Марина Гончарова
Природоведческие эксперименты для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Природоведческие эксперименты для детей дошкольного возраста».
Подготовила: Воспитатель МБДОУ д/с№5 «Солнышко»
Гончарова М. А.
Природоведческие опыты и эксперименты в работе с детьми дошкольного возраста используются для того, чтобы знания детей о природе стали более осознанными;
• для формирования познавательного отношения к природе;
• для развития наблюдательности;
• для формирования представлений о скрытых свойствах и качествах объектов природы;
Публикация «Природоведческие эксперименты для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
• для формирования представления о причинно-следственных, пространственно-временных связях, существующих в природе.
Виды экспериментов :
Эксперименты можно классифицировать в соответствии с разными критериями:
• по характеру объектов, используемых в эксперименте;
• по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;
• по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические, систематические;
• по продолжительности: кратковременные, длительные;
• по характеру мыслительных операций:
• по характеру познавательной деятельности детей :
Требования к проведению экспериментов.
.
1. Эксперименты должны быть безопасными для детей. Во время опытов любые, на первый взгляд самые безобидные, процедуры могут являться причиной травм детей. В связи с этим необходимо уделять очень большое внимание соблюдению правил безопасности, усилить контроль за поведением детей. Если возникает хотя бы минимальная опасность (например, работа со свечой или горячей водой, опыты лучше проводить демонстрационные.
2. Эксперименты всегда должны строиться на знаниях которые дети получили ранее. Детям должны быть ясны их цель и задачи. Поэтому педагог должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать). Например, «Тепло ли траве под снегом или нет?».
3. Объект, выбранный для эксперимента, должен максимально соответствовать целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента. Выбирая объект, надо отдать предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче. Например, нахохливание птиц зимой во время мороза лучше всего показать на примере воробьев, снегирей, а не ворон.
4. Важно, чтобы в постановке и проведении экспериментов дети были активными участниками, а не зрителями.
5. Необходимо осуществлять руководство экспериментом : продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.
6. При обсуждении результатов эксперимента педагог должен подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.
Содержание природоведческих экспериментов.
Содержание знаний о природе, представленное в учебной программе, позволяет педагогу отобрать материал, который можно дать детям, организуя эксперименты.
В дошкольных учреждениях проводят опыты и эксперименты :
• с предметами неживой природы;
• с растениями, направленные на изучение основных потребностей растений (в свете, влаге, тепле, почвенном питании); изучение функций частей растения (дыхание, питание); познание дифференцированных потребностей растений;
• с животными, направленные на изучение приспособлений животных к условиям окружающей среды (движение, защита от врагов); на познание дифференцированных потребностей животных;
Методика организации и проведения экспериментов.
В методике организации экспериментов можно четко выделить 4 этапа:
1. Осознание проблемной ситуации и постановка познавательной задачи.
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Выполнение работы и проведение наблюдения.
4. Обсуждение итогов и формулирование выводов.
Осознание проблемной ситуации и постановка познавательной задачи.
Эксперимент используется как способ решения познавательной задачи.
• Эти задачи могут быть выдвинуты самими детьми, постоянно задающими взрослым свои вопросы «почему», «отчего». Например, на запрет взрослого есть снег дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно утверждать, что снег грязный: он такой чистый, искристый, сверкающий… Убедительно эту проблему можно решить путем постановки эксперимента. Для этого надо растопить снег и посмотреть на мутную воду, которая образовалась. Для убедительности эту воду можно профильтровать с последующим рассматриванием грязного фильтра.
• Познавательную задачу может поставить перед детьми и педагог. В дошкольном учреждении эксперименты незаметно вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое. Например, готовясь к посадке семян на огороде, педагог спрашивает детей : «Как нужно подготовить землю? Обязательно ли ее вскапывать? А нельзя ли посадить семена, не вскапывая землю?». Гуляя на участке, педагог обращает внимание детей, что на тропинке трава не растет. Пробует копнуть палочкой и убеждается, что на дорожках земля твердая, а рядом на обочине – рыхлая. Подводит детей к выводу : раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит, и слабому растению трудно через нее пробиться.
• Иногда проблемная ситуация может быть обнаружена совместно. Например, прочитав сказку «Мороз Иванович», педагог спрашивает «Почему Маша пожалела травку, а Мороз Иванович хитро улыбнулся и сказал, что травке под снегом не холодно. Почему он так сказал? Ведь у Маши руки от снега закоченели? Так холодно под снегом или тепло?». Дети вовлекаются в проблемную ситуацию: «Мороз Иванович укрывает травку снегом, а у Маши руки закоченели?». Постепенно удивление перерастает в любопытство, а оно – в познавательный интерес. И тут наступает время спросить детей : «А как мы узнаем, тепло под снегом или холодно?».
Это будет следующим этапом постановки эксперимента - поиск путей решения проблемы.
В результате анализа жизненной ситуации и осознания познавательной задачи под руководством педагога выдвигаются предположения о возможных способах решения проблемы.
Выполнение работы и проведение наблюдения.
Одним из методических требований проведения экспериментов является организация максимальной активности детей.
Обсуждение итогов и формулирование выводов.
Дети пока мыслят образами, поэтому зачастую не могут выразить словами то, что, в общем, понимают неплохо. Например, знакомясь с магнитом, они быстро сообразят, как вытащить скрепку из стакана с водой, но наверняка будут испытывать затруднения при необходимости дать словесное описание соответствующих свойств магнита. Отказаться от формулировки выводов, как и от постановки цели, невозможно, так как это лишает эксперимент его познавательной ценности. Поэтому воспитатель помогает детям формулировать выводы и одновременно способствует развитию речи дошкольников.