к реальному или к предполагаемому слушателю или собеседнику, как это имеет место и во внутренней речи. Монологическая речь является относительно развернутым видом речи, она в большей степени произвольна.
Основные свойства монологической речи в норме детей дошкольного возраста такие как :
– полнота и логическая завершенность высказывания;
– использование литературной лексики;
– непрерывность изложения, его сложность, логическая последовательность изложения, понятность материала для аудитории, ограниченность использования невербальных средств коммуникации;
– связность и последовательность в монологе, произносимом говорящим.
М. М. Алексеева и О. С. Ушакова различают четыре типа монологов по их роли (назначению) : описание, повествование, рассуждение и контаминация (смешанный текст). Они рассматривают следующие типы монолога.
1. Описание – это фиксированное свойство объекта. Описание подчеркивает общий тезис, называет объект, а затем включает описание необходимых и второстепенных признаков, характеристик и функций. Описание заканчивается заключительным предложением, которое указывает на оценочный подход к теме. О. А. Нечаева в своих трудах дает следующее определение: «Описание – функционально-смысловой тип речи, являющийся ее типизированной разновидностью как образец, модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании и имеющий для этого определенную языковую структуру».
2. Повествование – это связный рассказ о каком-либо событии. В основе лежит история, которая разворачивается во времени. Структура повествования сложна, она требует определенного порядка и не допускает перестановок (начало, развертывание и завершение событий). В повествовании используют разнообразные лексические и грамматические средства, особенно это относится к глаголам, которые способны выстраивать последовательность действий и событий. В старшем дошкольном возрасте присутствуют элементы повествования всех типов, но в основном наблюдаются смешанные тексты с преобладанием одного из типов. Е. И. Тихеевой писала: «К пяти-шести годам у детей должны сформироваться элементарные формы монологической речи : рассказ и пересказ».
Пересказ – воспроизведение текста. Это сложная деятельность, в которой активно задействуются детское мышление, память и воображение. Пересказ историй требует ряда навыков, которым, в частности, обучают детей. Другими словами, прослушивание художественной литературы, понимание основного содержания, запоминание порядка изложения, проговаривание авторского текста и последовательный способ передачи текста со смыслом. Пересказ историй положительно влияет на связность речи детей. Дети следуют и имитируют письменные образцы речи. Текст содержит иллюстрированные пояснения, которые вызывают у ребенка интерес, тренируют умение объяснять предметы и явления, совершенствуют все стороны речи и подчеркивают интерес к языку.
К концу дошкольного возраста дети способны самостоятельно составлять сюжетный рассказ, выделять его начало, основную часть и окончание, способны использовать прямую речь. Однако такие рассказы детей не всегда последовательны и разнообразны. Развитие речи в процессе самостоятельных игр и деятельности детей способствует становлению интеллектуальной практической функции речи : дети объясняют выполненные действия, планируют этапы предстоящей деятельности, объясняют и рассуждают, как будут выполнять то или иное действие. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает основными формами устной речи, присущими взрослым». Например, старшие дошкольники могут придумать рассказ или сказку, объясняющую, где рассказ, а где сказка. Они изучают разные виды высказываний на основе наглядного материала и без поддержки. Дети учатся отбирать нужные знания и находить необходимую форму их выражения в связном повествовании. Фразы, используемые в детских рассказах, становятся все более многочисленными и сложными. Однако дети не всегда способны передавать свое эмоциональное отношение к описываемым ими предметам и явлениям. Затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении. Основными недостатками в развитии связной речи являются невозможность составить связный текст, используя все элементы структуры (начало, середину, конец, связать части повествования.
3. Рассуждение – это рациональное представление материала в форме доказательства. В рассуждении выявляют реальные факты, точки зрения и причинно-следственные связи. В его структуре выделяются: тезис (обычно исходное предложение, доказательства выдвинутого тезиса и вывод-заключение.
Дети старшего дошкольного возраста владеют способностью к рассказыванию и пересказу. Между собой рассказ и пересказ детей старшего дошкольного возраста отличается тем, что в рассказе ребенок способен отбирать содержание для высказывания и оформлять его самостоятельно, а при пересказе материалом для высказывания служит художественное произведение и умение его точно последовательно пересказать событий в пересказе: начало события, его развитие и конец.
По мнению Н. А. Стародубовой, признаками связной речи старших дошкольников являются способность к построению связных последовательных высказываний: умение описания, повествования, умение строить рассказ и пересказ, умение коллективно обсуждать, договариваться, придумывать.
Таким образом, монологическая связная речь – это логически связанная речь, содержащая в себе определенную тему и проблему. Развитие связной монологической речи происходит постепенно. Каждый этап развития речи ребенка имеет свои, например, чем старше дошкольники становятся, тем активнее дети участвуют в беседах или разговоре, они отстаивают свое мнение, мотивируют и убеждают своих друзей. Дети демонстрирует способность идентифицировать свойства, анализировать предметы и явления. Этот навык проявляется в развитии у ребенка связной монологической речи. Дети умеют ясно и связно описывать то, что видят и чувствуют, объяснять, почему и что происходит, составлять рассказ с помощью картинок, различать сказки и обычные рассказы.