Асадчая Татьяна
Проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблему развития познавательной активности детей дошкольного возраста на данный момент можно считать актуальной, поскольку развитие активности связано с получением детьми разнообразного опыта, который характеризуется как социальная компетентность и включает представление об общественных нормах и правилах поведения. Кроме того, вопрос формирования познавательной активности дошкольников представляет собой сложную педагогическую проблему, а также важную социальную задачу.
Публикация «Проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Процесс развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста предполагает наличие определенных условий, способствующих его эффективности. Рассмотрим их подробнее.
Первым условием является создание пространства детской реализации. Пространство детской реализации связано с созданием нового продукта, автором которого выступает сам ребенок. Пространство детской реализации обеспечивает развитие личности дошкольника, поддержку его индивидуальности и открывает путь к самостоятельной деятельности. Также проявляется в уважении к ребенку со стороны взрослых и сверстников; предоставлении возможности самореализации в разных видах детской деятельности.
В пространстве детской реализации педагогу нужно помочь ребенку осознать и сформулировать свою идею, заметить проявление детской инициативы, а также создать условия для представления ребенком своих достижений социальному окружению, способствовать тому, чтобы окружающие увидели и оценили полученный результат и помочь дошкольнику осознать пользу и значимость своего труда для окружающих людей.
Таким образом, благодаря пространству детской реализации ребенок утверждается как личность, у него появляется опыт практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками, формируются переживания социального успеха и собственной значимости.
Второе условие представляет собой разработку и использование в свободной деятельности детей дидактических игр с развивающим оборудованием «VAY TOY», которое считается одним из современных средств познавательного развития дошкольников, так как обеспечивает всестороннее развитие детей и способствует созданию счастливой среды. В процессе использования «VAY TOY» педагогу предоставляется возможность проводить образовательную деятельность в подвижной форме, объединив познавательное развитие детей и их двигательную активность; занятия можно проводить в коллективной, групповой или индивидуальной форме обучения, кроме того, использование «VAY TOY» допускается на протяжении всего дошкольного возраста с разной вариацией заданий. Преимуществом данного оборудования является возможность включения в игру разных образовательных областей. Так, дети среднего дошкольного возраста смогут сравнивать предметы, считать до 5, закреплять знания о геометрических фигурах и основных цветах. Кроме того, у детей развивается зрительная память, речь, фонематический слух, внимание, образное мышление, тактильное восприятие и ориентировка в пространстве.
Третье условие развития познавательной активности дошкольников – это создание проблемных игровых ситуаций с использованием оборудования «VAY TOY». При регулярном использовании данного педагогического условия педагог стимулирует детскую познавательную активность. Проблемные игровые ситуации можно включать в проведение непосредственно образовательной деятельности. Такие занятия должны основываться на принципах развивающего обучения, задачей педагога является развитие у детей умения думать, рассуждать, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения должен способствовать не столько накоплению у детей знаний, сколько развитию умения.
Кроме того, в ходе игровой деятельности необходимо создавать ситуации, при которых обсуждаются правила, проясняются детьми смысл правил. Педагогу необходимо создать такие проблемные ситуации, которые будут инициировать детское любопытство и побуждать к деятельности, а также стимулировать детей для разрешения этих проблемных ситуаций.