Наталья Таращик
Приёмы косвенного руководства самостоятельной сюжетно-ролевой игрой воспитанников с нарушениями зрения 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Основные понятия сюжетно-ролевой игры
Тема и содержание – отображаемая в игре область действительности.
Воображаемая ситуация – образ игры, ее модель, возникающая в результате перенесения реальных значений и отношений с одних объектов на другие, расположенные в поле игрового действия.
Сюжет – последовательность воспроизводимых детьми действий, событий, отражающих тему и конкретизирующих содержанием игры.
Роль – игровая позиция ребенка, состоящая в отождествлении им себя или другого участника игры с персонажем воображаемой ситуации.
Публикация «Приёмы косвенного руководства самостоятельной сюжетно-ролевой игрой воспитанников с нарушениями зрения 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Тема, содержание, воображаемая ситуация и роль претерпевают изменения на протяжении всего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и пр., при организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. (Например, поменялся образ типичного магазина, - это супермаркет; вместо обычной парикмахерской мы чаще встречаемся с салоном красоты с широким спектром услуг). В старшем дошкольном возрасте обязательно должна появиться игра в школу, направленная на развитие интереса к школе, положительного отношения к учебе и будущей социальной роли ученика.
Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Следовательно, воспитателю необходимо продумать ситуации, которые позволяют строить сюжет на основе творческого моделирования отношений между персонажами. Важно, чтобы ситуации, выбранные для моделирования в сюжетно-ролевой игре, вызывали у детей эмоционально-положительное отношение и интерес. Это является условием самостоятельности и активности детей в сюжетно-ролевых играх.
Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры :
1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитателю нужно играть вместе с детьми.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом этапе развертывать игру особым образом так, чтобы перед детьми сразу "открывался" и усваивался новый более сложный способ ее построения.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного возраста, необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществлении игрового действия, так и на пояснение его смысла партнером.
4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.
Задачи и методика руководства сюжетно-ролевой игрой в старшей группе
Основная задача:
Развитие самостоятельности и самоорганизации : формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Сохраняется задача обогащения содержания игр. Разнообразие игровых интересов не всегда опирается на достаточные знания. В связи с этим многие игры оказываются схематичными, и дети быстро теряют интерес к возникшему замыслу.
Методика руководства :
Как и в средней группе, основными приемами развития содержания игры являются расширение и углубление знаний детей об изображаемых событиях и явлениях. В этих целях особенно целесообразно использовать детскую литературу.
Во всех возрастных группах отдельным группкам детей, чьи игры стереотипны воспитатель предлагает новую тему игры, но не навязывает, старается возбудить к ней интерес. Приемы предложения могут быть различными: чтение книг, рассматривание иллюстраций с изображением играющих детей, рассказ о своих детских играх, об играх, которые он видел.
Дети старшего дошкольного возраста предъявляют высокие требования к качеству исполнения отдельных ролей. Это порождает недовольство друг другом, приводит к конфликтам: отказываются принять в игру ребенка, плохо выполняющего роль, появляются постоянные претенденты на главные роли. Возникают и устойчивые игры-объединения. Возможно, образование замкнутых группировок неохотно принимают в игру посторонних, обособление в игре мальчиков и девочек. Здесь необходимо прямое воздействие воспитателя : оценка поведения играющих, осуждение резкости, себялюбия, эгоизма, поощрение взаимопомощи, похвала за выдумку, подсказка увлекательной подробности. Беседы должны быть короткими, требуют от воспитателя умения вникнуть в игровой замысел, осмыслить характер ролевых и товарищеских взаимоотношений играющих.
Беседуя с детьми о предстоящей игре, воспитатель направляет их внимание на подбор игрового оборудования, оказывает помощь в недостающем, приучает к планированию игры, к самостоятельной организации игровой обстановки.
По ходу игры воспитатель дает совет, может задать вопрос, привлекает внимание к той или иной стороне игры.
В старшей воспитатель реже берет на себя роль, но дети принимают его в игру, если он способен искренне войти в роль.
Руководство сюжетно-ролевой игрой
Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их замыслы, их переживания. (Д. В. Менджерицкая).
Самое важное в руководстве – завоевать доверие детей, убедиться, что дети доверяют, верят воспитателю и убеждаются на практике, что воспитатель относится к их игре всерьез.
Цель руководства сюжетно-ролевой игрой – превратить ее в содержательную, интересную деятельность, имеющую воспитательную ценность.
Задачи руководства – формировать умения самостоятельно организовываться для игры, совместно обдумывать содержание, согласовывать свои действия с участниками игры, умело разрешать конфликты.
Содержание руководства – обогащение опыта детей, формирование умения перевода и закрепления опыта в игровой деятельности.
Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в 2 направлениях:
1 - формирование игры как деятельности: расширение тематики детских игр, углубление содержания игры, овладение детьми ролевым поведением.
2 - использование игры как средства воспитание ребенка, становление детского коллектива.
Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр старших воспитанников предполагает создание условий для самостоятельной, инициативной и творческой игровой деятельности детей.
Приемы руководства (традиционная классификация) : прямые и косвенные.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей жизни, обновления игровых материалов и т. д., то есть без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры.
Основное содержание развернутых сюжетно-ролевых игр детей – изображение труда людей, их разнообразной деятельности. Формирование знаний о структуре конкретной трудовой деятельности: ее цели, средствах, последовательности действий, результате; знаний о взаимодействии и взаимоотношении людей в процессе труда, распределении между ними обязанностей оказывает существенное влияние на содержание творческих сюжетно-ролевых игр детей.
Знания дети получают на занятиях, во время наблюдений на прогулках, в разговорах с детьми, при чтении книг, путем бесед и рассматривания картин, иллюстраций, в свободное от занятий время и т. д.
Процесс ознакомления с окружающим должен охватывать чувства детей, вызывать у них глубокий интерес к событиям и явлениям.
Прием косвенного руководства – внесения игрушек и создание игровой обстановки до начала игры – чтобы вызвать интерес (и игровой и познавательный) к новой теме или обогатить содержание уже бытующей.
Игрушки должны находиться в свободном пользовании детей. Обстановка в игровом уголке время от времени должна меняться, но с осторожностью, чтобы не навязывать игру вопреки желанию.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод – руководя играми детей важно помнить медицинскую заповедь «не навреди». Говоря словами Януша Корчака «не тяните ребенка до своего уровня. Постарайтесь дорасти до его гениальности», я вижу смысл творческого взаимодействия в сюжетно-ролевой игре воспитанников с нарушениями зрения.