Ольга Кулинченко
Проблема адаптации ребенка к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый год большое количество детей впервые приходят в дошкольное учреждение. Многие малыши трудно переносят даже временную разлуку с близкими им людьми. Травма, наносимая нервной системе в этот период, может иметь долговременные последствия. Поэтому проблема правильной организации периода адаптации приобретает большое социальное и педагогическое значение. И большую роль в этом вопросе играет взаимодействие ДОУ с семьей. От того как будут построены отношения педагогов и родителей, будет зависеть протекание процесса адаптации.
Этим вопросом занимаются многие отечественные и зарубежные ученые.
Публикация «Проблема адаптации ребенка к ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2017
В своем большинстве проведенные исследования носят психолого-педагогический характер. (Кононова, Аксарина, Тонково-Ямпольская, Черток и другие). Однако не менее важное значение имеет и биологический характер. В этом плане главным является анализ семейного воспитания детей, развитие ведущей деятельности, уровень общения с окружающими людьми (Никитина, Блудова, Пазухина).
В ходе комплексного исследования, проведенного Тонково-Ямпольской, Шмидт-Кольмер, Атанасовой-Буковой и др.) было выделено 3 фазы адаптационного процесса :
1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению аппетита и как следствие,веса, частым простудным заболеваниям, нарушению сна и аппетита. Длится эта фаза в среднем около месяца.
2. Подострая фаза. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического по сравнению со средними возрастными нормами. Длится эта фаза в среднем 3-4 месяца.
3. Фаза компенсации, характеризуется убыстрением темпа развития, в результате к концу учебного года преодолеваются указанная выше задержка темпов развития.
Исследования педагогов Аксариной, Жуковой, Тонково-Ямпольской и других показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:
-Возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем больше вероятность, что протекать она будет дольше и тяжелее)
-состояния здоровья и уровня развития ребенка,
-индивидуальных особенностей ребенка,
-биологических и социальных факторов,
-опыта общения ребенка со взрослыми и детьми.
Учитывая результаты всех исследований, в нашем ДОУ уделяется большое значение адаптации ребенка. При первой встречи с родителями им даются рекомендации максимально приблизить домашний режим к режиму дошкольного учреждения, доказывается необходимость и важность формирования у ребенка положительного отношения к детскому саду, чувства уверенности в окружающем, а также навыков общения, прежде всего со сверстниками.
В нашем учреждении поводятся мероприятия для ускорения адаптационного периода, такие как «Праздник знакомств», игры «На знакомство между собой», «на знакомство детей с ДОУ и его персоналом».
В день, когда проводится «Праздник знакомств» детей и их родителей встречают все воспитатели и их помощники, работающие в данной группе. Детей и их родителей знакомят с группой, со спальней и другими помещениями, в которых будут находиться их дети. Показывают картинки, которые наклеены на шкафчиках и кроватках. Проводятся игры, направленные на знакомство детей между собой, игры, в которых принимают участие и воспитатели, и родители. Праздник завершается чаепитием, подготовленным с помощью родителей. Такое знакомство с воспитателями и детьми в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке, способствует положительному настрою детей на посещение ДОУ, знакомству родителей между собой.
С большим интересом дети играют в игру «Как тебя зовут?» Цель этой игры помочь детям запомнить имена друг друга. Воспитатель берет бубен и в ритм ударам пропевает «Как тебя зовут?» Передает бубен ребенку, который тоже пропевает свое имя, спрашивает у другого ребенка «Как тебя зовут?». Детям очень нравится эта игра. Они с удовольствием нараспев пропевают свое имя, улыбаются друг другу. При этом развивается чувство ритма, дикция, речевое дыхание.
С большой радостью малыши играют в игру «Раздувайся, пузырь». Ребятам очень нравится, стоя в кругу, держась за руки, надувать пузырь, а когда пузырь «лопнул», дети со смехом падают, машут ногами, веселятся, что тоже благоприятно сказывается на их эмоциональном состоянии.
Своим родителям перед началом посещения дошкольного учреждения мы настоятельно рекомендуем:
1. Максимально приблизить домашний режим дня к режиму детского сада.
2. В первые дни пребывания ребенка в ДОУ исключить травмирующие процедуры, такие как, стрижка волос, ногтей, прививка.
3. Уделять ребенку максимум внимания.
4. В первые дни забирать малыша раньше домой, при необходимости проводить некоторое время в дошкольном учреждении вместе с ребенком.
Вот такими совместными с семьей ребенка усилиями мы преодолеваем трудности, связанные с первым посещением и привыканием малыша к дошкольному учреждению.