Плотникова Елена
Приёмы развития понимания речи детей дошкольного возраста с ЗПР. Примеры игр по лексическим темам
▼ Скачать + Заказать документы
Танская Наталья Борисовна,
учитель-дефектолог МБДОУ
компенсирующего вида № 5,
г. Новороссийск
Приёмы развития понимания речи в начальный период обучения детей дошкольного возраста с ЗПР, примеры игр по лексическим темам.
Лексическая тема «СЕМЬЯ».
По этой теме детей обучают (закрепляют):
- Учить называть (закреплять названия) членов семьи.
- Учить пониманию родовых отношений (закреплять родовые отношения) в семье (дочка, сын, внук, внучка).
Публикация «Приёмы развития понимания речи детей дошкольного возраста с ЗПР, Примеры игр по лексическим темам» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
- Занятия членов семьи (глагольный словарь).
- Понятия «высокий-низкий», «старый-молодой», «маленький-большой».
- Занятия членов семьи.
Словарь существительных: семья, мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, внучка, внук, сестра, брат.
Словарь глагольный: играет, читает, сидит, лежит, ползет, рисует, готовит
Упражнение «Кто это?».
Цель: уточнить представления ребенка о членах семьи.
-Это кто? (Мама). (Это мама) и т. д.
Папа, мама, дети, бабушка и дедушка – это семья.
Упражнение «Кто есть кто?».
Цель: различать людей по половой принадлежности (с опорой на внешние признаки).
-Это Таня. Таня мальчик или девочка? (Девочка).
Как ты догадался (лась? (У Тани длинные волосы. Таня одета в платье. Таня играет с куклой и т. д.)
Упражнение «Молодой-старый?».
Цель: формировать понимание этапов роста человека.
1 вариант
-Кто это? (Это дедушка)
-Как ты думаешь, дедушка всегда был стареньким? (Нет).
- Сначала дедушка был мальчиком (выставляется картинка мальчика, мальчик вырос и стал мужчиной (картинка папы). А потом мужчина стал дедушкой.
-А теперь ты разложи картинки по порядку. С какой начнём? И т. д.
2 вариант.
Перед ребенком выкладываются картинки: малыш, маленький мальчик, большой мальчик, юноша, мужчина, дед.
(Ребенку предлагается разложить картинки в последовательности от малыша до дедушки).
Упражнение «Покажи где?
Цель: учить понимать логико-грамматические конструкции.
Выкладываются перед ребенком две картинки: папа, мальчик и девочка.
-Покажи, где папин сын?
-Папа сына?
-Сын папы и т. д.
Упражнение «Кто что делает?».
Цель: работа над пониманием, расширением глагольного словаря.
Педагог выкладывает картинки с изображением членов семьи, выполняющих определенные действия.
-Что делает мама? (Мама готовит)
-Что делает папа? (Папа пылесосит) и т. д.
Лексическая тема: «Мой дом».
- В этом разделе с детьми учат (закрепляют части дома):
стена, крыша, окна, двери, крыльцо, балкон.
-Наличие помещений в доме и их назначение.
-Двор дома.
Словарь существительных: окно, дверь, крыша, ступеньки (крыльцо). стены, балкон.
Словарь глагольный: строить, открывать, смотреть, заходить, жить.
ДОМ
Упражнение «Части дома».
Цель: учить (закрепить) названия некоторых частей дома: стена, окно, дверь, балкон, крыша, крыльцо.
Педагог показывает целый дом, вместе с ребенком рассматривает части дома, беседуют о назначении деталей дома. Предлагает сложить из частей дом.
Упражнение: «Что нужно дому?»
Цель: учить понимать вопрос и отвечать на вопрос (показывать): «Что нужно домику?».
Домику нужна крыша и т. д.
Упражнение «Для чего нужны?»
Цель: учить понимать вопрос, уметь на него ответить. Закреплять (учить пониманию) назначение частей дома.
-У дома есть крыша. Для чего нужна крыша?
-У дома есть окна. Для чего нужны окна?
Назначении помещений в доме
Назначение каждого помещения в доме, обсуждается отдельно. Для каждой комнаты подбирается фон, мебель, детали интерьера.
Рассказ педагога о доме
В доме есть комнаты. Комната, в которой живут дети. Называется детская комната. Комната в которой живут родители, называется спальня.
Комната, в которой собирается вся семья, где все смотрят телевизор, играют, отдыхают, называется гостиная.
Комната, в которой семья моется, умывается, называется ванной комнатой и т. д. (беседа на усмотрение педагога)
Беседа с детьми (используются фоны, мебель, картинки с изображением людей)
-Как называется эта комната?
-Кто живет (что делает семья) в этой комнате?
-Какая мебель стоит в комнате?
ДВОР
Словарь существительных: дом, качели, песочница, клумба, гараж, машина.
Словарь глагольный: качается, играет, поливает, стоит.
Педагог выкладывает фон двора: дом, гараж, машину, качели, песочницу, клумбу и т. д.
Упражнение «Что для чего?»
Цель: называть предметы, находящиеся во дворе, понимать назначение этих предметов (качели, песочница, клумба, гараж, машина).
-Это качели. Что это? (Это качели).
-Для чего нужны качели? (Качаться) и т. д.
Упражнение «Собери картинку».
Цель: ориентировка на листе бумаги. Закрепление понятий «слева-справа», «посередине», «вверху-внизу».
Ребенок располагает предметы на фоне, согласно инструкции (двор).
Упражнение «Кто что делает во дворе?».
Цель: умение понимать и называть действия людей
(едет на велосипеде, играет в песочнице, качается на качели, поливает цветы и т. д.)
Подобным образом можно составить упражнения и игры для детей с ЗПР по другим лексическим темам – «Игрушки», «Мой дом», «Мебель» и т. д.
Методические рекомендации к заданиям.
(Работа над пониманием речи.)
Приёмы развития понимания речи в начальный период обучения:
1. Показ предмета с называнием. Обычно показывают небольшое количество предметов (1-2).
2. Побуждение детей к действиям. Взрослый даёт словесную инструкцию ребёнку, предполагающую ответ действием в конкретной ситуации. Например: «Дай мне …», «Покажи…» (педагог уточняет инструкцию жестом).
3. «Оречевление» ситуации, т. е. многократное проговаривание ситуации педагогом. Используя реальные ситуации повседневной жизни, режимных моментов, взрослый называет предметы, которые берёт ребёнок, действия, которые производит в данный момент ребенок или взрослый, называет те ощущения, которые на данный момент испытывает ребёнок. При этом взрослый говорит короткими фразами из 2-4 слов, делает паузы, одни и те же слова использует в разных грамматических формах, все слова и фразы произносит с естественной интонацией.
4. Приём "одностороннего диалога" (собственных вопросов и ответов педагога) используется на занятиях и в повседневной жизни. Слова взрослого совпадают с эмоциональными и сенсорными ощущениями ребенка и таким образом становятся понятными: ("Что Даня делает? Берёт машинку).
5. Вопрос "Где?". Этот приём используется на занятиях для привлечения внимания к предмету, для выделения его из окружающей обстановки, для узнавания по слову, а не для того, чтобы ребенок действительно указал и словесно обозначил местонахождение предмета. Например, педагог пересадил куклу с одного места на другое и спрашивает: "Где кукла?", или толкнул мячик, чтобы он покатился: "Где мячик?"