Лучший педагог года

Природоведческие эксперименты для детей дошкольного возраста

Марина Гончарова
Природоведческие эксперименты для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на тему: «Природоведческие эксперименты для детей дошкольного возраста».

Подготовила: Воспитатель МБДОУ д/с№5 «Солнышко»

Гончарова М. А.

Природоведческие опыты и эксперименты в работе с детьми дошкольного возраста используются для того, чтобы знания детей о природе стали более осознанными;

• для формирования познавательного отношения к природе;

• для развития наблюдательности;

• для формирования представлений о скрытых свойствах и качествах объектов природы;

Публикация «Природоведческие эксперименты для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

• для формирования представления о причинно-следственных, пространственно-временных связях, существующих в природе.

Виды экспериментов :

Эксперименты можно классифицировать в соответствии с разными критериями:

• по характеру объектов, используемых в эксперименте;

по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;

по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические, систематические;

по продолжительности: кратковременные, длительные;

по характеру мыслительных операций:

• по характеру познавательной деятельности детей :

Требования к проведению экспериментов.

.

1. Эксперименты должны быть безопасными для детей. Во время опытов любые, на первый взгляд самые безобидные, процедуры могут являться причиной травм детей. В связи с этим необходимо уделять очень большое внимание соблюдению правил безопасности, усилить контроль за поведением детей. Если возникает хотя бы минимальная опасность (например, работа со свечой или горячей водой, опыты лучше проводить демонстрационные.

2. Эксперименты всегда должны строиться на знаниях которые дети получили ранее. Детям должны быть ясны их цель и задачи. Поэтому педагог должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать). Например, «Тепло ли траве под снегом или нет?».

3. Объект, выбранный для эксперимента, должен максимально соответствовать целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента. Выбирая объект, надо отдать предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче. Например, нахохливание птиц зимой во время мороза лучше всего показать на примере воробьев, снегирей, а не ворон.

4. Важно, чтобы в постановке и проведении экспериментов дети были активными участниками, а не зрителями.

5. Необходимо осуществлять руководство экспериментом : продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.

6. При обсуждении результатов эксперимента педагог должен подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Содержание природоведческих экспериментов.

Содержание знаний о природе, представленное в учебной программе, позволяет педагогу отобрать материал, который можно дать детям, организуя эксперименты.

В дошкольных учреждениях проводят опыты и эксперименты :

• с предметами неживой природы;

• с растениями, направленные на изучение основных потребностей растений (в свете, влаге, тепле, почвенном питании); изучение функций частей растения (дыхание, питание); познание дифференцированных потребностей растений;

• с животными, направленные на изучение приспособлений животных к условиям окружающей среды (движение, защита от врагов); на познание дифференцированных потребностей животных;

Методика организации и проведения экспериментов.

В методике организации экспериментов можно четко выделить 4 этапа:

1. Осознание проблемной ситуации и постановка познавательной задачи.

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Выполнение работы и проведение наблюдения.

4. Обсуждение итогов и формулирование выводов.

Осознание проблемной ситуации и постановка познавательной задачи.

Эксперимент используется как способ решения познавательной задачи.

• Эти задачи могут быть выдвинуты самими детьми, постоянно задающими взрослым свои вопросы «почему», «отчего». Например, на запрет взрослого есть снег дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно утверждать, что снег грязный: он такой чистый, искристый, сверкающий… Убедительно эту проблему можно решить путем постановки эксперимента. Для этого надо растопить снег и посмотреть на мутную воду, которая образовалась. Для убедительности эту воду можно профильтровать с последующим рассматриванием грязного фильтра.

• Познавательную задачу может поставить перед детьми и педагог. В дошкольном учреждении эксперименты незаметно вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое. Например, готовясь к посадке семян на огороде, педагог спрашивает детей : «Как нужно подготовить землю? Обязательно ли ее вскапывать? А нельзя ли посадить семена, не вскапывая землю?». Гуляя на участке, педагог обращает внимание детей, что на тропинке трава не растет. Пробует копнуть палочкой и убеждается, что на дорожках земля твердая, а рядом на обочине – рыхлая. Подводит детей к выводу : раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит, и слабому растению трудно через нее пробиться.

• Иногда проблемная ситуация может быть обнаружена совместно. Например, прочитав сказку «Мороз Иванович», педагог спрашивает «Почему Маша пожалела травку, а Мороз Иванович хитро улыбнулся и сказал, что травке под снегом не холодно. Почему он так сказал? Ведь у Маши руки от снега закоченели? Так холодно под снегом или тепло?». Дети вовлекаются в проблемную ситуацию: «Мороз Иванович укрывает травку снегом, а у Маши руки закоченели?». Постепенно удивление перерастает в любопытство, а оно – в познавательный интерес. И тут наступает время спросить детей : «А как мы узнаем, тепло под снегом или холодно?».

Это будет следующим этапом постановки эксперимента - поиск путей решения проблемы.

В результате анализа жизненной ситуации и осознания познавательной задачи под руководством педагога выдвигаются предположения о возможных способах решения проблемы.

Выполнение работы и проведение наблюдения.

Одним из методических требований проведения экспериментов является организация максимальной активности детей.

Обсуждение итогов и формулирование выводов.

Дети пока мыслят образами, поэтому зачастую не могут выразить словами то, что, в общем, понимают неплохо. Например, знакомясь с магнитом, они быстро сообразят, как вытащить скрепку из стакана с водой, но наверняка будут испытывать затруднения при необходимости дать словесное описание соответствующих свойств магнита. Отказаться от формулировки выводов, как и от постановки цели, невозможно, так как это лишает эксперимент его познавательной ценности. Поэтому воспитатель помогает детям формулировать выводы и одновременно способствует развитию речи дошкольников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Вести из домашней лаборатории» опыты, эксперименты, исследования по познавательному развитию для детей второй младшей группы«Вести из домашней лаборатории» опыты, эксперименты, исследования по познавательному развитию для детей второй младшей группы «Люди, научившиеся наблюдениям и опыту, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Фотоотчёт «Эксперименты и опыты с водой» для детей 4–5 летФотоотчёт «Эксперименты и опыты с водой» для детей 4–5 лет ребята посмотрите, что же у нас на столе находится. Два стаканчика, один пустой, а второй с водой. Стаканчик с водой какого цвета? Молодцы,.

Игры и эксперименты детей младшей группы с шариками орбизИгры и эксперименты детей младшей группы с шариками орбиз Уважаемые коллеги! Разноцветные гидрогелевые шарики очень приятные на ощупь понравились, конечно, и нашим детям! Сколько игр и экспериментов.

Конспект НОД «Эксперименты с водой» для детей старшей группыКонспект НОД «Эксперименты с водой» для детей старшей группы Дети – неутомимые эксперименты. Их все интересует, они засыпают нас вопросами, многое замечают и хотят все попробовать сами. И они просто.

Мастер-класс «Игры-забавы и эксперименты на летней прогулке» для детей старшей группыМастер-класс «Игры-забавы и эксперименты на летней прогулке» для детей старшей группы Цель: создать у детей радостное летнее настроение. Задачи: - продолжать совершенствовать умение детей действовать совместно; - развивать.

Эксперименты и игры с разноцветными стеклышками для детей младшего дошкольного возрастаЭксперименты и игры с разноцветными стеклышками для детей младшего дошкольного возраста Цель: создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой и экспериментальной деятельности; закреплять.

Опыты и эксперименты для детей раннего возраста Опыты и эксперименты для детей раннего возраста. 1."Рвем бумагу" Ребенок рвет на мелкие кусочки разноцветную бумагу, затем вместе можно.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Эксперименты по смешиванию красок для детей дошкольного возрастаЭксперименты по смешиванию красок для детей дошкольного возраста Конечно же каждой маме хочется, чтобы ее ребенок был самым лучшим во всем, и поэтому она стремится как можно раньше его развивать: научить.

Эксперименты в мини-лаборатории старшей группы для детей с ОВЗ продолжаются ВидеоЭксперименты в мини-лаборатории старшей группы для детей с ОВЗ продолжаются Видео Работа в нашей мини-лаборатории продолжается. Сегодня мы знакомимся с гидрогелем. Гидрогель - полимер, удерживающий влагу, является экологически.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Природоведческие эксперименты для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 февраля 2023 в 23:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Природоведческие эксперименты для детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Гончарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД