Наталья Кузнецова
Проблема формирования самостоятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема самостоятельности конкретно поставлена великим славянским педагогом Я. А. Коменским, который указывает, что можно выучить наизусть только то, что понято рассудком.
В трудах наших соотечественников Н. И. Новикова, В. Г. Белинского, Н. И. Пирогова, и других, изложены мнения о том, что надо будить мысль учащихся, развивать их умственные способности, прививать навыки самостоятельной работы – вот главные их педагогические воззрения. Это особенно убедительно звучит и сегодня.
Публикация «Проблема формирования самостоятельности у дошкольников» размещена в разделах
Наиболее полное теоретическое освещение проблемы самостоятельности учащихся получает в трудах К. Д. Ушинского, который заботился о том, чтобы дети «по возможности трудились самостоятельно, а взрослый руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал».
Актуальность проблемы формирования умственной самостоятельности состоит в овладении и управлении законами социально-экономической жизни, сознательном участии в формировании общества, ориентировке в потоке информации – все это приходится на личность сегодня, поэтому она должна овладеть аппаратом изобретательности и творчества.
Самостоятельность – важнейшее качество личности.
Вряд ли существует более ценное качество личности, чем самостоятельность, более ясное и определенное.
Под самостоятельностью как компонентом способности личности исследователями понимается: способность к обособлению своей позиции, умение общаться с самим собой; способность к независимой реализации структурных блоков деятельности; способность планировать, систематизировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного внешнего руководства и помощи; способности соотносить стремления и возможности, адекватно оценивать процесс и результат своей деятельности. С позиции отношения самостоятельность рассматривается как обобщенный компонент отношения личности к выполнению своих обязанностей, к процессу деятельности, ее результату, направленность на независимость, автономность своей социальной практики и взаимоотношений с людьми.
Самостоятельность как свойство личности предполагает: во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения; во-вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков; в-третьих, убеждение в том, что такое поведение правильное, реально и социально возможно.
В работах Г. Н. Годиной самостоятельность определяется как качество личности, выражающееся в умении овладевать знаниями и практическими навыками, используемыми затем в различных условиях собственной деятельности, доступной детям 2–4 лет.
В современной психологической литературе выделен целый ряд свойств, составляющих сущность самостоятельности и связанных с нею психических явлений: способность к самоутверждению, поддержанию стабильности «Я», самоконтроль, умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, умение сохранять свое мнение вопреки внешнему давлению, склонность брать на себя ответственность за важнейшие события своей жизни, а не винить в них других людей, объективные обстоятельства или судьбу, и т. п.
Самостоятельность – это социально важное и значимое качество личности, нравственная ценность которого определяется активностью человека в совместной деятельности и отношении с другими людьми. Развитие самостоятельности всегда предполагает ее историческую определенность и обусловленность социальным строем. Поэтому характер многообразных проявлений этого качества личности в том или ином обществе меняется и объясняется зависимостью от его содержания нравственно приемлемого идеала. В советской этической литературе нравственный идеал определяется как совокупность общественно-признанных качеств и свойств личности нового человека. Значение самостоятельности заключается в том, что она помогает человеку осуществить желаемое в соответствии с общими условиями общественной деятельности и окружающей обстановки.
Самостоятельность формируется всем стилем жизни, побуждающим личность с раннего детства совершать поступки и принимать за них ответственность. Особенно ценна она в тех экстремальных ситуациях, когда необходимо принимать самостоятельное решение, не ожидая команды из вне. Советские исследователи утверждают, что самостоятельность не возникает вдруг. Она развивается с самого детства на основе укрепляющихся простейших навыков и привычек. Сначала ребенок овладевает навыками самообслуживания. В дальнейшем в самом процессе самостоятельной деятельности создается ряд внутренних условий ее развития. Это значит, что результаты развития самостоятельности сами становятся предпосылками дальнейшего ее совершенствования.
Самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. Стать самостоятельным – объективная необходимость и естественная потребность ребенка. Она связанна, во-первых, с общим свойством генотипа, который дает возможность человеку совершать достижения не только элементарного, но и высшего уровня. Это свойство обнаруживается у детей уже в раннем возрасте и непосредственно связано с волевыми процессами. Изученные научные данные свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достигнуть выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности. По своей психологической структуре самостоятельность включает следующие компоненты: познавательные, волевые, эмоциональные. Они характеризуют знания о задаче и способах ее выполнения (умственных и практических) и уровень овладения этими способами. Наличие таких компонентов показывает, что по содержанию самостоятельной деятельности можно выявлять и формировать такие качества личности, как целеустремленность, волевую настойчивость, организаторские умения, доброту и сочувствие. Единство этих компонентов создает предпосылки для формирования самостоятельности как морально-волевого качества, перспективу развития оптимистичной, бодрой личности, способностей к сосредоточению усилий и преодолению трудностей.
Показателями самостоятельности старшего дошкольника выступают : стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач на основании ряда исследований. Изучение самостоятельности старших дошкольников с позиции их готовности к школе выявило присутствие тесной взаимосвязи между этими показателями: чем выше уровень самостоятельности старших дошкольников, тем выше его уровень готовности к школе. Поэтому одна из главных программных задач воспитания – привитие детям навыков самостоятельности.
Воспитательная задача – привитие детям навыков самостоятельности осуществляется соответственно возрастным возможностям.
Инициатива и планирование – вот первые элементы в формировании самостоятельности, отражающиеся в поведении целенаправленностью, ориентированной на конечный результат действия. Успех этого этапа во многом зависит от взрослого, ведь инициатива ребенка намного опережает его возможности самостоятельно ее реализовывать. Следовательно, задача взрослого на этом этапе – максимальное уважение и поддержка намерений ребенка и обязательная практическая помощь. Если корректная поддержка осуществляется без акцента на беспомощность, без унижения достоинства, то в структуре личности ребенка закрепляется первый элемент истинной самостоятельности – потребность в целесообразности, нормативности действий, имеющих на выходе практический результат, обладающий общественной значимостью, культурным смыслом.
Второй типичный признак истинной самостоятельности – целеустремленность, настойчивость в действиях, подчиненных достижению цели. Ребенок становится усидчивым и настойчивым, увлеченным одним делом в течение длительного времени с настойчивым желанием получить не любой, а именно задуманный результат. Задача взрослого на этом этапе – также корректная поддержка. Ведь смысл этого периода – формирование целеустремленности, усидчивости и стремления добиться задуманного, как второго признака складывающейся истинной самостоятельности.
Третий признак в развитии самостоятельности – способность к самоконтролю и самостоятельной оценке результата своей деятельности и себя, как деятеля. Самоконтроль и самооценка не только завершают формирование самостоятельности как целостного личностного образования, но и меняют в корне самосознание ребенка, его знание о себе и отношение к себе.
Развитием самостоятельности в сфере предметно-практической деятельности завершается ранний возраст.
В период дошкольного детства самостоятельность продолжает развиваться, но уже на другой основе. В процессе постепенного овладения логикой взаимосвязи явлений, построения элементарного практического мировоззрения, формирования доступных самостоятельных рассуждений, умозаключения, обобщения фактов обуславливается готовностью к школьному обучению.
Таким образом, в формировании самостоятельности существенную роль играют, с одной стороны организационно-познавательные факторы развития личности, наличие знаний и навыков, а с другой стороны эмоционально-волевые, характеризующие внутренний настрой, позицию ребенка и выражающиеся в наличии волевого усилия, чувств. Правильное сочетание внешних и внутренних факторов способствует установлению органической связи обучения с воспитательным процессом.
Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением высокой активности, инициативы, творчества. Активность – природное свойство детского организма. В этом случае она связана с развитием нервной, костной и мышечной системы организма, деятельностью органов. Это и есть движущие силы развития дошкольника, которые с возрастом крепнут, ищут выхода, жаждут применения.
Чаще всего в такой активности ребенок удовлетворяет потребность действовать, как-то проявлять себя. Активность – не только природное свойство, но и приобретаемое, развивающееся качество личности, доходящее в высших своих формах до общественной и творческой активности.
Черты независимости от взрослого, которые приобретает ребенок при условии соответствующего воспитания в детском саду и в семье, умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляют предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе.
Многие психологи считают, что старшие дошкольники испытывают острую потребность в признании своих успехов со стороны взрослого. Данная потребность становится стимулом их социально-личностного развития и подготовки к школе. Подкрепление ее в жизненной практике, в опыте познания, в деятельности и в общении приводит к формированию очень ценных с позиции перспектив развития личности чувств: самоуважения, собственного достоинства. Без этих чувств, в дальнейшем невозможно развитие стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию.
Таким образом, под влиянием соответствующего воспитания, в старшем дошкольном возрасте начинают действовать социально-ценные мотивы, имеющие важное значение для полноценного развития личности будущего школьника.
Необходимость формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста обосновывается принципиальным положением педагогики о воспитании и всестороннем развитии личности каждого ребенка в условиях коллектива детей. Самостоятельность по своей неоднородности может быть как коллективно, так и индивидуально направленной в зависимости от условий, рода деятельности, индивидуальных особенностей ребенка, от соучастника деятельности и проявляться в большей или меньшей степени, частично или полностью.
Самостоятельный ребенок – это, прежде всего ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Успешный личный опыт самостоятельных дел порождает у ребенка стремление проявить себя, попробовать свои силы в новых делах. Отсюда большая воспитательная ценность именно успешной самостоятельной деятельности, которая как бы внутри себя содержит источник самодвижения личности, подталкивающий ее на решение новых задач. Поэтому характеристика «самостоятельный ребенок» всегда содержит оценку самостоятельности, как преобладающей черты поведения, проявляющейся в разных сферах его деятельности (труд, игра и др.).
Нормально развивающемуся ребенку дана не только возможность, но и стремление к самостоятельности, столь хорошо выраженное уже у дошкольника.
ВЫВОДЫ:
Самостоятельность – способность ребенка действовать независимо, проявляя ответственность, инициативность. Характер и направленность детской активности и самостоятельности, предпосылки перерастания их в мотивированное, субъективно-психологическое состояние личности ребенка дошкольного возраста определяется характером условий, в которых происходит их развитие. Основными педагогическими условиями, обеспечивающими воспитание активности и самостоятельности у детей, являются: среда дошкольного учреждения, содержание дошкольного воспитания, повышение его теоретического уровня, совместная деятельность детей с различной степенью регламентации ее извне и с различной степенью кооперирования их в процессе деятельности, эмоционально-положительный психологический контакт между взрослым и ребенком.