Наталья Григорович
Природоведческая экскурсия с детьми старшей группы «Весенний лес»
Цель: Формировать представление о состоянии природы весной; обогащать и активизировать словарь;
Задачи:
Образовательные:
Показать детям природу в переходном состоянии, когда можно еще наблюдать приметы зимы (лежит глубокий снег, деревья, кроме хвойных, кустарники стоят голые, насекомых не видно, и уже заметны признаки весны (на снегу образовался наст, кое-где видны первые проталины, усилилась капель с крыш, оживленнее стали птицы, из шишек ели высыпаются семена).
Упражнять детей в умении различать деревья.
Развивающие:
Публикация «Природоведческая экскурсия с детьми старшей группы „Весенний лес“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Развивать у детей интерес, внимание, наблюдательность;
Пополнить словарь детей новыми словами и активизировать их в речи;
Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Вызвать у детей чувство радости от встречи с лесом, усилить их эстетические переживания.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к природе родного края.
Вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.
Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.
Активизировать словарь: по теме «Весна» : наст, хвоя, проталины, мох.
Методы и приемы: наглядный; информационно - рецептивный - совместная деятельность педагога и ребенка, исследовательский, практический - труд в природе; словесный – рассказ, пояснение, загадка, художественное слово, рассматривание, сравнение.
Предварительная работа: ежедневные наблюдения на участке, чтение рассказов о природе, загадки, народные приметы, составление коротких описательных рассказов, беседы, рассматривание иллюстраций; картин с изображением ранней весны в лесу.
Подготовка экскурсионного снаряжения : питьевая вода, влажные салфетки, аптечка; перчатки, грабельки; корзиночки для шишек.
Ход экскурсии:
1. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, где живут сказки? (ответы детей)
Я тоже считаю, что сказки могут поселиться в самых разных местах. И,
наверное, многие из них живут в лесу. Сегодня мы пойдем в лес, в гости
к сказке. Послушайте стихотворение:
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась. (Ф. Тютчев)
Я предлагаю вам, ребята, по дороге в лес, на лесной поляне быть очень внимательными и постараться заметить улыбки весны.
По дороге в лес, определить с детьми состояние погоды (тепло - холодно, солнечно - пасмурно, тихо - ветрено). Рассмотреть, во что одеты дети. Поощрять детей, замечающих приметы - улыбки весны (капель с крыш, гомон птиц, проталины у дороги, яркое солнце)
В лесу:
Воспитатель: Здравствуй, лес! Здравствуй, сказка!
Как легко и приятно здесь дышится! Как чист и свеж лесной воздух! Давайте подышим чистым воздухом, ароматом сосен и елей, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.
Воспитатель: Из-за гор, из-за морей
Мчатся стаи журавлей
Ручейки в лесу поют
И подснежники цветут.
- Скажите, когда это бывает? (Весной)
- Ребята, мы пришли в лес наблюдать признаки весны.
2 часть. Коллективное наблюдение
Вместе с детьми выбрать удобную поляну. Остановиться, чтобы показать детям изменения в лесу с приходом весны. Предложить детям полюбоваться красотой леса, замечает, как хороши сосны, ели на фоне голубого неба и еще белого снега.
Воспитатель: Ребята, послушаем лес. Что вы слышите?
(слышен шелест ветвей, голоса птиц - каких)
(спросить каждого ребенка, положительно оценить и обобщить ответы детей). Подметить еще раз, как в лесу светло и красиво, как чист и свеж лесной воздух!
Воспитатель: Ребята, а видны ли в лесу признаки весны?
Посмотрите, снег покрыт твердой корочкой - настом, значит, сюда уже заглядывало солнце, пригревало снег своими лучиками. На что похож сейчас снег? (рассуждения детей)
Он как ледяное кружево. Возьмите осторожно кусочки наста и посмотрите сквозь него на небо, на солнце, только близко к лицу не подносите. Чуть дальше, осталась и примета зимы, посмотрите, там лежит глубокий снег, в то место солнышко заглядывало, мало и он еще не растаял.
Воспитатель: Ребята, что не пускает в лес солнце?
Дети: Ветки деревьев.
Воспитатель: Давайте наблюдать за ветками сосны и ветками ели. Сравним их. Сосны очень высокие деревья, тянутся высоко к небу, и ветви у этого дерева большие и крепкие. Посмотрите, у ели ветки. На ветвях сосны и ели иголки, они называются хвоя, у сосны хвоя длиннее. А вот, пахнут они одинаково, почувствуйте аромат сосны и ели. Как называются иголки этих деревьев? (хвоя)
Воспитатель: Ребята, на нашей поляне много солнца.
Как можно узнать, что весеннее солнце стало пригревать сильнее?
(помочь с ответом)
Можно потрогать стволы деревьев, нагретые солнцем. Давайте подойдем к сосне и убедимся в этом.
А еще можно увидеть проталины, это дорожки, где уже растаял снег от весеннего солнышка. Вот эта тропинка, на которой уже мало снега.
Как она называется?
Дети: Проталина
Воспитатель: Вот мы слушали, что лес рассказывает, а ведь лесную книгу можно еще и прочитать. Посмотрите на снег, что вы видите?
Дети: Следы птиц, людей, тонкие и толстые веточки, кусочки коры, местами снег почернел от еловых иголок - опадает сухая хвоя с деревьев (воспитатель конкретизирует, помогает с ответами).
Воспитатель: А это что? Похожи на маленькие крылышки. Постарайтесь и вы, ребята найти такие же крылышки, а я расскажу еще об одной примете весны.
(Продолжить после того, как дети соберутся возле воспитателя)
Эти крылышки - семена ели. Рассмотрите их внимательно, какие они?
Ранней весной семена ели высыпаются из шишек и разлетаются по всему лесу. Ребята, что помогает им перелетать? Давайте посмотрим вокруг, а вдруг нам удастся увидеть, как летят семена-вертушки. А вы знаете, в лесу до еловых семян много охотников. Кто бы это мог быть?
Это и белки, и дятлы, и клесты. Прислушаемся еще раз к голосам птиц.
Конечно, как и в городе, птицы стали оживленнее, больше поют.
Воспитатель: Ребята, ель или сосну вы в любое время узнаете, ни с чем не спутаете. А другие деревья вы узнать можете? Назовите, что еще растет вокруг нашей поляны.
Дети: Березы, Рябина и т. д.
- Кустарники узнать еще трудно. Вот это - молодая рябинка. Мы ее внимательно рассмотрим, веточки, почки, из которых скоро появятся зеленые листочки.
Воспитатель: Ребята, сейчас, понаблюдайте, что у нас растет под ногами.
Это мох (показать, дать возможность потрогать, определить цвет)
Самостоятельное наблюдение «Что находится под землёй»
Задание: (совместная деятельность воспитателя с детьми)
Ребята, осторожно отогните мох, посмотрите корни трав, кустарников; посмотрите, корни некоторых деревьев глубоко в земле; затем осторожно прикрыть мхом землю.
При возможности показать детям, что корни деревьев сплетены между собой, поэтому деревья в сильный ветер стоят в лесу крепко, не падают, а опавшая листва с лиственных деревьев будет хорошей подкормкой земле.
Воспитатель: Мы наблюдали за деревьями и растениями леса, а сейчас поиграем.
Подвижные игры: «Раз, два, три - к дереву беги!»;
«Кто внимательнее».
Цель: Воспитывать внимание, развивать двигательную активность всех детей; Закреплять знания детей о разнообразии деревьев в лесу.
(Трава – присесть, кустарник – встать, дерево – встать на носочки и потянуться.)
3 часть. Заключительная
Сбор шишек, кусочков опавших веточек, сосновых иголок, мха для коллекции «Чудесный лес».
Собранный материал сортируется, раскладывается по папкам, корзинкам.
Игра: ««Узнай по запаху».
Цель: Закрепить название деревьев, умение детей находить отличительные особенности деревьев, кустарников, растений леса. Воспитывать память, трудолюбие.
Воспитатель: Ребята, мы совершили экскурсию в сказочный, весенний лес. Наблюдали, за пробуждением природы с наступлением весны, за деревьями и растениями, любовались красотой весеннего леса, дышали свежим, весенним воздухом. А сейчас мы попрощаемся с весенним лесом. Оглянитесь вокруг. Постарайтесь запомнить, что вы увидели. А в группе все, кто хочет, нарисуют лесную сказку. До свидания, лес, до новой встречи!
Работа после экскурсии
Изготовление поделок из природного материала
Экологические игры: «Кто где живёт», «Угадай по описанию»
Чтение художественной литературы «Разговор деревьев» М. Пришвин
Свои чувства, любовь к природе дети выражают в рисунках и поделках из природного материала.